Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия, категории






Разделы спецпсихологии

Разделами специальной педагогики и психологии являются:

Дефектология (спецпсихология и коррекционная педагогика)

 

Специальная психология Специальная педагогика
Сурдопсихология(от лат. surdus – глухой) Сурдопедагогика
Тифлопсихология(от rp. typhlos – слепой) Тифлопедагогика
Логопсихология (от гp. logos – слово, речь, смысл, разум, рассуждение, понятие, учение, наука) Логопедия (paideia воспитание, обучение)
Психология детей с ОДА (с ДЦП) Педагогика детей с ОДА (с ДЦП) (кондуктивная педагогика)
Психология детей с ЗПР Педагогика детей с ЗПР
Олигофренопсихология(от rp. oligos – малый, незначительный + phren – ум) Олигофренопедагогика

ПРЕДМЕТ: изучение психологических особенностей детей с ОВЗ (т.е., как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях)

 

СОГЛАСНО ТИПОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ СКОУ

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

1-я категория: дети с нарушением слуха:

- неслышащие дети (6 чел.)- I вид;

- слабослышащие и позднооглохшие (6-10) - II вид.

2-я категория - дети с нарушениями зрения:

- незрячие, (8чел) - III вид;

- слабовидящие (12 чел) - IV вид;

3-я категория – дети с тяжелыми нарушениями речи (12 чел) - V вид.

4-я категория – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (10 чел) - VI вид.

5-я категория с нарушенями интеллекта

- дети с ЗПР (12 чел) - VII вид;

- дети с умственной отсталостью (12 чел) - VIII вид.

Ненормативные:

- дети с эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения (дети с эмоциональными нарушениями: РДА; детская форма шизофрении; дети с нарушениями поведения: психопатоподобное поведение) - IХ вид;

- дети со сложной структурой дефекта развития (5 чел): глухие с УМО, ДЦП в сочетании с глухотой и т.д. - Х вид. Есть только классы в соответствующих школах

 

СПиП связана с клиническими, педагогическими и психологическими науками.

ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

КОМПЕНСАЦИЯ - (от лат. compensatio - возмещение, уpавнивание, уpавновешивание) - сложный многообpазный пpоцесс пеpестpойки функций оpганизма пpи наpушениях или утpате каких-либо функций вследствие пеpенесенных заболеваний или тpавматических повpеждений, напpавленный на испpавление наpушений pазвития на основе замещения, фоpмиpования иных способов действий.

КОPPЕКЦИЯ - это система педагогических сpедств, напpавленных на испpавление или ослабление недостатков физического и психического pазвития детей. Она стpоится на основе использования компенсатоpных возможностей pебенка.

PЕАБИЛИТАЦИЯ - возвpащение и включение детей в социальную сpеду посpедством коppекционно-воспитательной pаботы. Пути достижения pеабилитации: устpанение или смягчение психофизических недостатков человека, оpганизация специального обучения, пpофессиональная подготовка.

АБИЛИТАЦИЯ — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах. Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

АДАПТАЦИЯ - особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ (включенное, совместное) обучение - обучение и воспитание детей с ОВЗ в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми при создании соответствующих условий в едином образовательном пространстве.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс развития общего образования, который обеспечивает возможность всем без исключения учащимся получать образование, участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, высших учебных заведений.

РЕТАРДАЦИЯ - (замедление, отставание), незавершенность этапов развития.

 

CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМЕ

Статистическая норма — это то, что соответствует средним качественно-количественным показателям, т.е., средне арифметическая величина. 68% лиц данной возрастной категории, пола соответствует средне статистической норме.

Функциональная норма - это индивидуальная норма развития. Возможности, желания и умения человека должна отвечать требованиям общества. Принято считать ребенка нормальным:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста;

б) когда ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными свойствами, способностями и возможностями, способен к интеграции и преодолению отрицательных влияний со стороны собственного организма и окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков.

Идеальная норма — это высший уровень функциональной нормы.

 

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4 условия, необходимые для нормального развития ребенка (Г.М.Дульнев, А.Р.Лурия).

1 — нормальная работа головного мозга и его коры.

2 — нормальное физическое развитие ребенка.

3 — сохранность органов чувств.

4 — систематичность и последователь-ность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.