Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из приведенного списка пользователей бухгалтерской отчетности видно, что интересы пользователей значительно различаются.






Для предоставления информации многочисленным пользователям бухгалтерской отчетности законодательно введено понятие «публичность бухгалтерской отчетности» (ст. 16 Закона о бухгалтерском учете). Перечень организаций, которые обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность, устанавливает Правительство РФ. В обязательном порядке публикации подлежат бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться и информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором (аудиторской фирмой).

Аналогичные законодательные нормы публичности бухгалтерской отчетности действуют во всех странах, что предусмотрено МСФО.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности. Все организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту своей регистрации. В этом Законе установлено также, что отчетным годом для всех российских организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. В данной статье приведена и норма, касающаяся порядка исчисления первого отчетного года для вновь созданной либо реорганизованной организации. Таковым считается период со дня государственной регистрации организации по 31 декабря следующего года включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России представлено документами четырех уровней.

Первый уровень представлен законодательными правовыми актами, в первую очередь Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава «Бухгалтерская отчетность». В соответствии с положением Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации (п. «р» ст. 71) и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территории России, как в едином экономическом пространстве, обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.

К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета. Основным стандартом в отношении отчетности является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», которым устанавливаются состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций — юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчетности устанавливается Банком России, для бюджетных — Минфином России.

Третий уровень — это документы, на основании которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К таким документам относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России, в частности:

• «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

• «Об объеме форм бухгалтерской отчетности организации»;

• «О порядке составления и представления бухгалтерской отчетности»;

• «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»;

• «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности»;

• «О методических указаниях по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности составляют указания, инструкции и другие документы самих хозяйствующих субъектов, касающиеся состава, форм, адресов и сроков представления сегментной отчетности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей и установленные в учетной политике организации.

Рассмотрим требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» а также в Указаниях о формах, их объеме, порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организации сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности. Требования к отчетности вытекают из требований в бухгалтерскому учету вообще и были рассмотрены ранее.

Кроме того, необходимо соблюдение общих требований к бухгалтерской отчетности при самостоятельной разработке организацией форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, рекомендованных в приказе Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Разрабатываемые организацией формы бухгалтерской отчетности должны обеспечивать:

полноту информации;

последовательность представления информацииво времени;

нейтральность информации;

возможность сравнения данных во времени;

существенность информации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Для обеспечения полноты информации в бухгалтерской отчетности должны быть отражены события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности организации.

События после отчетной даты — факты хозяйственной деятельности, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности и оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние организации (объявление дебитора банкротом, обнаружение ошибки в бухгалтерском учете за отчетный период).

Условные факты хозяйственной деятельности — факты, которые существуют на отчетную дату, но их последствия для организации полностью определить еще невозможно (незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, выданные до отчетной даты гарантии в пользу третьих лиц).

Еще одним важным условием обеспечения полноты отчетной информации является отражение в бухгалтерской отчетности сведений по прекращаемой деятельности.

Сведения по прекращаемой деятельности — информация о части деятельности организации по производству продукции (продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг), которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с решением организации подлежит прекращению.

Что касается последовательности представления информации во времени, организация должна придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного период к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, появлении существенно нового типа активов или пассив».

Существенные изменения в формах бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты в пояснениях к ней с указанием причин, вызвавших эти изменения.

Нейтральность информации обеспечивается тем, что избранная организацией форма ее представления отвечает интересам разных групп пользователей отчетной информации, не оказывает влияния на решения и оценки пользователей отчетной информации и не предопределяет их.

Избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать указание по каждому числовому показателю (кроме отчета за первый отчетный период) данных минимум за два года: за отчетный и за предшествующий.

Важным требованием является соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, изменение ее по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части годового отчета.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и подписана руководителем и главным бухгалтером организации.

В бухгалтерской отчетности не допускаются никакие подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.