Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Методический очерк






Теперь, когда мы получили достаточное количество информации об истории возникновения мелизмов, а также рассмотрели конкретные примеры их применения на практике, мы можем перейти к заключительному и, возможно, самому важному разделу нашей работы. Здесь мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся непосредственно техники исполнения мелизмов, а также обучения мелизматике и мелкой вокальной технике.

Наш методический очерк мы решили оформить в виде развернутых ответов на наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы среди вокалистов. Для начала сформулируем эти вопросы:

1. Физиологический аспект исполнения мелизматики. Как ведут себя голосовые связки и гортань в момент исполнения мелко-техничных вокальных приемов?

2. Теоретический аспект. Все ли могут исполнять мелизмы?

3. Практический аспект. Возможно ли этому научиться?

4. Методический аспект. Существуют ли конкретные упражнения, способствующие развитию мелизматики и мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых исполнителей?

Информации, изложенной в ходе ответов на данные вопросы, будет достаточно, чтобы разобраться в технике исполнения мелизмов и научиться применять полученные знания на практике.

Очень часто мы слышим фразы вроде «это очень сложный вокальный прием», «он(она) очень техничный(ая) вокалист(ка), кроме него(нее) так никто не сможет», «это дано не всем». Создается ощущение, что умение петь мелизмы – это действительно удел «избранных» и научиться этому нельзя. Возможно, ответ скрыт в физиологии нашего вокального аппарата? Попробуем разобраться, чем же «избранные» отличаются от других вокалистов. Для этого начнем с описания исполнения мелизматики как физиологического процесса. Что же происходит с голосовыми складками во время исполнения мелизмов? Как ведет себя гортань?

Ответить на эти вопросы нам помог кандидат медицинских наук, доцент, врач-отоларинголог высшей квалификационной категории, фониатр, Президент Российской общественной академии голоса, Лев Борисович Рудин[22]. После беседы с Львом Борисовичем в голове осталось легкое недоумение: «неужели все так просто»? Дело в том, что при исполнении мелких вокальных приемов единственной особенностью является скорость. Другими словами, в момент, когда мы поем мелизм, в функционировании вокального аппарата не меняется ровным счетом ничего по сравнению с тем моментом, когда мы поем любую другую мелодическую фразу. Отличие только в скорости исполнения. «Когда мы поем более высокий звук, связки вытягиваются и становятся более тонкими; если спускаемся по звукоряду вниз – связки уплотняются и сжимаются. Все абсолютно так же, как и при обычном пении. То же самое касается и гортани: чем выше звук, тем выше положение гортани, соответственно, чем ниже звук, тем больше опускается гортань, - говорит Лев Борисович, - единственная сложность для связок заключается в необходимости быстро среагировать и перестроиться на необходимое для следующего звука положение. Ведь одно дело, когда это происходит неспеша, постепенно и связки привычно меняют свою форму, и другое – когда неподготовленный аппарат просто не успевает среагировать и поменять положение связок и гортани».

Единственная рекомендация, которую дал нам Лев Борисович, – наращивать скорость исполнения постепенно, чтобы аппарат запоминал мышечное положение связок и гортани и мог приходить в это положение из любого другого и, в конечном итоге, с любой скоростью.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов, смогли понять, как работает наш вокальный аппарат при исполнении мелизматики, и остались довольны результатом. Оказывается, все очень просто, и нам не требуется специально искать непривычные нашим связкам положения, форсировать или искажать звук. Нужно только работать над увеличением скорости исполнения. Но об этом мы поговорим чуть позже. Кроме того, получается, что для исполнения мелкой техники не обязательно обладать какими-то особенными физиологическими природными данными. И мы плавно переходим ко второму вопросу:

«А все ли могут научиться петь мелизмы?». Теперь мы с уверенностью можем ответить утвердительно.

Вернемся к физиологии: голосовые связки – это такие же мышцы человеческого тела, как и любые другие. А, значит, они, так же, как и любые другие мышцы, поддаются тренировке. Человек ходит в тренажерный зал или на занятия по аэробике, чтобы привести в порядок свое тело: мышцы нужно держать в тонусе - подкачивать, растягивать. Всем известно, что для достижения лучшего результата занятия должны быть регулярными и ориентированы на те группы мышц, которым мы хотим уделить большее внимание: будь то мышцы пресса, рук или, допустим, спины. То есть с помощью регулярных тренировок мы можем сделать любые наши мышцы эластичными и крепкими. Любые. Значит, этому правилу точно так же подчиняются и «вокальные мышцы» - голосовые связки.

При этом, все ли могут создать красивый пресс с помощью физических упражнений? Скорее всего, все. Конечно, у разных людей мышцы разные, и требуют индивидуального подхода. Кому-то хватит 15 минут в день, а кому-то - минимум 40; у одних результат становится заметен уже через несколько месяцев, а другим приходится трудиться год-два… То же самое можно сказать и о процессе обучения вокалу, в нашем случае – конкретно исполнению мелизмов. Научиться петь мелизмы может каждый вокалист, просто кому-то придется посвятить обучению чуть больше времени и сил. И, конечно, очень важно, не останавливаться на середине пути, а все время идти дальше и дальше, совершенствуя уже наработанные навыки.

Хотелось бы еще раз повторить: научиться петь мелизмы может любой, вопреки существующим мнениям по поводу «избранности» и «уникальности». Главное, набраться терпения и не отчаиваться, если процесс будет идти медленнее, чем ожидалось. Кропотливый труд непременно принесет свои плоды.

Теперь настало время перейти непосредственно к упражнениям, которые помогут нам в исполнении мелизматики. Эти упражнения были использованы в ходе личной студенческой и педагогической практики. На основании этого мы можем утверждать, что они действительно способствуют развитию мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов.

Наша задача, как мы уже говорили ранее, натренировать связки так, чтобы они могли с любой скоростью менять положения, соответствующие разным по высоте звукам. Другими словами, нам нужно добиться очень высокой скорости исполнения мелодии. Наверное, всем известно, что лучшим способом достижения высокого темпа является его постепенное наращивание. Поэтому начинать упражнения необходимо с темпа, в котором петь удобно и каждая нота мелизма максимально озвучена. Еще одним важным условием для занятий мелизматикой является принцип «от простого – к сложному». Это значит, что начинать занятия необходимо с самых простых, коротких мелизмов, состоящих из трех нот. И лишь добившись качественного исполнения трехзвучных упражнений, можно увеличивать сложность мелизма, т.е. постепенно добавлять звуки. Этот же принцип работает и применительно к ритмической составляющей мелизмов. Не следует сразу приступать к исполнению ритмически неровных мелизмов, в самом начале занятий необходимо научиться исполнять мелизмы, в которых все звуки равнозначны по длительностям. Менять ритмику упражнения можно только тогда, когда голосовые связки научатся переключаться с одного звука на другой в достаточно быстром темпе.

Разберем методику разучивания одного и того же упражнения (мелизма, состоящего из 5 нот).

Метод 1 «Сглаживания ритма»

Для удобства обучения, сначала мы изменим ритмический рисунок мелизма:

Мы взяли удобный нам темп и начинаем пропевать в этом темпе данный мелизм такое количество раз, которое понадобиться для достижения автоматизма в данном темпе. При этом обязательно нужно контролировать, чтобы голосовые связки и глотка были абсолютно расслаблены, как и при обычном пении. Звук выводим максимально близко – также, как и в привычном нам исполнении любой мелодии. Поем на закрытый рот и на все гласные звуки. Когда мы добились качественного звучания всех нот мелизма в выбранном нами темпе, можно сделать попытку увеличить скорость. Если в более быстром темпе ноты не пропеваются, звучат смазано, или начинают зажиматься мышцы аппарата, следует снова вернуться к медленному темпу. Такими постепенными шагами можно будет достичь необходимого темпа, не потеряв качества звука. Совсем не обязательно, что это произойдет на первых же занятиях; не нужно стараться спеть в быстром темпе на каждом занятии, голосовые связки и гортань должны постепенно привыкать принимать положения для каждого звука мелизма.

Первое упражнение является основой для всех последующих упражнений, которые будут описаны ниже. Все эти упражнения необходимо также петь на все гласные звуки и на закрытый рот. Темп необходимо выбрать комфортный для исполнения.

Метод 2 «Свинговый»

Здесь мы видим, что звуки нашего мелизма остались прежними, но поменялся ритмический рисунок. Мы, по сути, поем шестнадцатые ноты, как бы свингуя. Сначала мы выделяем каждую первую ноту, а затем – каждую вторую.

Ломанные ритмические рисунки способствуют развитию эластичности связок и делают более подвижной гортань.

Метод 3. «Триольный»

Еще одна ритмическая вариация:

Здесь мы снова поем те же звуки, но в триольном биении. Полезным также будет петь это упражнение в трех вариантах: акцентируя сначала первую, потом вторую и, наконец, третью ноту в триоли.

Выполнив все три упражнения, мы можем вернуться к исходному мелизму. Гибкость вокального аппарата, приобретенная в ходе этих упражнений, позволит спеть этот мелизм, даже если раньше он не получался совсем.

Есть еще один совет для облегчения исполнения мелизмов. Самую первую ноту мелизма можно петь через букву «х». Это поможет вывести звук максимально близко, кроме того именно при произнесении буквы «х» связки смыкаются очень мягко. Этот прием поможет на первых порах обучения и может быть в дальнейшем использован в исполнительской практике как краска.

Можно сказать, что перечисленных упражнений может оказаться вполне достаточно, чтобы овладеть мелкой вокальной техникой, однако есть еще одно упражнение, которое может помочь нам в исполнении коротких мелизмов, таких, как форшлаги или трели.

Метод 4. «Раскачивание вибрато»

Есть одна очень важная деталь, которая может нам помочь: все мелкие вокальные приемы поются в позиции вибрато. Поэтому мы можем тренировать мелизматику, исходя именно из вибрато. Как это сделать? Просто взять ноту и начать «раскачивать» ее, то есть добавить вибрато. Чаще всего, наше вибрато не является очень амплитудным, и различить в нем более, чем одну ноту, невозможно. Однако, если попытаться увеличить амплитуду вибрато, мы услышим полутон, а это уже почти трель. Вибрато, если говорить о природном, естественном вибрато, появляется ближе к концу звучания ноты, когда аппарат уже точно воспроизвел нужный звук, он отразился в резонаторах и продолжает звучать только за счет напряженных мышц живота, которые обеспечивают плотный поток воздуха. Именно в этом положении вокальный аппарат максимально расслаблен – это именно то положение, которого мы добиваемся для комфортного и качественного исполнения мелизмов. Поэтому «качать» звук в позиции вибрато, постепенно увеличивая амплитуду, - это очень полезное упражнение в ходе обучения исполнению мелизматики для эстрадно-джазовых вокалистов.

В заключении, хотелось бы дать еще один совет, касающийся исполнения мелизмов. Во время пения, нижняя челюсть должна оставаться абсолютно расслабленной. Именно свободная нижняя челюсть может помочь нам в исполнении мелизмов. Для этого на каждую ноту мелизма необходимо делать небольшое движение челюстью вниз – при переходе на более высокий звук, или вверх – если звук меняется на более низкий. При движении нижней челюсти меняется положение гортани, она становится более подвижной. А подвижность гортани, как мы уже выяснили, - одно из ключевых условий исполнения мелких вокальных приемов. Когда мы опускаем челюсть, гортань поднимается, что помогает нам петь высокие звуки, соответственно, чтобы облегчить исполнение низких звуков, нам нужно опустить гортань, а, значит, поднять нижнюю челюсть.

Итак, мы представили методику, необходимую для обучения мелизматике. Более подробно ознакомиться с полной системой предложенных нами упражнений можно в Методическом Приложении. Сроки достижения результата, как уже говорилось ранее, у разных людей могут сильно отличаться. Но результат, несомненно, будет, что подтверждает наше Видео-приложение.


Заключение

Мелизматика занимает очень важное место в современном исполнительском искусстве среди эстрадно-джазовых вокалистов. Ею пользуются практически все современные соул- и R’n’B-исполнители, и каждый вокалист стремится в совершенстве овладеть мелкой вокальной техникой. Однако, несмотря на актуальность вопроса использования мелизмов, практически не существует методических пособий, обучающих мелкой вокальной технике и мелизматике. Именно этот факт послужил основной причиной, по которой мы выбрали данную тему для написания нашей работы.

Изучение мелизматики мы начали с теоретического аспекта. Для этого в Терминологическом очерке мы представили основные понятия, относящиеся к мелизматике, а также определили, когда возникли первые мелизмы и проследили их развитие и изменения с течением времени.

Отдельную часть мы выделили для исследования и анализа мелизматики у современных эстрадно-джазовых исполнителей. Для этого мы детально рассмотрели несколько известных композиций современной эстрадной зарубежной музыки и выяснили, какими мелизмами пользуются исполнительницы этих песен. Анализ показал, что мелизматика в современной вокальной музыке очень разнообразна; все известные нам виды мелизмов используются как в чистом виде, так и в сочетании с другими вокальными приемами.

В следующей главе работы мы сравнили несколько музыкальных эпох и постарались проследить, как использовалась мелизматика несколько веков назад. В результате такого исследования нам удалось выяснить, что использование мелизмов с течением времени приобретает все большую популярность. Отметим также, что в современной музыке мелизматике присущ импровизационный характер, тогда как все мелизмы других музыкальных эпох были предписаны самим композитором.

Мы разобрались в теории и провели практическое исследование мелизматики на примерах произведений нескольких эпох. И, наконец, в последней части работы мы освещаем методичсекий аспект, то есть приводим методы и упражнения, которые способствуют развитию мелкой вокальной техники у эстрадно-джазовых вокалистов. Эти упражнения были использованы в ходе личной студенческой и педагогической практики, поэтому мы можем утверждать, что с их помощью действительно можно достичь отличных результатов в области исполнения мелизматики.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.