Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции философии. Философия в системе культуры






Поскольку философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, то она ориентирована на выполнение многообразных функций.

· Мировоззренческая функция. Философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных позиций, в отличие от других видов мировоззрения. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук приводит к смене научной картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой.

· Гносеологическая функция. Вопрос о том, что такое истина – один из вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.



· Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

· Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, разнообразны и нуждаются в сведении в единую целостную систему, объединении. В этом интегративная функция философии.

· Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. При этом важно заметить, что положительное значение имеет только конструктивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.

· Аксиологическая функция выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических и т.д. особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда стоит проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

· Социальная функция философии охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

· Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общественных тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза тем выше, чем больше философия опирается на науку.

 

Все функции философии взаимосвязаны. Через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

Только этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, культурно-воспитательную и др. функции философии.

Философия, хоть и не дает однозначных ответов на вопросы, но она учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в обоснованное мировоззрение. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Но все же, методы могут быть разделены на: частнонаучные, общенаучные, всеобщие (философские). Частононаучные методы применимы в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применимы в гораздо более широкой сфере научных исследований. Философские методы берут свое начало в практической деятельности людей, являясь отражением логики и закономерностей развития действительности. Но методы философских исследований имеют свои особенности. Они основаны на более высоком уровне обобщения, чем методы частных наук. Частные науки, обобщая факты, создают понятия – суждения о существенных свойствах объектов. Философия оформляет свои выводы при помощи категорий – предельно общих понятий. Философский метод – есть система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности.

Если единицей познания частных наук является конкретный единичный факт, то единицей философского познания выступает философский факт – уже произведенное частными науками обобщение единичных фактов. Т.е. философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если общенаучные методы выступают как приемы раскрытия закономерностей исследуемого объекта, то философские методы являются приемами исследования тех же объектов, но с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов.

К методам эмпирического познания относятся:

· Эксперимент – изменение или воспроизведение объекта в специально созданных условиях.

· Сравнение – выявление сходства или различия объектов.

· Описание – фиксирование результатов опытов.

К методам теоретического познания относятся:

· Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.

· Аксиоматический метод – принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.

· Анализ – разложение целого на составляющие части.

· Синтез – сведение частей в единое целое.

· Индукция – выведение общего умозаключения из частного.

· Дедукция – выведение частного умозаключения из общего.

· Аналогия – выведение заключения об одних свойства объектов на основе соответствия, сходства в других свойствах.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется социокультурная ценность философии?

2. Каким образом происходил процесс становления философского знания?

3. Каковы цель и предназначение философии?

4. Что является предметом философского исследования?

5. В чем отличие материалистической и идеалистической философии?

6. Что входит в структуру мировоззрения?

7. Как соотносятся мифология, религия и философия?

8. Какие функции философии вы знаете? Дайте их характеристику.

9. Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам?

10. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?

Тест для самоконтроля:

1. Что является предметом философии?

а) человек и его место в мире;

б) природа и ее законы;

в) общественно-исторические процессы;

г) универсальные законы и принципы.

2. Философия – это:

а) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;

б) мудрость вообще;

в) совокупность нравственных норм и учений;

г) система религиозных учений о мире и человеке;

3. Какое определении наиболее полно раскрывает сущность материи?

а) материя – это то, из чего все состоит;

б) материя – объективная реальность, существующая независимо от сознания;

в) материя – основная субстанция, первоматерия;

г) материя – комплекс моих ощущений.

4. Онтология – это философское учение:

а) о бытии;

б) о ценностях мира;

в) о происхождении Вселенной;

г) о доказательствах.

5. Гносеология – это:

а) философское учение о познании мира;

б) философское учение о непознаваемости мира;

в) учение о знании вообще;

г) 3учение раннего христианства.

6. Метафизика – это:

а) физика;

б) философия;

в) религия;

г) математика.

7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:

а) элементарная частица;

б) информация;

в) система;

г) слово.

8. Чем отличается философия от мифологии и религии?

 

а) учением об авторитетах;

б) рационально-теоретическим представлением о мире;

в) образностью представлений;

г) учением о сверхъестественном.

9. Укажите материалистическую точку зрения:

а) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

б) сознание есть свойство всей материи;

в) сознание материально;

г) сознание человека – это проявление мирового духа.

10. Какой из перечисленных методов относится к методам теоретического уровня познания?

а) наблюдение;

б) анализ;

в) измерение;

г) эксперимент.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.