Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






гнусавость.






Одышка связана с неправильным дыханием, когда поток воздуха избыточно изливается на гласные, следующие за глухими согласными х, т, п. В этом случае необходимо следить, чтобы воздух использовался экономно.

Другой крайностью является слишком резкая “атака” на первый звук слова. Возникает эффект “запирания” воздуха на согласном звуке. Для устранения этого недостатка следует сделать несколько дыхательных движений, чтобы освободить гортань.

Хрипота возникает в результате недостатков в вибрации голосовых связок. Для ее устранения надо громко и протяжно произнести звук а и при этом слушать, чтобывибрации были чистыми и ясными. Это возможно только на комфортной для голоса высоте.

Резкость звучания голоса связана с недостатком в работе голосовых связок. В этом случае ощущается недостаток резонанса. Другой причиной резкого звучания является редкое, поверхностное дыхание. Необходимо развивать диафрагматическое дыхание, глубокое и спокойное, выбирая нормальную высоту тона.

Гортанность – это “заглатывание звука”, то есть его локализация в глубине полости рта, и безжизненность звучания. Горловой тембр сопровождается низким, задненебным, шероховатым звучанием. Следует освободить нижнюю челюсть, “выпустить звук ”, то есть направить его таким образом, чтобы он свободно выходил из полости рта.

Гнусавость – это резко выраженный носовой резонанс, так называемое “спертое звучание”, которое возникает вследствие сдавливания или противодействия гортани. В этом случае приток воздуха более свободный, чем отток, а выход осуществляется через ноздри.

Необходимо ослабить напряжение гортани, развивать подвижность нижней челюсти и научиться управлять гибкостью мягкого неба.

Устная речь существенно отличается от письменной, т.к. помимо информации смысловой (вербальной) несет дополнительную информацию (невербальную). К невербальным речевым средствам относится речевая динамика, при помощи которой осуществляется суггестия речи. Основными приемами суггестии в телевизионной речи являются мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, использование эффекта неожиданности, паузация стандартная и личностная. Суггестия речи зависит также от жанра выступления, личности говорящего. Во всех случаях воздействие невербальной бывает существенным. Причем голоса непоставленные, как правило, точнее раскрывают состояние говорящего и особенности характера, короче, несут знак его индивидуальности. Устная речь всегда к кому-то обращена, поэтому необходим контакт между выступающим и аудиторией.

Замечено, что установление контакта, фиксация внимания слушателей происходит с помощью ритмомелодики, темпа, тембра голоса, повышения и понижения тона, усиления и ослабления силы звука, паузы. Конечно, каждый из названных приемов является величиной переменной и воздействует тогда, когда соседствует с контрастным элементом. В устной речи важна понятийная точность слова. Ведь слушатель лишен возможности перечитать текст, если он что-то не понял. Для того, чтобы общение было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

 

3.3.6. Паузация речи

 

Пауза (< лат. pausa - прекращение, остановка) - перерыв в звучании (акустически) и перерыв в артикуляции (физиологически). Перерывы в звучании и артикуляции не всегдасовпадают, например, при произнесении глухих смычных согласных в слове или на стыке слов. Пауза используется как средство смыслового и эмоционального выделения слова или синтагмы. Паузы разделяются на логические и психологические. Паузы могут быть:

-между синтагмами и между предложениями;

- между словами в пределах синтагмы;

- в особых случаях - между слогами в слове.

Виды пауз зависят от выполняемых функций. Наиболее значительны " поисковые", когда идет процесс мышления, и " гипнотизирующие" внимание, когда наступает молчание.

 

3.3.7. Ритмическая организация речи

 

Ритм - существенный момент в голосовой характеристике говорящего и его индивидуальности. Он проявляется в речи как чередование ударных и безударньгх слогов, интонационная законченность фразы или ее части. Ритм играет большую роль и как средство, регулирующее " порог внимания". Стяжение гласных - специфическое явление фонетики разговорной речи. Оно заключается в том, что два рядом расположенных гласных подвергаются взаимовлиянию, взаимоприспосабливаются, после чего один из них редуцируется, и это приводит к стяжению. В результате стяжения утрачивается один из логов слова. Это вызывает перестройку слоговой структуры слова и изменение его ритмической организации. Стяжение объясняется частой употребительностью некоторых слов и связано обычно с быстрым темпом речи. Полный стиль произношения - это отчетливое дикторское произношение, оно характеризуется намеренно четким выговариванием звуков, напряженной артикуляцией, что несвойственно людям при непринужденном естественном общении. В кодифицированном литературном языке же выбираются оттенки интонационных конструкций с более сглаженным движением тона и особенно с не очень высокими и резкими подъемами, а также ровным темпом речи.

В разговорной речи чаще, чем в кодифицированном литературном языке, сочетаются контрастные интонационные конструкции, т.е. в одной конструкции наблюдается повышение, а в другой - понижение тона. (Иванова: 11). Таким образом, для разговорной речи характерна специфическая ритмическая организация текста.

 

Повышенная эмоциональность - универсальная черта разговорной речи. Именно интонация и способна передавать эту эмоциональность. Вот почему роль интонации в разговорной речи столь велика. Интонация - движение тона, мелодика, темп речи. В разговорной речи интонация и логическое ударение выражают многое из того, что в кодифицированном литературном языке передается с помощью средств других ярусов (синтаксиса и лексики). Интонация разговорной речи отличается богатством и разнообразием средств и выразительных возможностей. Разговорная речь не существует вне интонации. Таким образом, интонация в разговорной речи восполняет невыраженность, недосказанность чего-либо средствами других ярусов.

Интонационный комплекс, включающий в себя темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произношении речевых элементов), тон речи (степень высоты звука), тембр (окраску человеческого голоса), мелодику (чередование повышений и понижений голоса, последовательность тонов), логическое ударение и словоударение - воспринимается адресатом как выражение внутреннего состояния, настроения и искренности (неискренности) говорящего. Интонация выступающего в кадре или у микрофона входит в арсенал средств воздействия на слушателя. Само звучание речи должно вызывать определенную реакцию у аудитории. Это не техническое, а выразительное средство речи. " Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не отражает психической динамики, не дает эмоционально- конкретного освещения чистому смыслу, абстрактному содержанию - речь остается бездейственной" (Бернштейн, с.ЗЗ). Отсюда очевидна необходимость использования всех интонационных средств для достижения теле- и радиожурналистом ожидаемого результата.

 

3.3.7. Скорость речи, или темп

 

Принято считать, что темп речи выше у людей с высоким интеллектом.

Темп речи тесно связан с ее адресностью: чем выше, тем более подготовленной должна быть аудитория. Темп в телевизионных программах для детей ниже, чем в молодежных, а в информационных- выше, чем в развлекательных. Но он не должен вступать в противоречие с

возможностями адресата усвоить услышанное, иначе сообщение просто бессмысленно.

В понятие темпа входят:

- быстрота речи в целом;

-длительность звучания отдельных слов;

-интервалы и длительность пауз.

Скорость речи разнообразна в зависимости от особенностей самого говорящего и характера содержания речи. Большинство ведущих произносит от 120 до 150 слов в минуту. Торопливость речи – один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Но журналист должен понять, что выразительность и скорость речи - разные вещи,

Необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее содержательные и сложные мысли.

Длительность слогов, представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Слишком эмоциональные ведущие, пытаясь достичь наиболее выразительного звучания, больше налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате - само звучание становится нечистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Примером такой чрезмерно быстрой и громкой речи может послужить речь Андрея Малахова в программе для молодежной аудитории “Золотой граммофон” и Тины Канделаки, ведущей интеллектуальной игры “Самый умный”.

Пауза как перерыв в звучании речи всегда необходима. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишнего воздуха и вдыхания нового запаса нужно время. Она дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Короткая пауза перед кульминационным пунктом речи и после - один из способов наиболее ярко подчеркнуть его. Наконец, самый ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз.

Темп речи в разговорной речи имеет существенное значение. На фоне небрежной беглой речи замедление темпа используется как сильное экспрессивное средство. Особенно выразительно для передачи резкого категорического отрицания или отрицательной оценки использование произношения по слогам, скандирования: У-хо-ди! Пе- ре-стань! Резкое, энергичное произношение гласных может сопровождаться резким и энергичным произношением согласных, которые при этом удлиняются. Такое произношение бывает чаще всего при выражении отрицательных эмоций.


[1] От греч. phrasis –выражение, способ выражения. В нестрогом терминологическом употреблении – то же, что и предложение. Термин фраза – это интонационно-смысловое единство, которое выражается речевым тактом с одним интонационным центром.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.