Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и формы социальной работы с безработными




 

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи со­зданы службы занятости, осуществляющие комплексное регу­лирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба заня­тости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве орга­низационно-самостоятельной службы на территории России. Ее ре­гиональные представительства являются структурными подраз­делениями соответствующих органов исполнительной власть субъектов РФ и органов местного самоуправления [20, с.288].

Эффективным средством социальной защиты занятого населе­ния в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действую­щим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

- Безработным гражданам гарантируются:

- бесплатное получение услуг в сфере профессиональной opиентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российской
Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу
(обучение) в другую местность по предложению органов службы
занятости;

- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

- возможность заключения срочных трудовых договоров на уча­стие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с уче­том возрастных и иных особенностей граждан.

Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испыты­вающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализу­ются целевые программы содействия занятости населения. Созда­ются дополнительные рабочие места и специализированные орга­низации (включая организации для труда инвалидов). Устанавли­ваются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется вре­менное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам [19, с.477].

Важной составляющей государственной социальной поддерж­ки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным:



- выплату пособий по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность, для трудоустройства по предложениям органов служ­бы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и воп­росами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетен­цию службы занятости входят:

- содействие поиску подходящего рабочего места как времен­ного, так и постоянного;

- повышение конкурентоспособности граждан на рынке тру­да, также организация профессионального образования безра­ботных;

- квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на
рынке труда категорий граждан;

- информирование населения, работодателей, государственных
и негосударственных структур о состоянии рынка труда;

- территориальное перераспределение работников;

- помощь в развитии предпринимательства и самозанятости
граждан;

- обеспечение социальной поддержки безработных;

- сотрудничество с работодателями для комплексного решения
проблем клиентов службы занятости;

- совершенствование механизма финансовой поддержки рабо­тодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществля­ющих переподготовку персонала.



Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право про­консультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудо­устройства, профессионального обучения. При этом регистрировать­ся в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в служ­бу занятости в целях поиска подходящей работы[21, с.225].

Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов.

Первичная регистрация безработных граждан осуществляется
в целях учета общей численности безработных, обратившихся в
службу занятости за консультацией. В регистрационных документах
указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины
обращения в службу занятости.

Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответ­ствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» подходя­щей считается такая работа, которая соответствует профессиональ­ной пригодности работника с учетом его профессиональной под­готовки, условий последнего места работы, состояния здоровья,транспортной доступности.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном доволь­ствии) за последние 3 месяца и следующие документы: а) пас­порт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудо­вую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; в) документы, удостоверяющие профессиональную квали­фикацию[22, с.14].

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявля­ют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реаби­литации.

Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня реги­страции граждан должны по возможности предложить обративше­муся два варианта подходящей работы, включая работу временно­го характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профес­сии, два варианта профессиональной подготовки или оплачивае­мой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональна) подготовка (переподготовка). На каждого клиента, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется
на основании решения органов службы занятости населения о при­
знании гражданина безработным, которое принимается не позднее
11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска под­ходящей работы.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осу­ществляется в следующих случаях: если гражданин признается за­нятым в соответствии с трудовым законодательством; если он про­ходит профессиональную подготовку или переподготовку, повы­шает квалификацию по направлению органов службы занятости свыплатой стипендии; если он не является без уважительной при­чины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработно­го; при длительной (более месяца) неявке в органы службы заня­тости без уважительной причины; при переезде в другую мест­ность; в случае назначения гражданину пенсии по старости (повозрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются нарушения состороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации в области занятости населения будет способствовать развитие ма­лого предпринимательства, особенно в небольших городах и сель­ской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую ак­тивность граждан, их конкурентоспособность на рынке труда[24].

Другим вариантом увеличения занятости является привлечение граждан к оплачиваемым общественным работам. Под обществен­ными работами понимается трудовая деятельность, имеющая со­циально-полезную направленность и организуемая в качестве до­полнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, сти­хийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их ква­лифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, заре­гистрированные в органах службы занятости в целях поиска под­ходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не по­лучающие пособия, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного обра­зования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с до­говорами, заключаемыми органами службы занятости.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную под­готовку, переподготовку и повышение квалификации имеют без­работные инвалиды; безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудо­устройству служба занятости совместно с работодателями орга­низует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосред­ственном общении с работодателем определить варианты и усло­вия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для опре­деленных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифици­рованные работники и т.д.) [23, с.264].

Высокий уровень безработицы среди молодежи (граждане в воз­расте до 30 лет) влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости и создания эффективной систе­мы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории РФ была введена в действие программа орга­низации временной занятости безработной молодежи «Молодеж­ная практика». Эта форма работы позволяет повысить конкурен­тоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами служ­бы занятости и молодежными биржами труда создаются регио­нальные программы трудоустройства несовершеннолетних.

К основным методам психологической помощи безработным относятся:

- информирование — индивидуальное, групповое, массовое,
непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствам*
массовой информации);

- психологическое и медицинское консультирование

- психологическая, психофизиологическая, медицинская диа­
гностика;

- различные педагогические методы: обучение, тренинги, клубы
ищущих работу и т. п.

Виды, направления, формы и методы социально-психологической поддержки безработных.

Социально-психологическая поддержка — система социально-пси­хологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формиро­вания ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адапти­рованное™ к условиям реализации собственной профессиональ­ной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимиза­ции психологического состояния человека после разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствую­щих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом этапе жизни отдельного человека, малых групп, коллекти­вов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями социально-психологической под­держки считаются:

- психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных про­блем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-пси­хологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

- психологическое консультирование— оказание помощи лично­сти в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достиже­нии эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руко­водителей по вопросам работы с персоналом и семейные кон­сультации;

- психологическая коррекция — активное психолого-педагогиче­ское воздействие, направленное на устранение отклонений в пси­хическом и личностном развитии, гармонизацию личности и меж­личностных отношений [25].

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал