Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умение жить как тема психологического консультирования






В общем виде можно утверждать, что у многих людей, обратившихся за психологической помощью, отсутствует ориентация на индвидуально-психологические особенности как собственные, так и другого человека. Вероятно, это одно из следствий того, что индивидуальность человека не представляет собой культурно-исторической ценности, в связи с чем теряются средства ее фиксации и сохранения, возможность видеть человека таким, какой он есть. (С этой точки зрения все руководства по практической психологии содержат в той или иной мере материал, направленный на проявление, фиксацию и трансляцию индивидуальных характеристик психической реальности человека.)

Кроме того, у большинства людей нет выраженной концепции жизни как ценностного образования сознания, структурирующего психическую реальность, т. е. нет обобщенно-ценностного отношения к жизни. Происходит подмена такого образования набором стереотипных правил, чаще всего, правил следования какому-то образцу поведения, заданного конкретным человеком или группой. Этот образец поведения не рефлексируется с точки зрения его соответствия или несоответствия собственной жизни, а принимается как правильный априори. Практическая философия жизни часто воплощается в обесценивание жизни как таковой независимо от ее конкретных проявлений (" это не жизнь", " одно название, что живем", " сил нет жить такой жизнью", " существуем потихоньку" и т. д.).

Этот материал дает психологу возможность аргументированно анализировать понятие нормальности жизни, нормальности человека, использовать понятие права как природного свойства человека. Процитирую только статью 1 из Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.): " Все люди рождаются свободными и

равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Основные идеи, при сборе информации о конкретной ситуации жизни человека:

1. Показываю относительность понятия " нормальность" на примере классификации цветов. Спрашиваю, например, человека, что в той ситуации, где мы с ним вместе находимся, можно отнести к " черному" цвету, затем выбираю промежуточные примеры и показываю, что " черный" цвет - это только нами выбранный критерий его черноты. Потом провожу аналогию с понятием " нормальность", показывая, что " нормы" - это только способы классификации явления, можно выбрать другие основания для классификации, и тогда все будет восприниматься иначе. Это позволяет сориентировать человека на понятие относительности в оценке " нормальности".

2. Формулируем вместе с человеком его представление о нормальности в соответствии с его вариантом темы. Анализируем это понятие, используя различные представления о жизни (содержания концепции жизни). Чаще всего используются такие варианты: жизнь - это борьба, жизнь - это жизнь, жизнь – это существование, родился - живи, жизнь - это необходимость решать и действовать, жизнь - это то, что природа дает человеку и т. п. (я использую в практике только те варианты концепций жизни, которые встречались при работе со взрослыми людьми в разных обстоятельствах, где использовалось понятие концепции жизни).

3. Использую понятие целостности как характеристики живого, как характеристики жизни, показываю пределы изменчивости. Так подходим к понятиям меры и смерти. Мера – универсальная этическая категория, она всегда в той или иной форме присутствует в мышлении о нормальной жизни и нормальном человеке. Она присутствует и при обсуждении проблемы воздействия на другого человека, на жизнь человека в целом. Встает вопрос о выборе содержания меры, об его обосновании, таким образом и вводится в обсуждение проблема концепции другого человека, Я-концепции и их влияния на восприятие жизненных задач и возможности их решения.

4. Умение жить как способность соответствовать индивидуальным качествам своего психического, данности своего Я обсуждается в нескольких аспектах:

Психолог в процессе консультирования выступает человеком, который обладает способностями и средствами исследования жизни (это одна из его возможностей проявить свои качества как практического философа - человека, владеющего общими законами жизни и умеющего их конкретизировать применительно к анализу конкретной ситуации). Психолог проявляет собственную философию жизни, обозначает свою позицию как исследователя, если говорить высоким стилем, то он выступает в роли того, кто знает. Такого человека можно назвать по-разному, ролевое определение каждый может выбрать сам, но суть не в этом, а в возможности показать существование знания о жизни, которое можно проверить на истинность применительно к своей жизни.

Итак, обсуждение ситуации " нормальные люди умеют жить" -это новое содержание психологического консультирования, которое выводит психолога за рамки конкретной ситуации и делает необходимым использование философского материала, который позволяет анализировать реальные проявления жизни в их конкретной форме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.