Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Терминологический очерк.






Во вступлении к нашей работе мы дали точное определение термину мелизматика. В данной же части речь пойдет об истории возникновения мелизмов. Для того, чтобы было легче провести линию исследования мелизматики, мы решили создать ретроспективу, то есть начать исследование с настоящего времени и постепенно двигаться в прошедшие века.

Итак, первым делом хотелось бы описать наиболее часто используемые в современном музыкальном мире мелизмы. Сразу оговоримся, что термины, которые будут описаны ниже, применяются в большей степени в академической нежели в эстрадно-джазовой музыке. Однако для понимания мелодической и ритмической структуры мелизмов будет логично хотя бы в теории знать, какими они могут быть.

Самый первый и, возможно, самый простой вид мелизмов – форшлаг (нем., от vor – прежде, sсhlag – удар)[4]. Форшлаг – это маленькая прикрашивающая нота, поставленная на расстоянии тона или полутона от гармонической[5]. На письме изображается в виде маленькой нотки, чаще всего восьмой по длительности, стоящей перед какой-либо основной нотой.

Нота, обозначающая форшлаг, может быть перечёркнутой или не перечеркнутой, и дело здесь не только в различии в традициях нотопечатания. Перечеркнутый и неперечеркнутый форшлаги исполняются по-разному. Неперечеркнутый форшлаг исполняется за счет длительности ноты, перед которой он стоит.

Перечеркнутый же форшлаг исполняется за счет предыдущей ноты, а не той, перед которой он стоит.

Неперечеркнутый форшлаг иначе называют долгим, перечеркнутый – коротким. В нотопечатании – перечеркнутый форшлаг всегда пишется в виде восьмой нотки, а длительность ноты, обозначающей неперечеркнутый форшлаг, может варьироваться, в зависимости от длительности последующей основной ноты мелодии. Надо сказать, что неперечеркнутый форшлаг практически не применятся в современной музыке.

Форшлаг также может состоять из нескольких звуков, идущих по гамме или аккорду, может отстоять на любой интервал от основного звука. В музыке помпезного, торжественного характера форшлаг может быть даже аккордом, предваряющим самого себя.

Еще один вид мелизматики – трель. Трель (от итал. trillo, от trillare — дребезжать; франц. trille; нем. triller; англ. shake, trill) – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся звуков, основного и верхнего вспомогательного, находящегося на расстоянии тона или полутона от основного звука[6].

Обозначается трель двумя буквами латинского алфавита , которые ставятся над нотой. Если трель короткая, то ее обозначение ограничивается лишь этими буквами, если же более длинная, — то к буквам tr как их продолжение присоединяется волнистая линия.

Если над знаком трели ставится какой-либо знак альтерации, то он всегда относится к верхнему вспомогательному тону. Длительность звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак трели.

Трель может начинаться с основного звука, а также со вспомогательного (как верхнего, так и нижнего). В этом случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую дополнительный звук:

Что касается применения трелей в вокальной музыке, можно отметить, что этот вид мелизматики присущ академической вокальной школе.

Зато следующий мелизм, о котором пойдет речь, очень распространен среди эстрадно-джазовых вокалистов. Это – мордент. Мордент (от итал. mordente — острый, кусающий) – мелодическое украшение, заключающееся в быстром чередовании основного звука со смежным с ним по высоте верхним или нижним вспомогательным[7]. Существует несколько вариантов мордентов. Первый из них – простой мордент. Пожалуй, самый распространенный. Он образуется при помощи основного звука, верхнего вспомогательного и возвращения к основному, то есть, по сути, представляет собой один оборот трели. На письме изображается так:

Пример исполнения мордента:

Второй, довольно часто используемый вид мордента – простой перечеркнутый: . Состоит из основного звука, вспомогательного нижнего и возвращения к основному.

Существуют также двойной и двойной перечеркнутый морденты. Они представляют собой дважды повторяемую фигуру простого и простого перечеркнутого мордентов соответственно.

Все виды мордентов исполняются за счет длительности основного звука (над нотой которого стоит знак мордента). В простых и двойных мордентах верхний вспомогательный звук возможен на расстоянии большой и малой секунды в зависимости от ступени лада или тональности. В перечеркнутом и двойном перечеркнутом — нижний вспомогательный звук в большинстве случаев находится на расстоянии малой секунды от основного звука.

В быстром темпе мордент очень часто звучит как триоль, поэтому рекомендуется исполнять морденты с акцентом на последнюю основную ноту.

Существует еще один вид мелизмов – группетто. Группетто (от итал. gruppetto — маленькая группа) называется мелизм, состоящий из четырех или пяти звуков. В состав пятизвучного группетто входят основной звук, верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный звуков и опять основной; в состав четырехзвучного – те же звуки, кроме первого или последнего[8].

Пример исполнения группетто:

В современной музыке почти все виды мелизмов используются одинаково часто. Очень широкое распространение также получил вид мелизмов, о котором еще ничего не было сказано. Его трудно отнести к какому-либо из описанных выше мелизмов. Вероятно, правильнее всего будет назвать его термином «группировка нот». Именно группировка, а не группетто, так как ноты в таком мелизме совсем необязательно должны быть на секунду выше или ниже основного, они могу двигаться по звукоряду последовательно или через любые интервалы вверх или вниз, кроме того, таких нот может быть сколь угодно много. Ритмический рисунок также не предопределен никакими правилами исполнения мелизмов. В основе исполнения таких видов мелизмов лежит импровизация, поэтому любые изменения в ритмике или мелодике группировок всегда остаются на усмотрение исполнителя.

Хотелось бы отметить еще один очень важный момент: возникновение вокальной мелизматики очень тесно связано с инструментальной музыкой. Во вступлении мы уже оговорили, что не будем подробно рассматривать инструментальную мелизматику, однако для того, чтобы понимать, откуда взялись те или иные вокальные приемы, необходимо все время держать в голове мысль о том, что вокальное исполнение есть, по сути, подражание исполнению инструментальному. Неслучайно вокальная школа Миры Львовны Коробковой носит название «Школа инструментального вокала».

Вернемся к основной теме данной части – истории возникновения мелизматики. Попробуем сделать шаг на один-два века назад и понаблюдать за вокальной мелизматикой в эпоху романтизма.

Мы прекрасно знаем, что для стиля эпохи романтизма свойственны различные мелкие приемы, детальность, возвышенность, идеалистичность. Подтверждение этому мы находим и в вокальной лирике Шуберта, Шумана, Шопена и других композиторов-романтиков. Поскольку эпоха романтизма достаточно близка современности во временном отношении, вполне современно для нас звучит и музыка XIX века. Она близка и понятна слушателю, в ней присутствуют узнаваемые и привычные мелодические и гармонические обороты. Достаточно послушать всего несколько романсов, чтобы почувствовать лирическую и возвышенную атмосферу. Льющаяся мелодия, перетекающие из одной в другую музыкальные фразы, длинные лиги, объединяющие небольшие мелодические фрагменты в единое целое, пронизанные великолепными эпитетами и описаниями тексты песен.

Конечно же, и мелизмы пришлись здесь очень впору. Правда, их гораздо меньше, чем в современных соул-балладах[9]. Но это вполне объяснимо: во-первых, сами мелодии романтизма достаточно насыщены мелкими распевами, опеваниями; во-вторых, очень большое внимание уделяется тексту песни, а его легче донести, если в мелодии будет меньше отвлекающих от слов моментов; и, в-третьих, мелизматика достаточно часто встречается в аккомпанирующих инструментах (чаще всего, в партии фортепиано). То есть в произведениях композиторов-романтиков мелизматика уже занимала достаточно значимое место, поэтому говоря о факте возникновения мелизмов, мы можем иметь в виду только более ранний период в истории музыки.

Подробный разбор музыки эпохи романтизма с приведением нотных примеров мы представим в третьей части нашей работы, а сейчас шагнем еще глубже в историю и попробуем всё-таки найти истоки возникновения мелизматики.

Попробуем окунуться в атмосферу барокко. Дамы в широких юбках - фижмах - со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности. Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В частности, музыкальное. Мы, конечно же, помним завораживающие звуки органа, богатую полифонию и витиеватые мелодические обороты, непривычные уху современных слушателей. Разумеется, во всем этом разнообразии музыкальных средств выразительности не обошлось без мелизмов. Но есть нюанс: вся мелкая техника использовалась лишь в инструментальном исполнительстве. Фортепианные форшлаги и морденты, трели и группетто – именно такой мы помним барочную музыку еще с музыкальной школы. Но что же тогда происходит с вокальными партиями? Возможно, в них совсем нет мелизмов, и на каждый слог приходится ровно по одной ноте? Не совсем так. В вокальных партиях не встречается мелких украшений, но один слог нередко распевается на несколько звуков, а то и несколько тактов. Такое явление сложно назвать вокальной мелизматикой в нашем современном представлении, а вот для современников эпохи барокко это и была мелизматика в чистом виде. Причем, нельзя сказать, что возникновение таких распевов слогов относится именно к эпохе барокко; здесь этим приемом уже активно пользуются композиторы, он известен им с еще более ранних времен. А вот о причинах такого частого применения можно поговорить немного подробнее.

Как раз в эпоху барокко возникла теория аффектов[10], согласно которой музыка призвана возбуждать в человеке определенные эмоциональные состояния (радость, печаль, страдание и др.) с помощью различных средств художественной выразительности. «Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность. Можно передать все движения души простыми аккордами или их последованиями»[11]. Мелизматика, разумеется, тоже относилась к выразительным средствам передачи аффектов, поэтому неудивительно, что применялась она так часто.

Но, как мы уже сказали, возникла мелизматика все-таки раньше, чем в эпоху барокко. Но когда именно? Перевернем еще несколько страниц истории музыки.

Ответ на вопрос о времени возникновения мелизмов кроется в истории христианской музыки. Да, именно григорианские песнопения стали основоположником мелизматики. Связано это с попытками сделать молитву более благозвучной и музыкально передать ее пунктуационные и смысловые особенности. «Например, произнося молитву или читая, кантор или священник держит одну ноту, делая простейшие тоновые отклонения от нее в местах пунктуации. (…) Вопросительная окраска создается подъемом голоса в конце предложения. Точке соответствует понижение тона, аналогично передается запятая»[12]. Существовало несколько правил, которые призваны были привести музыку в соответствие с текстом. Это и были первые шаги к возникновению мелизматики. Кроме того, с возникновением мелизматики музыка стала менее доступной для широких масс. «Такая сложная музыка, особенно ее мелизмы, сделала совершенно невозможным участие мирян в пении, ставшем уделом специально обученных хоров, существовавших в монастырях, соборах и капеллах при коллеждах»[13]. Конечно, говорить о совсем мелких мелизматических элементах еще очень рано. И все-таки именно здесь, в Средневековье, благодаря григорианским песнопениям возникают мелизматические распевы слогов, которые потом, с течением веков, преобразуются в известные нам сейчас мелизмы.

Ретроспектива, отображенная в теоретическом очерке нашей работы, позволяет получить исторические сведения о мелизматике, понять, когда же возникли мелизмы и ознакомиться с основными теоретическими понятиями, определяющими виды мелизмов в современном искусстве.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.