Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое направление
Кареев, Лучицкий, Ковалевский, Виноградов – с их работами связан расцвет русской дореволюционной историографии всеобщей истории. Для них характерно убеждении в высоком гражданском призвании истории – подчеркивали важность обращения к истории для решения актуальных проблем современности. Позитивисты, рассматривали исторический процесс как продукт действия разнообразных факторов, но первенство – у экономических факторов (под влиянием марксизма). Интересы в основном сосредотачивались на соц.-эконом. отношениях + на имевших мировое значение событиях – европейская Реформация, Английская революция XVII в. и в особенности Великая Французская революция. И.В. Лучицкий. История религиозных войн во Франции – «Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи», «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции» и др. – картина социальной борьбы во Франции XVI в. Впервые обратился к огромному материалу, хранившемуся в архивах юга Франции (важнейший очаг гугенотского движения). Показал определяющее влияние социальных противоречий и классовой борьбы на характер религиозных войн. Н.И. Кареев – проявлял живой интерес к положению трудящихся масс (осознание их роли в истории). «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней трети XVIII века». Французская революция истолковывалась Кареевым как грандиозное событие всемирно-исторического значения, коренные причины и предпосылки которого заключались в материальных условиях жизни общества, прежде всего в положении крестьянства. Крестьянский вопрос выступал как главный вопрос революции. Согласно концепции Кареева, только революция положила конец феодальным отношениям в деревне. (Хотя Кареев признает возможность предотвращения революции путем правительственных реформ). Также Кареев первым начал чтение курсов по западноевропейской истории XIX в. Среди марксистов – Г.В. Плеханов – вел активную борьбу против вульгаризации и опошления марксизма. Одним из первых стал разрабатывать проблемы коллективной психологии: психология общества вырастает из экономической основы; но при этом медленная психологическая эволюция предшествует экономической революции à важно изучать социальную психологию. Плеханов впервые в русской литературе дал марксистское освещение ряда больших разделов новой истории. Всем работам Плеханова присуща тема классовой борьбы пролетариата. Плеханова можно назвать первым русским историком международного движения. «Фердинанд Лассаль», «Анархизм или социализм», «Иностранное обозрение», «Мартовские иды», «На пороге XX века» à летопись западноевропейского рабочего и социалистического движения – все пронизано неизбежностью экономического и политического освобождения пролетариата. 47. Пангерманское направление в немецкой историографии в конце XIX – начале XX вв. В основе пангерманской идеологии: · социальный дарвинизм · геополитика · расовая теория Представители – публицисты, лица свободных профессий, учителя гимназий. Но решающее влияние – университетские профессора-члены Пангерманского союза – Д. Шефер, Г. фон Белов и др. Они идеализировали историю германской нации, апологетизировали Гогенцоллернов и пруссачество, выступали против рабочего движения и марксизма (и даже против либерально-буржуазной идеологии), позитивистского и социалистического подхода к истории. В центре их интересов – государство силы, а крен в самих исследованиях – в сторону политико-дипломатической истории. Георг фон Белов (1858-1927) – происходил из восточнопрусского юнкерства, профессор Мюнхенского университета, затем работал во Фрейбурге, где стал специалистом по социально-экономической и правовой истории средневековья. Главное содержание исторического процесса для него – уникальные и неповторимы явления. Белов придерживался концепции примата государства над обществом и политики над экономикой. Идеи прогресса и исторической закономерности для него – «нелепые предрассудки». Например, феодализм он понимал как чисто политическое явление. Выступал против периодизации истории по экономическому принципу, настаивая на невозможности основанной на экономических критериях периодизации вообще. Самый авторитетный пангерманский историк – Дитрих Шефер (1845-1929). Его книги – «Всемирная история нового времени» и «Немецкая история» - классические образцы и квинтэссенция пангерманской историографии. Происходил из пролетарских слоев. Шефер был признан как видный ученик Трейчке и продолжатель его идейно-политического наследия. Был самым крупным немецким специалистом по истории Скандинавии и Ганзейского союза. Активно выступал за строительство военно-морского флота, видя в этом главное орудие успешной борьбы против Великобритании à в целях настойчивой пропаганды в пользу этого он даже прочел цикл популярных лекций, выпущенных отдельным изданием «Германия, на моря!». Шефер подчеркивал, что растущая немецкая внешняя торговля нуждается в защите сильного военного флота. За свою лихорадочную деятельность во Флотском союзе даже получил прозвище «флотский Шефер» (шефер по-немецки пастух, игра слов получается J). Свою “Всеминрную историю” (1907) Шефер написал по просьбе военно-морского ведомства (по инициативе Тирпица), а «Немецкую историю» (1910) - по предложению Пангерманского союза создать популярную немецкую историю. В них автор категорически выступает против выдвижения на первый план экономических или социально-политических явлений. История для Шефера – прежде всего политическая наука, задача которой помочь утверждению Германской империи на мировой арене в качестве ведущей державы. В центре немецкой истории – Пруссия, а в центре всемирной – Германия. Шефер превозносил национальное объединение Германии как выполнение исторической миссии Пруссии + при этом высказывал многочисленные откровенно антифранцузские и антиавстрийские лозунги. Обе книги – крайне реакционные по своему духу (так, например, революцию 1848 г. считал пагубным этапом немецкой истории). Гонку вооружений оправдывал геополитическими интересами, исходя из убеждения, что Германия окружена врагами и должна непрестанно вооружаться. С этим же связан и его тезис о необходимости сохранения единства немецкой нации. Хотя Шефер и был ярым противником социал-демократов, тем не менее выступал против принятия нового «исключительного закона», т.к. опасался нарастания соц. противоречий, и считал, что рабочих также следует заинтересовать в сильной Германской империи и приобретении новых колоний. Произведения председателя Пангерманского союза г. Класа – «Немецкая история» (1909) и «Если бы я был кайзером» (1912) – пропитаны открыто расистским духом, антисемитизмом и антидемократизмом. Клас требовал развертывания экспансии на Восток, ратовал за установление в Германии диктаторского режима, за отмену всеобщего избирательного права, за принятие нового исключительного закона против социал-демократической партии, высылку ее руководителей и депутатов в рейхстаге заграницу, новой оппозиционной печати. Книги Класа проникнуты ненавистью к др. народам, требуют широких территориальных приобретений в Европе и создания обширной колониальной империи. По сути, они являются изложением официальной программы Пангерманского союза.
|