Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логическое ударение – это выделение голосом слова, имеющего для говорящего семантическую или эмоциональную значимость.






При чтении вслух важно не только выбрать необходимые для выделения слова, но и найти необходимый прием для их выделения. В текстах имеются «указатели» выделенных слов: порядок слов, специальные слова и конструкции – именно; как раз; не только …, но и; даже; особенно и др. Семантика выделенных слов нередко подсказывает выбор фонетического способа создания логических ударений. Так, слова длинный, давний, просторный выделяются растягиванием звучания, слова махина, сильный, громадина – громкостью, а слова таинственный, дрожать, опасно, шепчут – шепотом.

В официально-деловом, научном стилях, а также в информационных жанрах публицистического стиля более сдержанно используется логическое ударение. Вот почему когда диктор телевидения в новостной программе интонационно выделяет слово, это воспринимается как стилистическая ошибка:

3 3

Теперь о чрезвы ча йных происшествиях… Подробнее / в репор та же нашего корреспондента.

 

3.2.4. Использование ИК в текстах разных функциональных стилей

Чем проще интонация текста, чем она однообразнее, тем проще и интонационная модель текста, и наоборот. Самые простые ИК относятся к текстам официально-делового стиля, а самые сложные – к художественным. Наиболее типичные интонационные модели текстов официально-делового стиля построены на соединении ИК-4 и ИК-3 с преобладанием ИК-4 в начале текста. Деловые тексты допускают также ИК-2 в средней и конечной части интонационной модели. Приведем пример:

1 4

Сообщение о по го де. Сейчас в Москве плюс два г ра дуса, /

4 4

атмосферное давление 736 милли ме тров / или 934 гектопас ка ля. /

4 1 4

Атмосферная в ла жность/ 93 про це нта. За втра / в столице и Подмосковье

4 2

небольшие о са дки, / ночью и утром местами ту ма н, / ветер юго-

восточный с переходом на за падный; / температура

 

 

2 2 4 4 1

но чью около ну ля, / д не м плюс че ты ре- / шесть г ра дусов.

Главной интонационной приметой научного стиля является ИК-2 в неконечных фразах. Обязательное присутствие этой конструкции свидетельствует о коммуникативном задании – доказать что-либо, убедить в чем-либо, научить чему-либо собеседника или слушающего. Поэтому ИК-2, перtдающая значение логического выделения, подчеркивания, является приметой научного стиля. Кроме ИК-2, в текстах данного стиля используются ИК-6, ИК-4. Приведем пример:

2 1

Ис тинной цены земли / никто не з на ет.

6 2

Те пе рь же / экология стала всеобъ ем лющей наукой.

Ма ши ны заменяют человека.

2 2

…о взаимоотношении человеческих со об ществ, / все го человечества /

со в се й природой.

Признаками публицистического стиля являются: преобладание ИК-6 в неконечных фразах, в средней части – ИК-6, ИК-3, ИК-4, ИК-2, в конечных – ИК-1. Приведем пример:

1 2 2

Не вский. Кто не з на ет тебя, / кто не любо ва лся тобой, / прекрасный

1 6 2 1

Не вский, / п ра здничный / и дело во й, / главный проспект Ленинг ра да. Но

6 6 2

ленинг ра дцы, / пережившие вой ну, / помнят: и дру го й Невский, /

6 1 6

напряженно слушающий ра дио, / готовящийся к бо ю. Не вский / сорок

1 6 6 6

первого го да: / сол да ты, / де вушки из ПВО, / бойцы все о буча. Проспект [: ]

2 2 1 2

жил [: ] одной жизнью [: ] с го родом, / со стра но й; / все испы та л, / в се

6 6 6 2

вынес, / бом бе жки, / обст ре лы, / го лод, / видел о череди за хлебом / и

6 1 1

у бит ых… Одной жи знью, / одной судь бо й…

В разговорной речи набор ИК представлен шире, чем в других текстах. Исключается только ИК-4. Приведем пример:

 

 

3 2 6

- Ну, потом они про си ли, / чтоб мы выступили, / свое м не ние, там,

1 6 2

расска за ли. Туда-сю да. А (:) вот, ну, (:) так и не наш ло сь (:)

6 2

же ла ющих / с на шей стороны.

- Ну, поче му?

2 3 2

- Ну, ч то, / нет, / вообще вы ступила одна девчонка, / которая ме да ль

3 3

завоевала; / такая тра ди ция, что каждый го д / на этих традиционных

3 3 1 1

вече ра х / вручают ме да ли (:) за прошлый го д / золо ты е. / Ну, там

3 3

вручили две ме да ли / и одна из меда ли сток, / такая (:) уж девочка очень

3 3 3 6 2

ак ти вная, / погово ри ть любит, / и о на что-то там ска за ла / и так до лго

6 6

(:) там расс ка зывала, Y что все (:) просто начали бол та ть, / там что-то

6 2 3 6 4

шу ме ть. Во т, / а вто ра я (:) девочка не высту па ла, / то ли ее вооб ще не

было, / что-то не по мню.

 

Наиболее сложны в интонационном отношении художественные тексты. В них широко используются ИК-6, ИК-3, а также другие типы ИК. В начале предложений интонация разнообразна, в конце – ИК-1. Приведем пример:

На Севере ди ком /

Стоит: оди но ко /

6 1

На голой вер ши не / сос на.

6 1

И д ре млет: ка ча ясь, /

И снегом сы пу чим

2 1

Одета, как ри зой,: о на. I

6 6

И с ни тся ей все, / что в пус ты не далекой,

 

 

6 3

В том к ра е, / где со лнца восход, I

6 6 6

Од на / и груст на, / на утесе го рю чем /

6 6 1

Прек ра сная: па льма: рас те т.

 

3.3. Интонация в телевизионной речи

 

 

Давно замечено, что выступления по бумажке или тексты, заученные наизусть, плохо воспринимаются на слух, поэтому современное телевидение основывается на разговорной речевой стихии. В первую очередь, она проявляется в диалогичности телевизионного общения. Подчеркнем, что в телеречи все еще сохраняется тенденция опоры на подготовленный текст в программах информационного содержания, но видеоряд диктует необходимость имитации прямого, непринужденного обращения с телезрителями. Вспомним, как неуклюже, часто беспомощно выглядели на экране дикторы и ведущие региональных новостей, когда были лишены возможности использовать телесуфлер. В современной практике это техническое средство помогает моделировать даже эффект экспромта. Например, при ведении церемонии вручения наград американской киноакадемии ”Оскар” ведущие шутят, читая на экране телесуфлера подготовленные остроты.

Таким образом, в телевизионной речи всегда сталкиваются два основных потока, два функциональных стиля: разговорный и официально-деловой, разговорный и публицистический, разговорный и научный, разговорный и художественный. Исследователи спонтанной разговорной речи отмечают некодифицированность ее синтаксического оформления, многочисленные лексические повторы, уточнения, связанные с поиском нужного слова для наиболее полного выражения мысли. Самоперебивы в форме вводных слов, предложений и вставных конструкций делают речь неряшливой, малопонятной, с точки зрения постороннего наблюдателя, да и для участника коммуникации восприятие информации становится менее эффективным.

Особую роль в разговорной речи играют так называемые хезитации - затруднения при порождении речи, причины которых могут логического или психологического характера.

И хотя хезитации в большинстве случаев сопровождают процесс речевого мышления, тем не менее таких слов-деструкторов в телевизионной речи не должно быть.

 

3.3.1. Основные правила интонирования в телевизионной речи

 

1. Строго соблюдать интонационную точность и эмоционально-экспрессивную уместность.

 

При толковании данного правила следует помнить о том, что в телевизионной речи используется нормативная система семи интонационных типов конструкций, выделенных Брызгуновой. Эта система подробно изложена нами в предыдущем разделе исследования. Наиболее часто встречающиеся типы – ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4. При интонировании сложно-подчиненных предложений на стыке предикативных единиц появляется конструкция ИК-3/4, которая передает смысл незавершенности высказывания, напряженности внутри фразы:

 

Мы получили информацию о том (ИК-¾) что спасателям удалось поднять “черные ящики” со дна Черного моря (ИК-1)

 

Эмоционально- экспрессивная уместность сообщения, на наш взгляд, заключается в том, что телеведущий должен учитывать жанрово-стилистические параметры программы, ее тематику и содержание. В сложившейся речевой практике советского и позже российского телевидения принято эмоционально окрашивать даже информацию новостных передач, хотя мировой опыт требует бесстрастности интонаций, которые, по мнению специалистов должны способствовать объективности сообщения. По нашему мнению, любое звучащее слово изначально эмоционально окрашено вследствие личностных характеристик говорящего, поэтому речь не может идти о бесстрастности телеведущих новостных программ, скорее необходимо говорить именно об уместности эмоциональных оттенков интонации.

 

2. Паузы между фразами должны быть длительнее, чем паузы внутри предложения.

 

Это очевидное правило на практике довольно часто нарушается. При этом происходит наложение одной логико-синтаксической структуры на другую. Причины отступления от нормы кроются, по нашему мнению, в погоне за пресловутым темпом изложения, который ложно соотносят с качественной, профессиональной речью.

С другой стороны, речь не должна быть нарочито четкой, так как возникает эффект нравоучительности, категоричности высказываний.

 

3. С особой тщательностью следует произносить цифры, имена собственные (фамилии, названия стран, городов, рек, гор и т.д.). Термины следует выбирать только наиболее известные и широко употребляемые, а интонировать их при помощи ударения.

Распространенная ошибка телеведущих заключается в том, что они “пробалтывают” скороговоркой собственные имена и фамилии, что часто вызывает у слушателей состояние дискомфорта.

 

4. При помощи интонации в тексте необходимо подчеркивать слова и словосочетания, несущие выделительную смысловую нагрузку, например, слова много очень, большой, значительный, скорее, выше, дешевле, дороже и т.п. Если подобные слова произносятся с той же громкостью, что и все выражение, то они превращаются в словесный балласт и их можно изъять из высказывания без всякого ущерба для смысла.

 

5. Чужую речь следует передавать в форме устных реплик и подчеркивать переход интонацией. Чаще всего телеведущие при этом выделяют первое слово чужой речи.

6. Рекомендуется разделять фразы на небольшие отрезки объемом в 2-3 фонетических слова. Фонетическим словом называются несколько слов, объединенных одним общим ударением, например, в выражении “во что бы то ни стало” – 2 фонетических слова: “во чт′ обы то” и “ни ст′ ало”. Необходимо интонационно показывать их границы, для того чтобы речь была более выразительной. При этом следует варьировать объем фраз по числу фонетических слов при чередовании длинных и коротких фраз, соблюдая пропорцию числа ударений к количеству слогов - чем выше акцентная насыщенность речи, тем меньше должен быть объем фраз.

7. В целом тексте необходимы колебания количества ударений (фонетических слов) в минуту от 50 до 180 и более в зависимости от сложности содержания.

8. В сложносокращенных словах для большей четкости речи следует делать 2-3 ударения. Например: гр′ узообор′ от, ′ антирелиги′ озный, т′ елер′ адиоаппарат′ ура.

По интонационно-смысловому и семантико-синтаксическому признаку нашу речь можно разделить на краткую (отрывистую), развернутую (периодическую) и смешанную, представляющую собой переходную стадию от речи краткой к периодической и наоборот. При этом речевые реакции человека тесно связаны с особенностями его психической деятельности в момент формирования речи.

В состав краткой, отрывистой речи, подчеркивающей напряженность и динамизм жизненных ситуаций и оттеняющей простоту речи, можно отнести неполные, эллиптические и бессоюзные (кроме отделенных точкой с запятой) предложения, короткие простые предложения с прямым порядком слов, конструкции со сказуемым в начале предложения. К плавной, замедленной речи, подчеркивающей неторопливый, размеренный характер жизненных событий, можно отнести союзные сложные предложения, обособленные причастные и деепричастные обороты и приложения, стоящие в конце высказывания, а также такие стилистические фигуры, как многосоюзие, повтор, анафора. Заметим, что подобные рекомендации приложимы к телевизионной речи только в жанрах художественной публицистики. В смешанной речи синтезируются синтаксико-стилистические средства краткой и плавной речи.

При работе над фонетическими средствами необходимо учитывать значение звуковой организации речи, фонетическое богатство языка, приемы, имеющие стилистическое значение (аллитерация и ассонанс, рифма, ритм, размер), сочетаемость звуков, эстетическую оценку их в русском языке, частоту повторения звуков, длину слова,

нарушение благозвучия при создании аббревиатур, стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи, а также функции звукописи в телеречи.

Мастерство эфирного выступления, как считает Б.Д.Гаймакова, - искусство, имеющее свои специфические особенности, требующее определенных данных и способностей, специальных знаний и навыков. " Стирание граней между официальным и разговорным стилем проявляется не только в степени редуцированности гласных и тщательности произношения согласных, но и в особенностях ритмико-тональных, интонационных характеристик высказывания, темпа речи и тембра звуков. Количественные характеристики: интенсивность и длительность произношения звуков - создают определенный интонационный рисунок ритмического характера. Качественные характеристики: тембр, тон - в определенном смысле варьируют содержание высказывания независимо от ритмического рисунка..." (Трескова: 83-84).

Ш.Балли писал: "... разговорный язык всегда в большей или меньшей степени эмоционален... Конечно, носители языка могут очень сильно отличаться по степени эмоциональности или рассудочности своей натуры, однако в этом вопросе проявляется коллективный характер интересующих нас тенденций: жизненная необходимость быстрой и полной передачи мысли ведет к уравниванию индивидуальных особенностей; говоря о вещах, относящихся к повседневной жизни и стоящих вне сферы чистого мышления, даже самый логически мыслящий человек вынужден пользоваться общераспространенными средствами, отвечающими психологии среднего носителя языка, потому что он инстинктивно чувствует, что эти средства наиболее действенны; в частности, он чувствует, что эффективная речь - это лучший способ внушить свою мысль собеседнику".

Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще, - считает Поль Сопер (Сопер П.: 1996:).

Для того, чтобы глубже разобраться в факторах, влияющих на различные компоненты интонации, мы должны четко представлять себе процессы порождения голоса, способы, позволяющие управлять частотой основного тона, интенсивностью звучания, темпом речи, дыханием и паузацией.

Голосовой аппарат состоит из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.

Дыхательные органы - это нечто вроде мехов, они включают легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие. Другие мышцы, которые нужны для сильных и контролируемых выдыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких.

Вибраторы - это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный потоку заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые голосообразующие колебания.

Резонаторы включают гортань, полости носа и рта. Они усиливают и обогащают звук, возникающий благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают резонанс. Артикуляторы, наиболее важные из которых язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова.

Эти части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: а) звучности, б) темпа, в) высоты, г) тембра, д) артикуляции (вместе с произношением). Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех четырех частей голосового аппарата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточнуюзвучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточнуюдлительность звуков или неясную дикцию. " Работающие мускулы крепнут, неработающие - засыпают, неправильно работающие - разрушаются", - говорил К.Лунк.

Рассмотрим более подробно все перечисленные элементы звучащей речи.

 

3.3.2. Звучность речи

 

Речь хороша в зависимости от повторяющихся в ней разнообразных приемов выразительного подчеркивания. Выразительность в пределах отдельного слова называется ударением. Какова физическая основа звучности? В первую очередь это правильное дыхание: а) глубокое дыхание, б) частое дыхание, в) контролируемое дыхание.

Глубокое дыхание требует сильного, но не насильственного сокращения мышечной системы, связанной с процессом вдоха.

Частое дыхание. Многие говорящие обычно с большой энергией начинают фразу и заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, неразборчивому бормотанию. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо достаточно часто, поддерживая постоянный запас воздуха.

Контролируемое дыхание. Чтобы дать полный звук, воздух нужно выталкивать из легких. Он давит на голосовые связки, которые в свою очередь направят широкие звуковые волны через полость рта к ушам слушателя. Но давление воздуха на голосовые связки должно быть под контролем. Воздух необходимо выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной степенью быстроты и силы и в соответствии со значением произносимых слов и фраз. Контроль дыхания включает также и его задержку или экономию. При быстром произнесении некоторых звуков можно убедиться, что сильный и чистый тон зависит не от объема воздуха, проходящего через голосовые связки, а от интенсивности воздушного давления позади голосовых связок.

 

 

3.3.3. Высота звучания

 

Диапазон голоса соответствует показателям музыкальной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением. Переход, как отчасти можно судить по этой терминологии, представляет сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, причем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция, - это смена высоты в пределах одной звуковой единицы.

Мелодический рисунок речи. С помощью интонаций мы создаем общемелодический склад речи, подобно песенному звучанию, только смена высоты звучаний происходит быстрее и на более низком уровне.

Выразительность и высота. Окончательность и непреложность суждения, как и их противоположность, характеризуются направлением и стремительностью интонаций. Обычно чем стремительней падение интонации, тем более категорична окончательность, тем больше убежденности, тем полнее насыщенность мысли. Но и стремительный подъем может также обозначать окончательность.

 

 

3.3.4. Недостатки интонирования и способы их устранения в речи

 

• монотонность;

• слишком высокий тон;

• слишком низкий тон;

• повторные интонационные обороты.

Монотонность речи возникает в том случае, если говорящий произносит фразу с колебаниями высоты звучания в 2-3 тона. Речь не может звучать на одной высоте, иначе она производит эффект говорящего механического устройства. Для устранения этого недостатка необходимы упражнения, развивающие диапазон голоса.

Слишком высокий тон речи может быть вызван слабым или недостаточным дыханием, неустойчивым голосом.

Слишком низкий тон речи связан с отсутствием увлеченности и энергии у говорящего.

Повторные интонационные обороты в речи создают эффект монотонности. Если в пределах фразы говорящий выразительно интонирует высказывание, то это не значит, что одинаковый рисунок точно передают его логико-синтаксическую структуру.

 

 

3.3.5. Тембр как качественная характеристика голоса

 

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково. Хороший тембр - это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание - результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок и ничем не стесненных резонирующих камер, т.е. гортани, полостей рта и носа.

Тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать фразу в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Изменение звучности, скорости и высоты указывает на логическую значимость слов - их относительную роль в элементах суждения.

 

Недостатки тембра:

∙ одышка;

∙ хрипота;

∙ резкость;

∙ гортанность;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.