Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маньеризм






В 20 - 30-е годы XVI в. в Западной Европе наметился отход от эс­тетических, идеально-утопических принципов ренессанса, в результате чего возник новый стиль в искусствах (словесном и пластическом) - маньеризм. Кризис стиля ренессанс был вызван столкновением его идейной программы с реальной действительностью. Существующая экономическая, военно-политическая, общественно-психологическая практика опровергала иллюзии эпохи Ренессанс о могуществе и свободе человеческой личности, идеальной гармонии, счастье и красоте человеческой души.

Гармоническое и героическое миросозерцание ренессанса приобретает противоречивый и трагический характер. В маньеризме все чаще решается проблема отношений личности и ее материальных форм отражения в искусствах: божественные классические формы в оценке личности уже понимаются как субъективно-априорные. Складываются новые художественно-эстетические категории маньеризма: категория «грации» (Дж. Вазари), категория «змеевидной формы» (Дж. Ломаццо), категория «внутреннего рисунка» (Ф. Цукарро).

Маньеристический идеал - значительное художественное явление в мировых искусствах, когда впервые столь значительно и многообразно, в течение длительного времени (большая часть XVI в.), проявляется активная авторская позиция как результат осознания неустойчивости, противоречивости и относительности понятий, представлений и идеалов во всех сферах жизни. С другой стороны, маньеристи-ческий идеал, или маньеристическая красота, - яркий пример индивидуального своеобразия и творческой инициативы (или манеры) каждого художника, поиска собственной «внутренней идеи» словесного или живописного образа.

Основополагающие особенности маньеризма:

деформация («искажение») элементов сюжета: нарушение совершенства пропорций; использование необычной перспективы (птичьей, сферической, обратной); деформация светотени и колорита, резкие цветовые контрасты и пр.;

-предельный метафоризм, скрытый аллегорический смысл сюжета;

- словесная эквилибристика, причудливость фантастических коллизий, чрезмерная детализация и красочность описаний, пристрастие к оксюморонам, гиперболе, антитезам, поэтической игре;

-нарочитая сумбурность, усложненность, хаотичность композиции художественного произведения, жанровое смешение (нарушение «чистоты» жанра); яркое авторское начало в художественном произведении (эссеизм авторского мышления).

Маньеристическая гармония художественного образа как целого: сочетание контраста деформированных элементов и равновесия сумбурной

композиции. Экспрессивный, почти преувеличенный стиль, где удлиненные фигуры, резкие контрасты, острые углы противоречили всякой гармонической округлости и уравновешенности классического ренессанса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.