Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксическая ф-ия МС – вводное слово.






Признаки модальных слов:

- неизменяемость (грамматическая особенность)

- релятивность (относительность)

- вводная ф-ия (синтаксическая особенность)

- мотивированность другими ЧР

ЧР, производящие слова: существительные, наречия, глагол, причастия, числительное, прилагательное.

По значению выделяются две группы модальных слов:

1 - Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2 - Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).

Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

 

МЕЖДОМЕТИЯ это неизменяемые слова, выражающие эмоциональное отношение говорящего к высказыванию.

По происхождению М делятся на:

- производные междометия делятся на: простые и составные

- непроизводные: ах, о, у

Способы образования производных М:

1. Морфолого – синтаксический: Батюшки!

2. Прибавление частицы: Нате – ка!

3. Повторение первообразного междометия: ай – ай –ай

4. Стяжение императивного глагола: Пли!

5. Фразеологизация: Была не была.

К разряду М относ-ся слова, выступающие как сигналы переживаемых эмоций, волеизъявлений и призывов.

Распространено мнение, что М не входят в систему ЧР.

Синтаксически они не саяз-ся с другими словами и ЧП не являются.

По значению 3и основных группы М:

1. Эмоциональные: ой, ох, ах, мда, браво, Господи

2. Императивные (волеизъявляющие, выражающие призыв или побуждение к действию: алло, эй, тс, чур, айда)

3. М свзанные с выражением в речи норм этикета: спасибо, здрвтсвуйте.

По составу и образованию, подразделяются на:

- первичные, междометия не соотносительны со словами ЧР, состоят обычно из 1го – 3х звуков: А, О, Э, Эх, НО, Увы.

- производные, в генетическом плане соотносительны со словами знаменательных ЧР: с глагольными формами – Подумаешь! Брось! С существительными: Дудки! Господи! С сочетаниями слов – Боже мой! Вот тебе на!

Признаки междометий:

1 – выражает эмоциональное отношение к высказываемому

2 - не изменяются

3 – в диалогических единствах могут быть предложениями

4 –могут входить в обособленные члены предложения

5 – могут входить во вставку

По морфологическим и синтаксическим особенностям к междометиям примыкают звукоподражательные слова, они представляют собой имитацию звуков реальной действительности ср-ми языка: мяу, хрю, ква. В предложении занимают позицию прямой речи: А часы на стенки – тик тик тик

Как и междометия, звукоподражательные слова могут использоваться в роли нерасчлененных слов – в предложении и в роли сказуемого: Вся столица содрогнулась; а девица – хи-хи-хи, да ха-ха-ха.

Синтаксическая функция звукоподражания:

1 – Нечленимая предикативная часть прямой речи: «И-го-го!» - поет лошадка.

2 – Аналог подлежащего: Мяу-Мяу послышалось за дверью.

3 – Аналог подлежащего в составе однородного ряда: Все эти хи-хи да ха-ха, пенье, сплетни – мерзость!

4 – Аналог дополнения: Вдруг слышу кря-кря-кря

5 – Нечленимые самостоятельные предложения: Птичий двор. Го-го-го. Кря-кря-кря. Ко-ко-ко.

6 – Аналог сказуемого: Колокольчик динь-динь-динь.

 

Признаки звукоподражания:

1 – передают звуки, выражаемые живыми существами и предметами.

2 – организуют в слова невербализованные звуки.

3 – не изменяются.

4 – субстантивируются в функциях подлежащего и дополнения.

5 – принимаю активное участие в образовании глаголов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.