Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группа детей с речевыми нарушениями.






Для их оценки используются клинико–педагогическая и психолого–педагогическая классификация. Последняя была создана в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения ее применимости в педагогическом процессе.

Согласно клинико–педагогической классификации, выделяются нарушения устной и письменной речи.

I. Нарушения устной речи:

1.1 Расстройства фонационного оформления:

· афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса

· брадилалия – патологически замедленный темп речи,

· тахилалия – патологически убыстренный темп речи,

· заикание – нарушение темпо–ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

· дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата,

· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

1.2. Нарушение структурно–семантического оформления высказывания:

· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

· афазия (от греческого а – отрицательная частица и phasis – высказывание) – полная или частичная утрата речи вследствие поражения определенных участков (зон) головного мозга.

II. Нарушения письменной речи.

· дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения,

· дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

 

Психолого–педагогическая классификация Р.Е. Левиной cтроится на иных основаниях и различает два основных типа нарушений - в формировании средств коммуникации и в их применении.

· Нарушение языковых средств общения:

o фонетико–фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

o общее недоразвитие речи (1–3 уровень), объединяет не резко выраженное общее недоразвитие речи и сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

· Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

o заикание

Логопедия— наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка Причины речевых нарушений: биологические и социальные факторы риска
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия. Дислалия — нарушение звукопроизношения, при котором слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение голоса — отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата (частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) — дисфония и полное отсутствие голоса — афония) Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата Дизартрия — нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата Заикание — нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга (экспрессивная и импрессивная). При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической: первый уровень — самый низкий; в торой уровень — у детей имеются начатки общеупотребительной речи; третий уровень — дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Таким образом, общее недоразвитие речиэто системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
Нарушения письма и чтения (дислексия и дисграфия) Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма Виды дисграфий: 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. 2. Акустическая дисграфия 3. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза 4. Аграмматическая дисграфия 5. Оптическая дисграфия Дислексиякак частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п., что обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением формы дислексий. 1. Фонематическая дислексия. Наблюдается у детей с несформированными функциями фонематического восприятия, анализа и синтеза. Дети в процессе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдаются побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (вставки, Пропуски, перестановки). 2. Семантическая дислексия обусловлена несформированностью процессов эвуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях внутри предложения. Такие дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого. 3. Аграмматическая дислексия наблюдается у детей с несформированностью грамматической стороны устной речи. При чтении предложений наблюдаются ошибки грамматического характера. 4. Мнестическая дислексия связана с нарушением установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т. е. дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками. 5. Оптическая дислексия обусловлена теми же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда может наблюдаться «зеркальное чтение». Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.
В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп. 1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2. Группа для детей с общим недоразвитием речи. З. Группа для детей с заиканием.

 

 


 

ОДА (ДЦП)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.