Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпос как род литературы; эпические жанры






Вопросы и задания

1. Особенности эпоса как рода литературы.

2. Основные эпические жанры.

3. Понятие хронотопа в эпосе.



Т. Толстая " Факир"

1. Проблемно-тематическая структура рассказа. Приведите аргументы “за” или “против” суждения одного из исследователей творчества Т. Толстой: “Ее тема — бегство в замкнутый мир, отгороженный от пошлой будничности прекрасными метафорическими деталями” (А.Генис).

2. Дом Гали и Юры описан в рассказе достаточно лаконично: “унылые зеленые обои, граненый стаканчик абажура в прихожей, тусклая теснота и знакомый запах, и прикнопленная к стене цветная обложка женского журнала”. А через какие детали показана квартира Филина? Какие элементы предметной детализации повторяются в ее описании несколько раз? Какую эмоциональную окраску они получают в повествовании?

3. Какие “гастрономические” подробности дополняют сферу предметной детализации, формирующую мир Гали и мир Филина? Составьте примерное “меню” ужина в доме Гали и Юры и в доме Филина. По какому принципу отбираются блюда в каждом случае?

4. Сопоставьте два “пейзажных этюда” из рассказа “Факир”: вечернее небо над домом Филина и над домом Гали и Юры. Какие элементы пейзажа сопровождают описание “кудрявого дворца” Филина? В какой природный антураж “вписан” дом Гали и Юры? Какие пространственные ориентиры используются для противопоставления миров героев?

5. Сюжетная основа рассказа — три вечера, проведенные гостями “из-за окружной дороги” в “волшебном дворце” Филина. Как связаны пространственные координаты “Факира” с разворачиванием сюжетных событий? Почему перемещение героев в пространстве становится главной сюжетной и смысловой осью рассказа?

6. Охарактеризуйте композиционные особенности рассказа, опираясь на следующие вопросы:

а) какие эпизоды рассказа из жизни Гали и Юры относятся к “настоящему времени” повествования? о каких известно как о происшедших в прошлом? как о могущих произойти в будущем?

б) при помощи каких композиционных приемов вводятся истории о Матвее Матвеиче и барде Власове?

в) каковы сюжеты историй, рассказанных Филиным? Что служит отправной точкой его рассказов?

г) как связаны в историях Филина придуманные, фантастические и правдоподобные, “реалистические” детали? Какие подробности этих историй позволяют “достраивать” реальность, а какие — разоблачают вымысел?

д) каковы сюжеты историй, рассказанных Галей, Юрой, Алисой? В чем отличие повествовательных принципов “документального” рассказа (Гали, Юры, Алисы) и “волшебных” историй Филина?

7. В каком эпизоде рассказа происходит разоблачение Филина? Какими сюжетными обстоятельствами оно мотивировано? Какова роль пространственных деталей в десакрализации “факира”?

8. “Прощай, мечта! ” — так завершается последний визит Гали к Филину. Почему “разоблачение” факира становится для героев крушением мечты?

Литература

Основная

Толстая Т. Факир// Толстая Т. На золотом крыльце сидели. М., 1987 или

Толстая Т. Река Оккервиль. М., 2000.

Липовецкий М. Контекст: мифологии творчества/ Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1998. С. 210 — 228.

Дополнительная

Генис А. Рисунки на полях/ Генис А. Иван Петрович умер. М., 1999. С. 66 — 71.

Вайль П., Генис А. Городок в табакерке// Звезда. 1990. №8.

Практическое занятие № 11






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.