Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические взгляды К. Маркса⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Карл Маркс (1818 – 1883) большие успехи естествознания в 18 и второй половине 19 века -> идея закономерности развития природы -> стремление распространить эту идею и на общество + предпосылки из: немецкой классической философии (велика роль диалектической философии Гегеля, которая обращала особое внимание на гражданское общество как на царство экономических отношений); английской классической политической экономии и французского утопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна. - Материалистический подход Маркса – производственные отношения людей рассматриваются как основные и первоначальные, как движущая сила истории. Материальная основа - это основа изменения социальных отношений и сознания людей. - Учение об общественно-экономических формациях – поиск общих закономерностей в развитии всех стран и народов: рабовладение -> феодализм -> капитализм -> коммунизм. Переход от низших формаций к высшим неизбежен в силу развития в их недрах гибельных противоречий. Нелинейный, но неотвратимый и поступательный ход истории: сочетание эволюционности и революционности. - Роль народных масс как решающей силы исторического процесса. Всякая борьба есть выражение классовых интересов – теория классовой борьбы состоит в понимании этой борьбы как творческой силы истории. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». - Большая роль революций как «локомотивов истории» и ускорителей исторического процесса и большая роль в них пролетариата на этапе капиталистического общества. => Процесс: существование классов -> противоречия -> классовая борьба -> диктатура пролетариата -> уничтожение классов и бесклассовое общество. 1945-46 – «Немецкая идеология» Маркса и Энгельса. Статьи об английском, французском и немецком рабочем движении. «Новая Рейнская газета» - статьи о революции 1848 г.: «измена немецкой буржуазии национальному делу народа». (Маркс больше занимался Францией, Энгельс же – Англией). «Нищета философии» 1847, «Манифест коммунистической партии» 1848 г. – в них излагается новое материалистическое понимание истории. - особое внимание уделяется опыту Французской революции: роль масс - Гора, мол, победила, так как выражала мнение народных масс. Сравнение в революцией 1848-49 - в отличие от «Великой французской», эта развивалась по нисходящей линии. - материализм не отрицает роли идеологической надстройки и роли личности в истории, но выдвигает на первый план классовую борьбу масс (даже за Бонапартом был класс – буржуазия) - «Капитал» - научная история капитализма. В нем основные законы капиталистической общественной формации. Начало эпохи капитализма связано с ВГО и зарождением мирового рынка в 16 веке, а развитие на пути к его зрелости произошло в 18 веке. Первоначальное накопление капитала как процесс, имевший в своем начале отторжение производителя от средств производства. P. S. Как ни странно, в учебнике про Маркса написано только масло масляное. Так что тут я написала только основное, но вот ссылка на хороший текст с философским подходом к Марксу (что, судя по всяким штукам на лекциях про трансцендентность и трансцедентальность, любо нашему лектору): https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st141.shtml
[1]В целом же Гиббон (будучи деистом) считал религию полезной и необходимой для морального совершенствования человечества, но хотел «очистить» ее от суеверий и заблуждений. [2] Сильное влияние на общественную мысль оказало учение Чарлза Дарвина. «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) – коренной переворот в представлениях об органическом мире. Идея эволюции и вообще открытия Дарвина выходят за рамки биологии. На этой основе формируется социал-дарвинизм - перенесение закономерностей биологического мира на общество. Борьба за существование – универсальный закон всего живого; среди народов есть «лучшие» и «худшие», «высшие» и «низшие»; англосаксонская раса – прирожденная раса господ (социал- дарвинизм - прямой путь к расизму). [3] Инженер по образованию, хорошо знаком с точными науками, поэтому все четко изложил.
|