Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Законодательное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления






Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон (классик англ. литературы).

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.



4. Закон РФ «Об образовании».

5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

Стоит подробно остановиться на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.

1. Первый международный правовой документ — Всеобщая декларация прав человека ( принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года).

Статья 21, имеет отношение к вопросу самоуправления.

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства».

Разумеется, эти положения Всеобщей декларации прав человека приняты в России, и Конституция Российской Федерации гарантирует каждому взрослому человеку эти права. Но готовить детей к реализации этих прав необходимо еще в стенах школы. Поэтому и рассматривается Всеобщая декларация прав человека как принципиальный международный нормативный акт, которым может и должно руководствоваться образовательное учреждение.

2. Следующий нормативный акт — Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

«1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний». (Статья 15).

«1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам,

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе». (Статья 29).

Следовательно, при организации образовательного процесса в российской школе следует обратить серьезное внимание на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе», а это возможно сделать прежде всего с использованием принципов реального самоуправления в общеобразовательном учреждении, когда ребенок школьного возраста включен в процесс управления общеобразовательным учреждением вместе со взрослыми (педагогами и родителями).

3. Следующий нормативный документ — это «Конституция Российской Федерации».

Статья 32 Конституции прямо указывает на то, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для программы ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть распространяются на всех участников образовательного процесса. Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав.

4. Федеральный закон «Об образовании», принятый 10.07.1992 г., является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Следует обратить внимание на два основных требования закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться «в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». Это означает, что любая школа, ее администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны). Именно под этим углом зрения рекомендуется прочитывать все излагаемые в данной статье материалы.

Во-вторых, в понятии «образование» на первое место поставлено воспитание, что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа самоуправления в условиях школы. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса.

При внимательном прочтении статей можно убедиться в том, что и содержание образования требует особых отношений внутри школьного коллектива, включая ученическое самоуправление, так как «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации», а также «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», невозможно без практического участия обучающихся в этих видах деятельности.

А статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» специально указывает принципы управления: «2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Наконец, еще одна статья данного закона прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы. Это статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» - «4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Таким образом, требования Закона Российской Федерации «Об образовании» являются основополагающими для организации самоуправления в общеобразовательном учреждении, поскольку оно должно функционировать на основе именно данного закона. В соответствии с требованиями данного закона необходимо воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека. Закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые можно организовать запуск программы самоуправления в конкретной школе:

обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением;

допускается существование в учебном заведении собственных локальных актов, учитывающих как специфику самого учреждения, так и изменения, которые происходят в окружающей жизни;

закон содержит основные требования к уставу учебного заведения, включая систему органов самоуправления, распределение их компетенции и т.д. Их игнорирование - нарушение закона.

5. Следующий документ не является законом Российской Федерации. Это уже подзаконный акт, так как он принят не парламентом, а утвержден Правительством Российской Федерации. Это «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года № 919).

Данный правовой акт конкретизирует и дополняет требования Закона Российской Федерации «Об образовании», задавая рамки локальных актов, которые должна принять каждая школа России.

В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами».

А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

Таким образом, данный правовой акт требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы в той или иной форме. Эту форму определяет само учреждение. Но она обязательна.

Далее в Типовом положении, в статье 68, прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».

Стоит обратить внимание именно на эти слова: «...строится на принципах единоначалия и самоуправления».

В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».

Данный нормативный акт не дает исчерпывающего списка форм самоуправления. Слова «и другие формы» открывают простор для разработки и использования форм самоуправления, которые максимально соответствуют цели конкретного образовательного учреждения, всей системе органов самоуправления и т.д. Именно это положение открывает простор для авторских поисков и создания авторских моделей самоуправления. Таким образом, действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительной работы, основная цель которой уточнение, а в случае необходимости и создание соответствующей нормативной базы, которая может и должна регулировать все основные аспекты организации и функционирования самоуправления в общеобразовательном учреждении, включая ученическое самоуправление.

Таким основным нормативным актом для каждой школы является ее собственный устав (см. Приложение).

Анализ действующих уставных документов общеобразовательных учреждений и многих других позволяет сделать вывод о том, что, даже имея детально разработанную законодательную базу, школы, гимназии и лицеи не спешат специально вводить положения, посвященные ученическому самоуправлению.

Существующая правовая база является юридической основой для организации ученического самоуправления. Важнейшими с этой точки зрения являются положения устава общеобразовательного учреждения, предоставляющие совету образовательного учреждения право принимать локальные акты. Таким документом, рекомендованным для принятия советом, может быть «Положение об ученическом совете» и т.п. (см. Приложение)

Принятие подобного документа позволит наполнить реальным содержанием уставное положение о праве обучающихся на участие в управлении учебным заведением, что полностью соответствует требованиям международных и российских нормативных документов, регулирующих вопросы управления в сфере образования.

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников – они уже есть в действующем законодательстве.

VII. Литература:

1. В. И. Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.

2. В. М. Лизинский. Практическое воспитание школе. Часть 1, 2. – М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.

3. А.М.Моисеев. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 331 с.

4. Д. В. Рогаткин Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.

5. Методические рекомендации для специалистов органов по делам молодежи и лидеров студенческого самоуправления/ Рожнов О. А., Соколов А. В., Кондратьев С. Ю., Возжаева Е. И., Резванов А. А., Малкина Н. В., Кротов Д. В., - Ростов-на-Дону, - 2005.

6. Студенческое самоуправление: нужно ли тебе это! / Кондратьев С. Ю., Рожнов О. А., Селин В. П., Фатов И. С., - Москва, Общероссийская организация «Российский союз молодежи», - 2006.

7. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.

8. Н.Л. Селиванова Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с.

9. М.П. Нечаев Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

10. Г. Н. Никифорова. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель №3/2002 г.

11. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель №3//2003 г.

12. А. Прутченков, Т. Новикова. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.

13. Л. А. Чашников. Современный модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии №9/ 1993 г.

14. Л. Л. Бабенко. С чего начать в общеобразовательном учреждении создание ученического самоуправления. omc. mosuzedu.ru

15. В.И. Бочкарев. Ученическое самоуправление в школе. www.couo.ru.

16. А. Прутченков, И. Калиш, О. Солодова. Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.www.ug.ru/archive/221

17. А. Прутченков, И. Гребенник. Помочь самоопределению личности, ее самореализации. Правовые основы организации школьного самоуправления. www.ug.ru/archive/538

18. А. Прутченков, Т. Новикова. От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления.www.ug.ru/archive/700

19. А. Прутченков, О. Солодова, Н. Акатов. Товарищ, союзник, собеседник. «Школьный совет» - административная модель самоуправления. www.ug.ru/archive/846

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. Д. Локк






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.