Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха




Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу. Сурдопсихология– раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушениями слуха, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания. Сурдопедагогика – область специальной педагогики, разрабатывающая содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха: неслышащих (глухих), позднооглохших и слабослышащих. Слух – восприятие звуковых колебаний слуховым анализатором. Человек воспринимает звуки в диапозоне от 10-20 до 2000 Гц. Ранняя потеря слуха влияет на психическое развитие ребенка, в первую очередь на самостоятельное овладение речью. Речь формируется только в результате специального обучения, без которого ребенок, как правило, остается немым. Ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может подражать. Его возможности познания окружающего мира, социальные контакты резко нарушаются, что изменяет весь ход его развития. В работах сурдопедагогов (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеева, С.А.Зыкова, К.Г.Коровина, Т.В.Розановой, Л.И.Тиграновой, Ж.И.Шиф и др.) доказано, что общее недоразвитие речи у школьников с нарушенным слухом накладывает своеобразный отпечаток на всю структуру их познавательной деятельности. По характеру нарушения слуховой функции выделяются: - кондуктивные нарушения, носящие временный характер Кондуктивные нарушения слуха характеризуются наличием ухудшения проводимости звуков благодаря дефектам в наружном или среднем ухе; - необратимые сенсоневральные поражения внутреннего уха; - смешанные нарушения, при которых отмечаются как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе. 1. Сенсоневральное – болезни внутреннего уха (сенсорная часть) или в слуховом нерве (когда звук достигает внутреннего уха, но неправильно воспринимается или воспринимается правильно, но не может достичь мозга), улитки, слухового нерва, слуховых путей. 2. Центральное – болезни ушных отделов, которые отвечают за определение и обрабатывание звуковых сигналов. 3. Кондуктивное – болезни среднего или наружного уха (серная пробка, воспаление, перфорация (просечка, пробивание) – звуковые волны не могуут пройти из наружного или среднего уха во внутреннее. 4. Смешанное – сочетание кондуктивных болезней и сенсоневральных.   К категории детей с нарушениями слуха относятся дети cо стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития, наличию /отсутствию дополнительных нарушений. На практике в качестве инструмента дифференциации специалистами используются несколько классификаций, выполненных по разным основаниям: · аудиолого–педагогическая классификация Л.В. Неймана · международная аудиологическая классификация (Wilson J.) · психолого–педагогическая классификация Р.М. Боскис По классификации Л.В. Неймана дети с нарушениями слуха делятся в зависимости от средней величины потери слуха на две подкатегории: слабослышащие и глухие. Каждая подкатегория также неоднородна. Различают три степени тугоухости, основаниями служат средняя потеря слуха в диапазоне (500-4000 Гц) и условия разборчивого восприятия речи. Степень тугоухости: Средняя потеря слуха в Дб (500-4000Гц) Условия разборчивого восприятия речи: I степень - не превышает 50 Дб. Речь разговорной громкости - на расстоянии не менее 1 метра, шепот - у ушной раковины и далее II степень - от 50 до 70 Дб. Речь разговорной громкости - на расстоянии 0, 5-1 метр, шепот - нет III степень - Более 70 Дб. Речь разговорной громкости - ушная раковина - 0, 5 метра, шепот - нет В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). Глухие дети имеют среднюю потерю слуха более 85 дБ. В зависимости от объема воспринимаемых частот они также делятся, по классификации Л.В.Неймана, на группы: 1 группа (дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-250 Гц,); 2 группа (дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-500 Гц); 3 группа дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-1000 Гц; 4 группа (дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-2000 Гц и выше). В международной классификации снижение слуха разводится по четырем степеням в зависимости от средней его потери на частотах 500 – 2000 Гц: тугоухость I степени (26 - 40 дБ); тугоухость II степени (41 - 55 дБ); тугоухость III степени (56 - 70 дБ); тугоухость IV степени (более 90 дБ). Дифференциация детей на группы по степени выраженности, характеру и времени наступления нарушения слуха (первичного нарушения) принципиально недостаточна для выбора оптимального образовательного маршрута - требуется оценка общего и речевого развития ребенка. Педагогическая классификация Р.М. Боскис, основанная на соотнесении степени, характера и времени потери слуха с речевым развитием ребенка, выделяет три группы детей. Глухие ранооглохшие – дети, родившиеся с нарушенным слухом; потерявшие слух до начала овладения речью или на ранних этапах нормального речевого развития. Степень потери слуха лишает их возможности естественного и самостоятельного овладения речью. Глухие позднооглохшие – дети, потерявшие слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. Степень нарушения слуха и уровень сохранности речи могут быть различными, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Слабослышащие дети - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Различие структуры нарушения психического развития у детей с нарушенным слухом определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов. В обучении неслышащих детей используют ручную азбуку, или дактильную (от греч. слова dactylos – палец, logos – слово) форму речи. При общении между собой грамотных неслышащих людей она заменяет собой устную речь. В дактилологии имеется столько же знаков, сколько букв имеется в родном языке ребенка. Многие дактильные знаки имеют сходство с буквами. Применительно к русскому языку они изображаются пальцами одной правой руки. Ребенок осваивает также и жестовую речь. Каждый жест имеет свое значение. Чаще всего имеет сходство со значением обозначаемого им слова. Жесты не отражают морфологического членения слов на части. Жестовая речь имеет свой синтаксис. Выражение ее содержания обычно уточняется мимикой лица говорящего. Вместе с тем эта специфическая речь для неслышащих не заменит словесную речь, поскольку она применяется только ограниченным кругом людей. Основной задачей сурдопедагогов должно быть формирование у неслышащих детей словесной речи. Речь даст возможность общения со слышащими людьми, позволит выражать свои мысли и чувства, сделает реальным формирование высшей формы мышления – словесно-логического, создаст условия для вербального руководства деятельностью. На основе оценки слуха и данных речевого развития в педагогической типологии вычленены четыре группы детей с нарушением слуха: — неслышащие без речи (ранооглохшие); — неслышащие, сохранившие речь (позднооглохшие); — слабослышащие, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками; — слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаруживают следующие нарушения речи: 1) недостатки произношения; 2) ограниченный запас слов; З) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов; 4) неточное понимание и неправильное употребление слов; 5) недостатки грамматического строя речи: а) неправильное построение предложения; б) неправильное согласование предложения; б) ограниченное понимание устной речи; 7) ограниченное понимание читаемого текста.
ЗАТРУДНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: 1) затрудненное усвоение первоначальной грамоты (чтения и письма); 2) специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме; З) трудности понимания объяснений учителя; 4) затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточного понимания читаемого текста. Перечисленные затруднения связаны со следующими особенностями речи слабослышащих детей: 1) недостаточным, а подчас и очень резким нарушением представления о звуковом составе слова; 2) ограниченным запасом слов и неточным подниманием значений известных ребенку слов; З) недоразвитием грамматического строя речи и непониманием значений грамматических форм.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛУХИХ ДВА НАПРАВЛЕНИЯ: 1. Билингвистический подход является новым в сурдопедагогике 2. Педагогическая система обучения глухих на основе словесной речи Важнейшие положения коммуникационной системы: формирование и развитие речи глухих детей в условиях предметнопрактической деятельности; целенаправленная работа по развитию мышления в связи с усвоением языка; успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании речи в познавательной деятельности. Коммуникационная система предполагает, что систематическому усвоению языка должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний. Это так называемое «чувство языка», которое может возникнуть тогда, когда ребенок будет находиться постоянно в насыщенной речью среде. ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: Структурно-семантический принцип Генетический принцип Деятельностный принцип
ТИПИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПИСЬМЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ: 1) смешение сходных по звучанию и месту образования звуков: а) смешение звонких с глухими: «тершит» — держит, «ситит» — сидит; б) смешение шипящих со свистящими: «сапка» — шапка, «масина» — машина; в) смешение аффрикат с составляющими Их звуками: «тулки» — чулки, «свиты» — цветы; г) смещение р и л; д) смешение проторных с и з со смычными т и д: «зерево» — дерево; е) смешение рь и ль с й: «стреять» — стрелять, «лябико» — яблоко; 2) отсутствие смягчений: «стрылают лису», «всу корзину»; лишние смягчения: «бросил пальку», «сидит на ельке»; З) пропуски согласных при сложных стечениях: «сречил» — встретил, «мервый» — мертвый, «оманул» — обманул; 4) пропуски безударных частей слова: «метай» — подметает, «дивай» — надевает.
Самостоятельное овладение речью невозможно. Речь формируется только в результате специального обучения, без которого ребенок, как правило, остается немым. Ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может подражать. Его возможности познания окружающего мира, социальные контакты резко нарушаются, что изменяет весь ход его развития.
Не имеет или почти не имеет сформированной словесной речи
Глухие и слабослышащие дети различаются по способу восприятия речи. Первые овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Вторые могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.
Мышление почти не продвигается в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному.
Ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок не понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность
Изменение хода общего развития: (нарушение слуха → общее нарушение познавательной деятельности → недоразвитие речи).
Осложнение социального взаимодействия
Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка (несоотнесенность предмета с его названием)
Невозможность ребенка самостоятельно пользоваться остаточным слухом
Не развивается словесно-логическое мышление, особенности в развитии наглядно-образного мышления, внимания, памяти, восприятия и т. п.
Без специального обучения и воспитания внешняя картина дефекта будет очень сходна с картиной нарушения при умственной отсталости, хотя структура его совершенно иная
Существует взаимозависимость развития слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем большими оказываются для него возможности использования остаточного слуха.
При оценке слухового дефекта у ребенка следует исходить из возможностей использования его слухового восприятия для самостоятельного овладения речью.
Уровень и характер речевого развития при нарушении слуха зависят от ряда причин — степени нарушения слуха; времени возникновения слухового дефекта; педагогических условий развития ребенка после потери слуха; его индивидуальных особенностей
Своеобразное развитие в условиях билингвизма: использование национального языка жестов в общении с друзьями, а также в различных ситуациях повседневной жизни и использование словесной речь (чтение с губ)

 


 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.