Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивный опыт






 
 

 


 

Архетипические структуры

 

Рис.1. Модель психологического устройства интеллекта как взаимосвязанных структур индивидуального ментального опыта

Таким образом, работа каждого индивидуального интеллекта характеризуется преобладанием того или иного способа кодирования информации, что оказывает влияние на интеллектуальное поведение (в том числе на успешность в тестах, обучаемость, стили) и дает базу для различных типологий (практики, художники, романтики и пр.).

3. Когнитивные схемы - это обобщенные и стереотипные формы хранения прошлого опыта относительно определенной предметной области (знакомых объектов, ситуаций, событий и пр.). Они отвечают за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего (прототипы, фреймы, сценарии и пр.).

Характеристика видов схем:

а) прототип – это комбинация наиболее типичных сенсорно-визуальных признаков, хранящихся в памяти и позволяющих принимать решение о степени соответствия определенного объекта какой-либо категории. Прототип воспроизводит типичный пример данного класса объектов определенной категории (например, для категории " мебель" наиболее типичны «стул», «диван» и т.д.).

Таким образом, прототип - это обобщенное визуальное представление, в котором собраны общие и детализированные признаки типичного объекта и которое является основой для идентификации любой новой информации;

б) фрейм - это форма хранения стереотипных знаний о классе ситуаций, схематизированные представления. «Каркас» фрейма характеризует устойчивые отношения между элементами ситуации, а его «узлы» (элементы) представляют собой вариативные детали конкретной ситуации. При пользовании им, фрейм дозаполняет свои узлы (например, фрейм комнаты, т.е. обобщенное представление о ней, конкретизируется в реальной комнате).

Таким образом, умный человек (по М.Минскому) способен быстро подобрать в новой ситуации наиболее подходящий фрейм;

в) сценарий – это когнитивная структура, способствующая воспроизведению временной последовательности событий, ожидаемых личностью; это цепь связанных между собой логической последовательностью фреймов.

В реальной интеллектуальной деятельности задействованы все когнитивные схемы различной сложности: они оказываются встроенными одна в другую, например, прототипы в фреймы, те - в сценарии и т.д.

Отсутствие когнитивной схемы вследствие ее несформированности делает невозможным усвоение соответствующего понятия или действия (что очень важно учитывать в процессе обучения).

4. Семантические структуры - это индивидуальная система значения элементов среды, характеризующая содержательный строй индивидуального интеллекта. Благодаря им информация предстает в ментальном опыте конкретного человека в специфически организованном виде, что влияет на интеллектуальное поведение личности.

Индивидуальная система значений элементов окружающей среды может быть осознанной (эксплицитное знание) и неосознанной (имплицитное знание); может содержать знание о том, что (декларативное), или о том, как (процедурное).

Семантика связана с субъективным значением слов и способами связи между разными словами, поэтому индивидуальное семантическое пространство позволяет оценить характер размещения значений слов в ментальном опыте человека в зависимости от степени их содержательной близости (см. рис. 2).

Семантическая структура слова имеет две составляющие:

1) предметное значение, т.е. соотнесенность слова с определенным предметом или явлением;

2) чувственно-аффективное значение, которое выражает эмоциональные и чувственные впечатления человека относительно содержания слова.

 

сила

оценка +

           
   
     
 


пассивность активность

               
   
     
 
     

 


оценка -

слабость

 

Рис. 2. Модель т рехфакторного индивидуального семантического пространства

 

Ч.Осгуд (1952 г.) выдвинул положение о том, что организация аффективных значений слов в индивидуальном семантическом пространстве подчиняется трем универсальным факторам:

1) оценки (базовая шкала: хорошее - плохое);

2) силы (базовая шкала: сильное - слабое);

3) активности (базовая шкала: активное - пассивное).

Таким образом, принцип организации и функционирования своеобразной «вербальной сети» в семантическом пространстве таков, что активизация одного слова приводит к одновременной актуализации других элементов сети. Кроме того, факторное подразделение семантического пространства позволяет оценить характер размещения значений слов в метальном опыте человека в зависимости от степени их содержательной близости относительно факторных признаков. Важно также, что семантическая структура имеет двойственный характер организации – ее содержание, с одной стороны, инвариантно (имеет типичное влияние) по отношению к интеллектуальному поведению разных людей в разных ситуациях и, с другой стороны, оно предельно индивидуализировано в силу насыщенности субъективными впечатлениями, ассоциациями и правилами интерпретации.

5. Понятийные психические структуры.

Согласно теории Л.С.Выготского, именно образование понятий является основным ядром, вокруг которого располагаются все изменения в мышлении подростка. Так как более сложные психические образования всегда являются результатом преобразования предшествовавших психических образований, то понятийные структуры являются интегральными когнитивными образованиями, состоящими из следующих компонентов:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.