Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ян Парандовский. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972.






На обширном материале дневников, воспоминаний и высказываний европейских писателей автор показывает особенности различных сторон творческого процесса литератора, раскрывает секреты писательского ремесла.

же героями. В этом случае законы драматургического построения действуют как внутри каждой миниатюры в отдельности, так и целокупно во всем сценарии. Полисюжетна литературная основа выступлений экспресс-театра, СТЭМа (студенческий театр эстрадных миниатюр), КВНа и т.д.

Праздничная драматургия постоянно тяготеет к комедии. По замечанию С.Моэма, " Комедия - искусственный жанр, в нем уместна только видимость реальности".* Следовательно, сам автор конструирует ситуацию, создавая некую условную сценическую реальность. И здесь ему на помощь приходят различные приемы. Наиболее часто используемый из них -повтор. Многократное воспроизведение одного и того же действия, а значит, и сопровождающего текста в различных обстоятельствах - знакомый рисунок эстрадных представлений. Напомним, что с наибольшей силой прием срабатывает только в том случае, когда очередное ожидание повторяющегося фрагмента не подтверждается. В этом и есть основной эстетический смысл повтора.



Не менее активно для конструирования сюжета используется прием доведения до абсурда, т.е. развития драматической ситуации до логического завершения. Вспомним для примера знаменитую миниатюру, где оба вышеназванных приема совмещены.

На сцену выходит человек, восклицая: " А что я мог сделать один?! " К нему присоединяется второй, потом третий, четвертый и т.д. Наконец, группа из двух десятков здоровых мужиков топает по сцене и скандирует: " А что я мог сделать один?! "

Буквализация образного выражения (метафоры, фразеологизма) также один из сюжетообразующих приемов. Работать " спустя рукава", " пускать пыль в глаза" - такие выражения облегчают конструирование

* Моэм С. Избранные произведения: В 2-х т. - М.: Радуга, 1985. - Т. 1. - С. 460.

 

сценической ситуации, создают основную действенную канву эпизода. Вот фрагмент студенческого сценария, где повышение цен уподоблено военному наступлению:

Всполохи огня. Звуки боя. На сцене группа обороняющихся.

ГОЛОС ПО РАДИО. От последнего информбюро. Рынок прет с четырех сторон.

КОМАНДИР. Медикам пригнуться, педагогам залечь, работникам культуры окопаться.

КТО-ТО. Слева - прорыв, справа - прорыв, по центру - группа " цен".

ЕЩЁ КТО-ТО. Хлеб - 3.60, молоко - 5, колбаса «любительская» - 45, окорок - 104. (Падает.)

КТО-ТО. Е-мое! Чем его так?

И ЕЩЕ КТО-ТО. Ценами!

РАНЕНЫЙ. Сестра! Воды!

Появляются две медсестры.

ПЕРВАЯ (торгуясь). Тыща!

Дает воду. Вторая сует чек раненому в зубы.

КОМАНДИР. Господи! Да кто же нам поможет?

ПЕРВАЯ МЕДСЕСТРА. Какие проблемы?

КОМАНДИР. Сплошные. Нет связи.

ПЕРВАЯ МЕДСЕСТРА (ко второй). Поможем.

ВТОРАЯ МЕДСЕСТРА. Держи, орел! (Протягивает сотовый телефон). Трофейный, системы " Билайн", но с предоплатой. Возможен бартер бронетранспортерами.

КОМАНДИР. Заметано. Но после. (Выхватывает телефон и передает его радисту). Выходи на связь.

РАДИСТ. Большая земля! Большая земля! Алло!

БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. Большая земля слушает. Говорите после сигнала. (Звучит сигнал).

РАДИСТ. Большая земля! Большая земля! Положение тяжелое. Несем потери! Ждем подкрепления!

БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. Помочь не можем, ищите внутренние резервы. Затяните пояса.

РАДИСТ. Большая земля!

БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ. Отбой!

КТО-ТО. Не могу больше!

КОМАНДИР. Прикрыть амбразуру. Александр, вперед!

АЛЕКСАНДР. За " московскую" по 2.20, за " российскую" по 4.12. (Падает).

КТО-ТО. Противник совершил обходной маневр. Кондукторами захвачены все трамвайно-троллейбус-ные маршруты: 2, 3, 4, 5, 7, 8...

КОМАНДИР. Приказываю занять круговую оборону.

Взрыв. Крики, стоны.

ПЕРВЫЙ КОНТУЖЕНЫЙ. Мама... Папа... Братья Карамазовы...

ВТОРОЙ КОНТУЖЕНЫЙ. Друг... возьми... передай жене. Пенсионное удостоверение...

РАДИСТ. Прием! Прием! Большая земля, погибаем! Срочно! Помогите!

ГОЛОС ПО РАДИО. Точка отключена за неуплату.

Стоит упоминания и прием переосмысления заимствованного сюжета. Подобно средневековым " фаблио" (" бродячие сюжеты") по страницам сценариев путешествуют ситуации мировых драматических шедевров: расправа с изменницей (" Отелло"), наказание сластолюбца (" Дон Жуан"), изгнание бунтаря (" Горе от ума"); главные сцены любимых кинофильмов и телесериалов: где должен быть командир? (" Чапаев"), подготовка к ограблению (" Операция " Ы"), подвиги Штирлица (" 17 мгновений весны") и т.д. Вот одна из учебных работ, построенная на этом приеме:

Входят Отелло и Яго.

ЯГО. Отелло, как преданный твой друг, я должен рассказать, что происходит у тебя под носом. Увы, супруга неверна тебе.

ОТЕЛЛО. Где доказательства ее греха?

ЯГО. Я видел сам, как Дездемона подарила свой свадебный подарок - вышитый платок (вынимает платок) этому подлецу Кассио, которого ты до сих пор считаешь лучшим другом.

ОТЕЛЛО. Я б предпочел быть жабою на дне сырого подземелья, чем делиться хоть долею того, что я люблю. Но если грех свершился, никто об этом знать не должен.

Душит Яго. Тот умирает.

Отелло поднимает оброненный платок.

ОТЕЛЛО. Я вижу, что ошибся. Не мой платок (смотрит на Яго). А этому исчадью сатаны уже нельзя задать вопрос, с какой он целью лгал.

Входит Кассио. Чихает, утирается платком.

ОТЕЛЛО. О, ненависть и месть, со мною будьте и грудь раздуйте мне шипеньем змей. Кассио, как мог ты поступить так с другом?

Душит Кассио, берет платок.

ОТЕЛЛО. О, праведное небо, опять платок чужой. На мой ни капли не похож.

Вбегает Эмилия.

ОТЕЛЛО. Эмилия, постой. Ты служишь у моей жены и много времени проводишь рядом с ней. Скажи, когда в последний раз ты видела ее платок...

ЭМИЛИЯ (показывает платок). Вот этот? Еще сегодня утром госпожа свой носик вытирала им. Совсем бедняжку замучил насморк. А сейчас несу платок я в стирку.

ОТЕЛЛО. Пусть сделают домашние хозяйки из шлема моего печной горшок и тем меня навеки опозорят. О, лживая служанка, тебе меня не одурачить. Ведь спальня там, а ты несешь платок оттуда.

Душит ее. Она умирает. Отелло рассматривает платок.

ОТЕЛЛО. И снова я ошибся, рисунок этот мне вовсе не знаком.

Входят двое слуг, у каждого за поясом по платку.

ОТЕЛЛО. Видит бог, вся кровь во мне кипит и ослепляет страстью. Вот мой платок.... И вот он...

Душит обоих. Входит Дездемона.

ДЕЗДЕМОНА. Отелло, почему ты не ложишься спать?

ОТЕЛЛО. Ты перед сном молилась, Дездемона?

ДЕЗДЕМОНА. Да, дорогой мой. Что тебя тревожит?

ОТЕЛЛО. Где вышитый платок, что подарил на свадьбу я?!

ДЕЗДЕМОНА (вынимает платок). Не расстаюсь с ним никогда.

ОТЕЛЛО. О, слава небесам! И на душе моей теперь легко. А я ведь глупостей наделать мог. Прости, родная! (целует жену).

 

Теперь вернемся к началу этой главы и проследим, как строится работа над сценарием другого типа, где вместо группы придуманных персонажей присутствуют ведущие, исполнители концертных номеров и реальные герои, а сюжетные связи уступают место монтажным. Речь идет о литературной основе тематических вечеров, концертных и конкурсно-игровых программ.

Образ ведущего (или ведущих) далеко не однозначен. Он может существовать в реальной плоскости (способ ведения от себя как конкретной личности с конкретным именем и фамилией к воображаемой (способ ведения от лица персонажа-маски). К примеру, в игровой программе по роману И.Ильфа и Е.Петрова " Двенадцать стульев" ведущий может действовать и как обыкновенный ведущий и как Остап Бен-дер. А в театрализованном представлении-игре вообще все действующие лица могут выполнять функции ведущих. Текст ведения от персонажа написать довольно трудно, так как герой поставлен в несвойственное ему положение, но работа эта чрезвычайно интересная. Монологи в этом случае приобретают стилистическую окраску, становясь живыми и образными.

Участие в театрализованном представлении реальных героев — одно из главных свойств праздничной драматургии. Рассказывая о том или ином событии, сценарист постоянно апеллирует к свидетельствам его участников. Их выступления не менее важны в развертывании сюжета, чем авторские тексты от ведущего, написать их заранее нельзя.

 

Поэтому возникает необходимость прогнозирования возможных вариантов будущего действия. Наиболее ярко этот принцип реализуется в игровых программах и тематических вечерах. При написании таких сценариев возрастает роль ремарки, где указываются возможные пути развития драматургической ситуации. Перечислим сю-жетообразующие компоненты, которые связаны с реальными героями:

- устные выступления,

- художественные номера,

- участие в игровых и конкурсных заданиях,

- церемониальные действия.

 

Задача сценариста в каждом конкретном случае отыскать точную меру участия реальных героев в развитии действия. При помощи различных выразительных средств эмоционально подготовить зрителей к их появлению.

Особую группу действующих лиц в праздничной драматургии составляют исполнители художественных номеров. Их выступления в театрализованном представлении - такая же неотъемлемая часть сюжета, как и участие реальных героев. Смысловую ткань сценария создает не только произведение, которое исполняется, но и поведение самого исполнителя.

 

При монтажном способе построения сюжета выстроить единое действие невозможно. Художественные фрагменты никоим образом не пересекаются друг с другом (разные герои, сюжеты, обстоятельства); конкретные номера самодостаточны; документальный материал и выступления реальных героев напрямую не связаны с вымышленной действительностью. Зато возможно единство мысли. Развивается не ситуация, а смысл. Разноголосица художественных и документальных фрагментов образует новое драматическое пространство и основной структурной составляющей его становится эпизод.

 

Эпизод (греч. " эпизодон" — отдельное происшествие, событие) - это относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строящаяся по законам композиции. В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов. Вот эпизод из театрализованного представления, посвященного выпускникам заочного отделения вуза:

ЧТЕЦ ОТ АВТОРА. Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла. И вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медленный, глухой голос.

ГОЛОС. О ты, что желаешь переступить порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?

ДЕВУШКА. Знаю.

ГОЛОС. Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида.

ДЕВУШКА. Знаю.

ГОЛОС. Отчуждение полное, одиночество.

ДЕВУШКА. Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

ГОЛОС. Не только от врагов, но и от родных, от друзей?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.