Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Группа детей с речевыми нарушениями.
Для их оценки используются клинико–педагогическая и психолого–педагогическая классификация. Последняя была создана в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения ее применимости в педагогическом процессе.
Согласно клинико–педагогической классификации, выделяются нарушения устной и письменной речи.
I. Нарушения устной речи:
1.1 Расстройства фонационного оформления:
· афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса
· брадилалия – патологически замедленный темп речи,
· тахилалия – патологически убыстренный темп речи,
· заикание – нарушение темпо–ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
· дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата,
· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
1.2. Нарушение структурно–семантического оформления высказывания:
· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
· афазия (от греческого а – отрицательная частица и phasis – высказывание) – полная или частичная утрата речи вследствие поражения определенных участков (зон) головного мозга.
II. Нарушения письменной речи.
· дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения,
· дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого–педагогическая классификация Р.Е. Левиной cтроится на иных основаниях и различает два основных типа нарушений - в формировании средств коммуникации и в их применении.
· Нарушение языковых средств общения:
o фонетико–фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;
o общее недоразвитие речи (1–3 уровень), объединяет не резко выраженное общее недоразвитие речи и сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
· Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
o заикание
Логопедия— наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка
Причины речевых нарушений: биологические и социальные факторы риска
| КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.
Дислалия — нарушение звукопроизношения, при котором слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными.
Нарушение голоса — отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата (частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) — дисфония и полное отсутствие голоса — афония)
Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата
Заикание — нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга (экспрессивная и импрессивная). При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД:
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической: первый уровень — самый низкий; в торой уровень — у детей имеются начатки общеупотребительной речи; третий уровень — дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни.
Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
| Нарушения письма и чтения (дислексия и дисграфия)
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма
Виды дисграфий:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
2. Акустическая дисграфия
3. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза
4. Аграмматическая дисграфия
5. Оптическая дисграфия
Дислексиякак частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п., что обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением
формы дислексий.
1. Фонематическая дислексия. Наблюдается у детей с несформированными функциями фонематического восприятия, анализа и синтеза. Дети в процессе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдаются побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (вставки, Пропуски, перестановки).
2. Семантическая дислексия обусловлена несформированностью процессов эвуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях внутри предложения. Такие дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого.
3. Аграмматическая дислексия наблюдается у детей с несформированностью грамматической стороны устной речи. При чтении предложений наблюдаются ошибки грамматического характера.
4. Мнестическая дислексия связана с нарушением установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т. е. дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками.
5. Оптическая дислексия обусловлена теми же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда может наблюдаться «зеркальное чтение».
Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.
| В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп.
1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Группа для детей с общим недоразвитием речи.
З. Группа для детей с заиканием.
|
ОДА (ДЦП)
|