Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Революционно-демократическое течение
В их поле зрения – почти все крупные события европейской истории нового времени, особенно – крупные социальные движения, в которых проявлялась роль народных масс, революционные движения XIX века. Н.Г. Чернышевский – по его мнению, историк должен быть не узким специалистом, а энциклопедистом, т.к. главная задача – быть просветителем своей нации. Уделял внимание революции 1848-49 гг. во Франции, но в его оценке не смог понять роль рабочего класса. Журнал «Современник» Социальная значимость истории для него – в том, что только из нее можно вывести и доказать закон прогресса. А прогресс в истории осуществляется в результате революций à за этими выводами стояло эмпирическое обобщение опыта европейских революций кон. XVIII – XIX в. Вывод об отсутствии социальной стабильности в современном ему западноевропейском обществе, чреватом новым революционным взрывом. Особый интерес к истории Франции, пережившей за короткий период три революции. Статья «Тюрго» - неизбежность революции конца XVIII века. Революционно-демократическая публицистика – стремилась утведить представление о классовой борьбе и ее высшей форме – социальной революции как закономерном явлении истории. П. Ткачев – марксистом он не был, но признавал решающую роль экономических отношений в историческом развитии. Главное внимание уделял Реформации и Крестьянкой войне в Германии и Французской революции – Ткачев показал их закономерный характер, а в народных массах видел главную движущую силу истории. Важно отметить: в революционно-демократической литературе выступали не ученые-историки, а публицисты, и базировались они не на исторических источниках, а на данных, уже бывших в научном обороте. Либеральное течение (ему принадлежала ведущая роль) На основе позитивизма. В объяснении истории в целом – идеалисты + обращали внимание на сферу соц.-эконом. отношений. Испытали ограниченное влияние марксизма – признавали материальную обусловленность общественного развития. Благодаря влиянию идеи революционеров-демократов о социальном назначении истории, сосредотачивали внимание на изучении ключевых проблем новой истории, главной из которых для них была проблема революционных движений на Западе, особенно Великой Французской революции. Новая истории как научная дисциплина складывалась в России преимущественно как история западноевропейских революций, при этом особое внимание – соц.-эконом. стороне революционного процесса (прежде всего аграрным отношениям). Главные центры изучения новой истории в России во второй половине XIX-начале XX в. – университеты. М. Петров – «Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции» - первый систематический критический анализ западноевропейской историографии XIX в. Идея социальной обусловленности исторического познания и активной роли истории в идейно-политической жизни общества (например, он оценивал романтическую историографию как дворянскую реакцию на идеи Просвещения и Французской революции). Интерес к революционным движениям как переломным моментам истории – «Томас Мюнцер. Великая крестьянская война». В. Бауэр – особое внимание уделял Реформации и Германии. Лекционный курс – «История германского мира в XV и XVI столетиях” и монография «Так называемая «Реформация императора Фридриха III». «Лекции по новой истории» (1886) – оригинальная концепция Реформации: признание ее закономерного характера и всемирно-исторического значения. Но при это Бауэр не скрывал своего отрицательного отношения к народным движениям в этот период. С.М. Соловьев – «Курс новой истории». Особый интерес представляет вторая часть курса – посвященная предыстории Французской революции. Главная причина, сделавшая Французскую революцию неизбежной – слабость правительственной власти. «Пагубному» французскому пути противопоставлен русский «путь современных преобразований сверху». В.И. Герье – с его именем связано систематическое изучение и преподавание в России истории Великой Французской революции. «Идея народовластия и Французская революция 1789» - основная мысль в том, что потрясения конца XVIII в. – результат слабости королевской власти. Сама революция трактовалась идеалистически, как продукт идеи народовластия. стремление дискредитировать революцию.
|