Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины возникновения отклонений от нормы






Различают врожденные и приобретенные аномалии развития.

1.Врожденные аномалии являются следствием влияния различных вредных факторов на развивающийся плод во внутриутробном периоде:

2.Приобретенные детские аномалии возникают вследствие различных вредных влияний на организм ребенка во время родов и в послеродовый периоды развития.

3.Нервно-соматический фактор: эмоциональная неустойчивость, вегетативная дистония, нарушения сна, нарушения обмена веществ, общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил организма, минимальная мозговая ослабленность, психомоторные нарушения.

Синдром органического дефекта в детском возрасте был описан Гельницем под названием органического дефекта. Это обобщенное понятие различных по этиологии функциональных и патолого-анатомических нарушений центральной нервной системы, возникающих в процессе ее развития и приводящих к более или менее выраженным отклонениям в развитии ребенка. На медицинском языке их называют одним общим понятием «энцефалопатия» (от греч. encephalos — головной мозг и pathos — страдание).

 

Задачи специальной психологии подразделяются на 2 группы: теоретические и практические.

Основная теоретическая задача специальной психологии – изучение механизмов формирования нарушений психического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья и компенсации:

-чем развитие аномального отличается от здорового;

-различия между детьми, имеющими разные дефекты;

-механизмы преодоления (компенсации) имеющихся у детей нарушений. В.И.Лубовский – самый выдающийся теоретик.

Практические задачи специальной психологии:

-психологическая диагностика; -психологическая коррекция.

Задачи психологической диагностики – изучение различных категорий детей с отклонениями в развитии (начинал еще Бехтерев). Психологическое консультирование и психологическая профилактика (в стадии становления).

Нерешенные вопросы: -нет системы ранней диагностики (от 0 до 3-х лет);

-нет специально разработанной диагностики для детей с разными отклонениями в развитии. Традиционно была разработана для умственно отсталых детей. В результате всех мы изучаем по одной и той же методике. Дифференциация методов диагностики.

-проблема изучения личности у детей с отклонениями в развитии. Психология существовала для педагогики. Сегодня не только обучить, а адаптировать их к окружающему действительности. Личность аномального ребенка не изучалась, а изучались процессы памяти, восприятия и др. Методы приема, изучения диагностики личности.

Задачи психологической коррекции:

Все что касается психологической коррекции разработано мало и плохо, так как считалось чужим зарубежным. В 1989 г. произошел переворот. Обратили внимание на коррекцию, как необходимую составную часть деятельности специальных учреждений, но наработано мало.

Направления коррекции:

- консультирование родителей и педагогов специальных учреждений для выработки правильных подходов к ребенку.

- разработка индивидуальных коррекционных программ в работе с ребенком.

- Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа, включающая тренинги, психотерапию, суггестию, арттерапию, игровую терапию.. Мы занимаемся вторичной профилактикой

Дети с нарушением интеллекта включает 2 группы детей: дети с ЗПР и умственно отсталые.

Нормативные документы: закон «Об образовании» РФ.

Международные нормы в области прав и свобод личности принято называть международными стандартами.

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1-2. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (СУРДОПСИХОЛОГИЯ И СУРДОПЕДАГОГИКА - ОТ ЛАТ. SURDUS – ГЛУХОЙ); 3-4. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ И ТИФЛОПЕДАГОГИКА -(ОТ RP. TYPHLOS – СЛЕПОЙ) 5.ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ЛОГОПСИХОЛОГИЯ И ЛОГОПЕДИЯ(ОТ ГP. LOGOS – СЛОВО, РЕЧЬ, СМЫСЛ, РАЗУМ, РАССУЖДЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, УЧЕНИЕ, НАУКА); (PAIDEIA ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ) 6.ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕТЕЙ С ОДА (С ДЦП) (КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА)   7.ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЯМИ (ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕТЕЙ С ЗПР) 8.ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ И ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА(ОТ RP. OLIGOS – МАЛЫЙ, НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ + PHREN – УМ)   МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯМ РАЗВИТИЯ  

 

Модально неспецифические — это те особенности, которые свойственны всем детям с ОВЗ, независимо от варианта дизонтогенеза:

— особенности психического развития;

— замедленные переработки информации;

— замедленный процесс формирования понятий и представлений;

— трудности словесного опосредования;

— замедленное и ограниченное восприятие;

— недостатки развития моторики;

— недостатки речевого развития;

— недостатки развития мыслительной деятельности;

— недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

— пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

— недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

— переживание дефекта

— характерное снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

— трудность словесного опосредования;

— замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.

 

 

Модально специфические, которые характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонения и которые отличают эту форму от всех остальных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.