Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классицизм






Классицизм XVII века, как и барокко, - это, прежде всего, стремление противопоставить общему ощущению зыбкости и хаосу бытия упорядоченность и красоту искусства, это способ преодоления противоречий действительности, но делалось это разными путями и с помощью иных эстетических норм и законов. Классицизм был ориентирован на своеобразную реабилитацию или модификацию античности и «совершенного» Ренессанса: антично-мифологические сюжеты в литературе, античные образы и коллизии в живописи и скульптуре, античные ордерные конструкции в архитектуре, идеальные ренессансные формы и герои. Классическая древность воспринималась как образец точного соблюдения незыблемых законов искусства. В противовес стремлению к усложнению образа и стиля в искусстве барокко, классицизм стремился к простоте, ясности, логичности, чистому разуму.

Сложный барочный идеал человека своеобразно расщепился на два новых идеала: гедонистический и героический. Новый тип классицистического человека в какой-то степени явился возвратом к ренессансному идеалу «совершенного» человека. Но разница в том, что в основе идеала ренессанса лежит неоплатонизм, а в основе классицизма -рационализм Декарта (картезианство) как теория логичного мирового разума.

Отсюда - античные и библейские (реже) сюжеты, связанные с героическими действиями, и отсутствие интереса к современным сюжетам как недостаточно героическим, культ антигедонистического начала, изображение победы добродетели над пороком и греховностью. Тенденция к воссозданию в искусствах слова и пластики ощущения покоя, порядка, устойчивости и спокойствия, ибо суетность - проявление слабости. Предпочтение исторических и монументальных жанров (трагедия, ода, историческое деяние). Строгая регламентация поведения героев (позы, жесты, мимика и пр.). Повышенный интерес к аллегорическим сюжетам и образам как явлениям обобщающего, абстрактного, условного кодирования действительности.

«Скульптурность» формы (культ линии, четкий контур, ясность образа, отсутствие резких контрастов и пр.).

«Тектоничность» композиции в искусствах (культ порядка, иерархия положений действующих лиц, симметрия и замкнутость, простота и ясность в стиле античного барельефа и пр.).

Классическая гармония художественного образа - особое воплощение единства деталей, простоты, правильности и совершенства образов.

Рококо

В искусствах эпохи Просвещения (XVIII в.) прежде всего поражает ш тематическое богатство и жанрово-стилистическое многообразие. Широкое распространение получил стиль рококо, явившийся своеобразной трансформацией отдельных черт барокко. Именно в декоративной красоте рококо воплотились черты эстетики барокко, которое, по сравнению с XVI] в., утрачивает свою глубину, грандиозность, монументальность, выразительную эмоциональную напряженность. Рококо не было целостным направлением со своими яркими творцами и эстетическими теориями. Тем не менее, черты этого стиля проявляются во многих явлениях искусства эпохи. Прежде всего, предпринимается еще одна попытка преодолеть грубость и несовершенство материального мира, попытка разрушить устойчивые, веч­ные, тяжеловесные структуры общественного порядка.

Идеал рококо - это сплав бытового, декоративного и театрального в интимных лирических фантазиях. Новый тип красоты в стиле рококо заключал в себе трудноуловимую амбивалентность. Раскрывая стремление к наслаждению, легкости, гедонизму, этот стиль отражал быстротечность, эфемерность человеческого бытия, где соединялись жизнелюбие и пессимизм, радость и тоска, счастливый миг и горечь утраты, и даже скрытая критика социальных, религиозно-философских проблем с позиций дворянского атеистического вольномыслия, эпатирование церковного ханжества.

Рококо присущи крайняя вариативность (прихотливость) композиции (реальные и сказочные мотивы, реальность и «восточная» экзотика, реальность и мир фантазии и пр.). Орнаментальные, эффектные, праздничные образы и композиции. Грациозно-изысканный тип динамической композиции, отсутствие колористических контрастов, интерес к миниатюрному, утонченному миру вещей, быта, атмосфере уюта и интимных чувств, внимание к удобству жизни человека, к комфорту и утонченности каждодневного бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.