Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Статья 242. Исключена
(Закон Украины от 18 февраля 1992 г., //Ведомости Верховного Совета Украины, 1992.— № 22.— Ст. 302).
Глава XVI ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ. УЧАСТИЕ РАБОТНИКА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Статья 243. Право граждан на объединение в профессиональные союзы. В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» граждане Украины имеют право на основе свободного волеизъявления без какого бы то ни было разрешения создавать профессиональные союзы с целью представительства, осуществления и защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в работе профессиональных союзов. Государство признает профессиональные союзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, в отношениях с собственником или уполномоченным им органом, а также с другими объедине ниями граждан. 1. Согласно Конституции Украины граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прап и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права (ст. 36 Конституции Украины). Конституция подчеркивает, что в современных условиях созданы условия для перехода от «организационного монизма», обусловленного однопартийной системой, к плюрализму в профсоюзном движении. Если раньше профсоюзы были едиными, то теперь, наряду с теми профсоюзами, которые существовали в период социалистической системы хозяйствования, правопреемником которых является Федерация профсоюзов Украины, созданы новые профсоюзы. Они имеют разные названия: «независимые», «солидарные», «свободные», «демократические» и т.п. Все они имеют равные права. 2. Деятельность профсоюзов регламентируется: Конституцией Украины, КЗоТ — главой XVI, главой II КЗоТ «Коллективный договор», законами Украины «О коллективных договорах и соглашениях», «Об охране труда», «Об оплате труда» и Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Каждый профсоюз и его объединение действуют на основе действующего законодательства и своего устава. Уставы (положения) профсоюзов принимаются съездами, конференциями, учредительным или общим собранием членов профсоюза соответствующего уровня и не должны противоречить законодательству Украины. Статья 14 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» содержит перечень обязательных положений, которые должны быть в Уставе. Наличие в Законе этой нормы не есть вмешательство государства в деятельность организации трудящихся, т.к. предусматривает полную самостоятельность профсоюзов в определении уставных норм. Это находит подтверждение в ст. 16 указанного Закона, в соответствии с которой при регистрации профсоюза легализующий орган проверяет ее устав на соответствие статуса, задекларированного профсоюзом в своем уставе 3. Взаимоотношения между государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями определяются ст. 13 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии с ней государственные органы обеспечивают реализацию права граждан на объединение в профессиональные союзы и соблюдение прав и интересов профсоюзов, легализованных в установленном порядке; государство признает профсоюзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интересов, сотрудничает с профсоюзами в их реализации, содействует профсоюзам в установлении деловых партнерских взаимоотношений с работодателями и их объединениями; государство содействует обучению профсоюзных кадров, совместно с профсоюзами обеспечивает повышение уровня их знаний о правовой и социальной защите работников (ст. 13 Закона). Закон обязывает работодателя, должностных лиц соблюдать права профсоюзов и содействовать их деятельности. Эти права конкретизируются в целом ряде статей (249-251) КЗоТ Украины и в других нормативных актах.
Статья 244. Права профессиональных союзов, их объединений. Права профессиональных союзов, их объединений определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», настоящим Кодексом, иными нормативно-правовыми актами. 1. Комментируемая статья определяет важнейшие прл ва профессиональных союзов, которые конкретизируют ся в соответствующих статьях настоящего Кодекса и Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее в пределах ком мен тируемой статьи — Закон). Одной из основных задач профессиональных союзов является представительство и защита прав и интересов работников. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона профсоюзы, их объединения осуществляют представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, а также с другими объединениями граждан. Профсоюзы представляют и защищают интересы всех работников предприятий, учреждений и организаций, в том числе и не членов профсоюза. Для этого необходимо два условия: а) защищаемые права и интересы должны быть коллективными, т.е. принадлежать всему трудовому коллективу, а не отдельным членам; б) в уставе профсоюза должны содержаться положения, управомочиваю-щие его на защиту коллективных прав и интересов работников. В ряде случаев профсоюзы действуют также в индивидуальных интересах отдельных рабочих и служащих в порядке, предусмотренном законодательством, и в соответствии с их уставами. Вышеуказанные права (т.е. представительство и защита коллективных прав и интересов работников) соответствуют нормам международного права и, в частности, Конвенции МОТ № 117 и Рекомендации МОТ №91. Одним из направлений деятельности профсоюзов является также защита конституционных прав своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбором вида деятельности (ст. 51 КЗоТ), а также права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ст. 21 КЗоТ) и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 95 КЗоТ). Без согласования с профсоюзными органами не могут устанавливаться системы оплаты труда, виды поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда. Для защиты своих трудовых и социально-экономических прав профсоюзы и их объединения имеют право на проведение забастовок, собраний, митингов, шествий и демонстраций. Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта) (ст. 17 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»). 2. Следующее направление деятельности профсоюзов составляют вопросы занятости членов профсоюзов. С этой целью профсоюзы наделяются правом участвовать в разработке на соответствующем уровне программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в этой сфере. Только после предварительного уведомления (не позднее, чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров может проводиться ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства работы, влекущее за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда. Расторжение трудового договора с работником по инициативе собственника может быть проведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа (ст. 4, 3 Kdol). 3. В условиях становления и развития рынка труда особую значимость имеют права профсоюзов, их объединений на ведение, заключение коллективных договоров и соглашений, контроль за их выполнением. Подробней об этих правах профсоюза см. комментарий к стст. 12, 14, 19, 20 КЗоТ. 4. Профсоюзы, их объединения принимают участие в определении главных критериев жизненного уровня, прожиточного минимума, а также минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, политики ценообразования, в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и социальную защиту в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 23 Закона). 5. Пункт 1 ст. 10 Закона Украины «О всеобщем государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловлеными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. предусматривает, что управление фондом социального страхования осуществляется на паритетной основе государством. представителями застрахованных лиц и работодателей. Представителями застрахованных чаще всего выступают профессиональные союзы. Согласно пункту 5 этой же статьи исполнительные дирекции отделений Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности разрешают возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с профсоюзными органами, работодателями и местными органами исполнительной власти. Профсоюзы, их объединения принимают участие в деятельности экспертных, консультативных и наблюдательных советов при органах и учреждениях здравоохранения. 6. Важное место в охране трудовых прав и законных интересов рабочих и служащих принадлежит контролю профсоюзов за выполнением собственником законодательства о труде и нормативных актов об охране труда, за жилищно-бытовым обслуживанием рабочих и служащих. Контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется всеми органами профессиональных союзов. Так, например, представители профсоюзного комитета участвуют в комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и соответствующим образом реагируют на них; совместно с собственником разрабатывают инструкции по охране труда и контролируют их соблюдение. Постановление профкома по поводу составления или содержания акта о несчастном случае на производстве является обязательным для собственника. Участие профсоюзных органов в контроле за соблюдением законодательства проявляется также при увольнении рабочих и служащих по инициативе собственника (ст. 43 КЗоТ), при привлечении отдельных работников к работе в выходные дни (ст. 71 КЗоТ). При наличии нарушений законодательства со стороны собственника или уполномоченного им органа профсоюзы имеют полномочия по их устранению. Так, профсоюзные органы имеют право проводить общие собрания трудового коллектива, конференции, на которых могут заслушиваться отчеты руководителей предприятий о выполнении обязательств по коллективному договору и требовать устранение выявленных недостатков. Профсоюзные органы на основании ст. 45 КЗоТ имеют право требовать расторжения трудового договора с руководителем предприятия, если он нарушает законодательство о труде, про коллективные договоры и соглашения (Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). 7. Согласно ст. 244 КЗоТ и ст. 21 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право принимать участие в разработке и осуществлении государственной политики в области трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты. 8. О праве профсоюзов на участие в установлении на предприятии условий труда и его оплаты см. комментарий к ст. 247 КЗоТ Украины. 9. Закрепленные и предоставленные профсоюзам права не ограничиваются только сферой правоприменения, практикой реализации законодательства о труде и другими вопросами. Большую роль профсоюзы играют в области законотворчества, подготовки и принятия иных нормативно-правовых актов. Конституция Украины не закрепила право законодательной инициативы за общественными объединениями, в том числе и профсоюзами. Им предоставляется возможность влиять на процессы законотворчества и правотворчества в иных формах. Проекты законов, касающиеся социально-экономических отношений, представляются соответствующими органами исполнительной власти с учетом предложении всеукраинских профсоюзов, их объединений. Проекты нормативно-правовых актов, касающиеся трудовых отношений или социальной защиты граждан, рассматриваются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов, объединений профсоюзов (ст.21 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Также профсоюзы, их объединения имеют право принимать участие в рассмотрении органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а так же работодателями, их объединениями, другими обьединениями граждан своих предложений. Статья 245. Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Работники имеют право принимать участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями через общие собрания (конференции), советы трудовых коллективов, профессиональные союзы, действующие в трудовых коллективах, другие органы, уполномоченные трудовым коллективом на представительство, вносить предложения по улучшению работы предприятия, учреждения, организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Собственник или уполномоченный им орган обязан создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Должностные лица предприятий, учреждений, организаций обязаны в установленный срок рассматривать критические замечания и предложения работников и сообщать им о принятых мерах. 1. Комментируемая статья закрепляет право работников на участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями через общие собрания (конференции), советы трудовых коллективов, профессиональные союзы, действующие в трудовых коллективах. Общее собрание является высшим органом трудового коллектива, в котором воплощается непосредственная демократия на предприятии. Конференции проводятся там, где созыв собрания затруднен по причинам многосменное или территориальной разобщенности цехов, отделов, участков и других структурных подразделений. Общее собрание вправе решить любой вопрос, относящийся к полномочиям трудового коллектива. Другим выборным органом на предприятии является Совет трудового коллектива (СТК). Совет трудового коллектива является органом, выполняющим полномочия трудового коллектива в период между его собраниями (конференции). Совет трудового коллектива формируется как орган, выражающий мнение различных социальных групп, представленных не только через администрацию, профсоюзы, но и через иные формальные и неформальные структуры, и учитывающий потребности как большинства, так и меньшинства. Полномочия этих органов закреплены в КЗоТ Украины, в Законе Украины «О предприятиях Украины» и других источниках. 2. Пункт 4.2 ст. 245 устанавливает для собственника обязанность общего характера: создавать условия, обеспечивающие участие трудящихся в управлении производством. Это означает, что она обязана оказывать содействие развитию и осуществлению всех форм участия рабочих и служащих в управлении производством на предприятии. Об обязанности собственника в отношении конкретных форм участия трудящихся в управлении см. ст. 15 Закона Украины «О предприятиях». Обязательства собственника (как и профкома) по вовлечению рабочих и служащих в управление производства содержатся в коллективном договоре. Статья 245. предписывает собственнику или уполномоченному им органу оперативно реагировать на критические замечания и предложения работников и своевременно сообщать им о принятых мерах. Данные вопросы регулируются Законом Украины «Об обращениях граждан». Согласно этому акту все поступившие в государственные органы и должностным лицам письма, жалобы, заявления подлежат рассмотрению в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок установлен в 15 дней. Этим правилом следует руководствоваться и собственнику при рассмотрении обращений, заявлений работников.
Статья 246. Представительство работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. Трудовые, социально-экономические права и интересы работников в отношениях с собственником или уполномоченным им органом на предприятиях, в учреждениях, организациях представляют и защищают профоссиональные союзы. Свои полномочия профессиональные союзы осущетвляют через созданные ими выборные органы, а в организациях, где не создаются выборные органы, — через представителя (доверенное лицо) профсоюзной организации, действующей в пределах прав, предоставленных ей Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и устами (положениями) профессиональных союзов. Если на предприятии, в учреждении, организации со-дано несколько профсоюзных организаций, коллективные интересы работников при заключении коллективного договора представляет объединенный представительный орган в порядке, определенном частью второй статьи 12 этого Кодекса. Профессиональные союзы представляют и защищают коллективные интересы работников не зависимо от их членства в профессиональных союзах. Индивидуальные права и интересы своих членов профессиональные союзы представляют и защищают в порядке, предусмотренном законодательством и их уставами. Интересы членов профессионального союза в отношениях с собственником или уполномоченным им органом представляются на основе системы коллективных договоров и в соответствии с законодательством. Права профсоюзного комитета классифицируются по объему прав на четыре вида: а) права исключительно его компетенции, он их не делит с собственником. Это право надзора и контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства; б) совместные с собственником права. Это совместные подготовка и заключение коллективного договора, установление 5-ти или 6-ти дневной рабочей недели, перерывов для кормления ребенка и другие; в) права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации, но она должна быть согласована с профсоюзом. Согласительного характера прав у профкома много: согласие профкома на прием на работу 15-летних граждан, на увольнение рабочих и служащих по инициативе собственника, работ в выходные и праздничные дни и ряд других пра-воприменителъных действий собственника лишь с согласия профкома (например, форм материального поощрения, замена и пересмотр норм труда и др.); г) права совещательного характера, когда администрация осуществляет право применения с предварительного уведомления об этом профсоюзов на определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по данным право-применительным действиям собственника.
Статья 247. Полномочия выборного органа профсоюзной организации на предприятии, в учреждении, организации. Выборный орган профсоюзной организации на предприятии, в учреждении, организации: 1) заключает и контролирует выполнение коллективного договора, отчитывается о его выполнении на общем собрании трудового коллектива, обращается с требованием в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение условий коллективного договора; 2) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопрос введения, пересмотра и изменений норм труда; 3) совместно с собственником или уполномоченным им органом разрабатывает направления распределения средств фонда потребления, принимает участие в решении вопросов оплаты труда работников, форм и систем оплаты труда, расценок, тарифных сеток, схем должностных окладов, условий введения и размеров надбавок. доплат, премий, вознаграждений и иных поощрительных, компенсационных выплат; 4) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопросы рабочего времени и времени отдыха, согласовывает графики сменности и предоставления отпусков, введения подытоженного учета ра бочего времени, дает разрешение на проведение сверх урочных работ, работ в выходные дни и т.п.; 5) совместно с собственником или уполномоченным им органом решает вопросы социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально бытового, медицинского обслуживания работников; 6) принимает участие в решении социально-экономических вопросов, определении и утверждении перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот; 7) принимает участие в разработке правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации; 8) представляет интересы работников по их поручению при рассмотрении индивидуальных трудовых споров и в коллективном трудовом споре, содействует его решению; 9) принимает решение о требовании к собственнику или уполномоченному им органу расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководителем предприятия, учреждения или организации, если он нарушает законодательство о труде, об охране труда, уклоняется от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора; не выполняет обязательств по коллективному договору, если этот выборный орган профсоюзной организации подписал коллективный договор; 10) дает согласие или отказывает в согласии на расторжение трудового договора с работником но инициативе собственника или уполномоченного им органа в случаях, предусмотренных законами; 11) принимает участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, в работе комиссии по вопросам охраны труда, осуществляет контроль за возмещением предприятием, учреждением, организацией ущерба, причиненного работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с производством или выполнением ими трудовых обязанностей; 12) осуществляет общественный контроль за выполнением собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде и об охране труда, за обеспечением на предприятии, в учреждении, организации безопасных и безвредных условий труда, производственной санитарии, правильным применением установленных условий оплаты труда, требует устранения выявленных недостатков; 13) осуществляет контроль за подготовкой и подачей собственником или уполномоченным им органом документов, необходимых для назначения пенсий работникам и членам их семей; 14) осуществляет контроль за. предоставлением пенсионерам и инвалидам, которые до выхода на пенсию работали на предприятии, в учреждении, организации, права пользования наравне с его работниками имеющимися возможностями по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения и другими социальными услугами и льготами согласно уставу предприятия, учреждения, организации и коллективному договору; 15) осуществляет контроль за государственным социальным страхованием работников в назначении пособия по социальному страхованию, направляет работников на условиях, предусмотренных коллективным договором, в санатории, профилактории и дома отдыха, туристические комплексы, базы и оздоровительные учреждения, проверяет работу по организации медицинского обслуживания работников и членов их семей; 16) совместно с собственником или уполномоченным им органом распределяет в установленном порядке жилую площадь в домах, построенных за средства или с участием предприятия, учреждения, организации, а также ту жилую площадь, которая предоставляется в распоряжение собственника в других домах, контролирует проведение работы по жилищно-бытовому обслуживанию работников. Выборные органы профсоюзной организации, действующие на предприятии, в учреждении, организации, имеют также иные права, предусмотренные законода тельством Украины. 1. Статья 247 КЗоТ Украины соответствует ст. 38 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», однако есть и отличия, в част ности в терминологии. В ст. 247 КЗоТ речь идет о выборном органе профсоюзной организации. Однако ч. 6 ст. 21 названного Закона позволяет сделать вывод, что к понятию «выборный орган» применим термин «профсоюзный орган». Профсоюзный орган — орган, созданный согласно уставу (положению) профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов. 2. Основной задачей профсоюзов является представительство и защита интересов работников перед собствен ником. Исходя из этих положений, пункт 8 ч. 1 ст. 38 Закона закрепляет право выборного органа профсоюзной организации на представительство интересов работников по их поручению при рассмотрении трудовых индивидуальных споров и в коллективном трудовом споре. Однако профсоюз представляет интересы работников не только при рассмотрении споров, но и в области производства, быта, труда, культуры. 3. Выборный орган совместно с работодателем pазрабатывает направления распределения средств фонда потребления (п. 3 ст. 38 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Формулировка п. 3 ст. 38 несколько устарела. Термин «фонд потребления» фактически означает фонд оплаты труда. Согласно ст. 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» формирование, распределение, использование прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом), условия регулирования фонда оплаты труда составляют предмет коллективного договора. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет возможности профкому влиять на формирование и определение направлений распределения средств фонда оплаты труда и в тех случаях, когда на предприятии не заключен коллективный договор. 4. Пункт 3 ст. 247 КЗоТ предоставляет право собственнику или уполномоченному им органу определять размеры премий и других видов поощрения, материальной помощи и вознаграждения за годовые итоги работы предприятия, организации. Если на предприятии заключен коллективный договор, то все указанные вопросы должны регулироваться коллективным договором, а не в каждом отдельном случае по каждому работнику. 5. Конституция Украины в число социальных прав включает право каждого на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Контроль по этим вопросам согласно п. 12 ст. 247 КЗоТ осуществляет профсоюз. Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением собственниками законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создании безопасных и безвредных условий труда, надлежащего производственного быта для работников и обеспечением их средствами коллективной и индивидуальной защиты. По требованию профсоюзного органа собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой договор с руководителем, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательств по коллективному договору (ст. 45 КЗоТ) Украины. 6. Согласно п. 8 ст. 247 КЗоТ собственник обязан возместить работнику ущерб, причиненный повреждением здоровья, а также материальный ущерб, причиненный потерпевшему вследствие физического или психического воздействия опасных или вредных условий труда. Значительное количество трудовых споров возникало именно по этим вопросам и рассматривались они профсоюзами. Однако рассмотрение их согласно действующему законодательству профсоюзами исключается, т.к. к их ведению относится осуществление контроля за возмещение ущерба работникам. 7. Предусмотренное пунктом 9 ст. 247 КЗоТ осуществление контроля за государственным социальным страхованием работников предусматривает комплекс способов, одним из которых является обеспечение правильности назначения, исчисления и выплаты помощи из фонда социального страхования. Поскольку на финансирование указанных мероприятий тратится значительная часть денег социального страхования. К компетенции профсоюзного органа относится также контроль за правильностью установления работодателем трудового стажа для получения помощи, контроль за правильностью начисления предприятием сбора на социальное страхование и своевременным перечислением сумм в Фонд социального страхования и другие. 8. Профсоюз совместно с собственником распределяет жилую площадь б домах предприятий учреждений, организаций, а также жилую площадь, предоставляемую в их распоряжение в других домах. Предусмотренное право основывается на статьях 52-53 Жилищного кодекса Украины. Сделки купли-продажи, дарение квартиры (жилых домов) собственником работнику не требуют согласия профсоюзного комитета.
Статья 248. Гарантии деятельности профсоюзов. Для реализации полномочий профсоюзов, предусмотренных Законом Украины «О профессиональных союзах. их правах и гарантиях деятельности», члены выборных органов профсоюзных организаций предприятий, учреж дений и организаций, вышестоящих профсоюзных органов, а также полномочные представители этих органов имеют право:
|