Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частные» методические ошибки






1-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс — республика». В принципе в этом нет ничего предосудительного, если бы не целый ряд «но»...

Во-первых, для школьников средних, а особенно младших классов это слишком сложно. Следует брать что-то проще, например город с его административным устройством.

Во-вторых, используя эту модель, создается огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров и т.д. И совсем мало обычных «рядовых» граждан.



Рекомендации:

Можно использовать такие сложные и масштабные модели только в исключительных случаях:

а) если школа очень большая с числом учащихся от 1500 и более;

б) если система самоуправления функционирует давно и успешно и требуется определенная новая струя.

Для обычного класса лучше использовать модель «Класс — город», где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.

2-м. Возведение в абсолют принципа: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Уберите одно звено — и от самоуправления ничего не останется».

Этот принцип возможен, например, для группы социального проектирования, которая занимается небольшим конкретным делом, а также для ученического самоуправления — но только на уровне отдельного класса. Для ученического самоуправления в масштабах всей школы требуется совершенно иной подход. Иначе происходит очередная типичная и очень серьезная ошибка, когда школьный парламент сам придумывает законы и сам же приступает к их выполнению и, что еще более важно — сам оценивает, насколько хороши были законы, как хорошо они сами их реализовали.

Что касается принципа: «Сами оцениваем» — он еще более проблематичен. Оценка своей деятельности, разумеется, важна, и любая команда или группа должна завершить свой управленческий цикл анализом полученных результатов. Если все получилось удачно, как было запланировано, то нужно, во-первых, поблагодарить всех, кто внес свой вклад в общий успех, во-вторых, поделиться опытом с другими, чтобы они могли брать пример. Если же были серьезные сбои и неудачи, также поблагодарить всех, а затем разобраться в том, что мешало, в чем причины таких итогов, и не для того, чтобы «наказать виновных», а понять свои ошибки и впредь не повторять их.

Но оценка всегда должна быть только «общенародной». Действительно, только учащиеся школы могут оценить, насколько интересны были придуманные активом дела.

Рекомендации:

При реализации своей модели самоуправления стараться следовать принципу «разделения властей». Дать каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.

3-м. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность. Органы ученического самоуправления зачастую рассматриваются как некие помощники заместителя директора по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени школьников. Разумеется, организация досуга — это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна (и не может) ограничиваться только этим. При таком подходе получается широкий актив — массовиков-затейников (что само по себе совсем не плохо), но это не ученическое самоуправление в его первоначальном виде, а клубная деятельность в конкретном учебном заведении.

Рекомендации:

Наделить органы ученического самоуправления реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.

4-м. Неверное толкование (использование) юридических терминов. Это, пожалуй, на сегодня самая часто встречающаяся ошибка.

Несколько примеров из практики различных школ.

Пример № 1: «В нашей школе функционирует такая система самоуправления: 1. Президент — директор школы. 2. Парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».

Стоит не забывать, что министерства – это структура другого важнейшего органа государственной власти — правительства.

Пример № 2: «У нас сложилась хорошая практика. Учителя обращаются в школьную думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме».

Возможно, назвать это учреждение как-то по-другому. Дума, прежде всего, является законосовещательным органом.

Рекомендации:

Прежде чем формировать органы самоуправления, необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми источниками, такими как Конституция Российской Федерации, или учебники «Основы государства и права», «Юриспруденция».

Можно получить квалифицированную консультацию у специалистов (правоведов, юристов) по поводу содержания тех терминов, которые планируются использовать в документах и жизнедеятельности ученического самоуправления.

5-м. Использование в структуре органов ученического самоуправления правоохранительной системы, включающей прокуратуру. На первый взгляд, это вполне закономерное продолжение использования механизмов государственной власти, так как ученическое самоуправление — это тоже особый вид деятельности, внешне иногда похожий на государство. Но есть некий педагогический предел, который не следует переступать, ни при каких обстоятельствах.

Пример. «В нашей школе суд и прокуратура рассматривают «дела» нарушителей общественного порядка и выносят решения по фактам нарушения дисциплины, опираясь на школьный административный кодекс. По большинству вопросов учащиеся принимают самостоятельные решения, согласно конституции и вопреки педагогическому давлению. Так, некоторые дела о фактах драки были отложены на «дополнительное доследование», и после выяснения истинных виновных принимались соответствующие решения».

Рекомендации:

Элементы этой стороны жизни государства можно использовать, но очень ограниченно, например, судебная система по типу «Суда чести» с обязательным участием в составе такого суда взрослых и детей.

6-м. Игнорирование мнения меньшинства. Очень часто ведущий принцип демократии — «Меньшинство подчиняется большинству» понимается слишком прямо.

Когда речь идет о педагогике, нельзя забывать «несогласное меньшинство», а, тем более, открыто и радостно праздновать «победу большинства». Это ведь конкретные дети, их реальные интересы, несбывшиеся надежды и т.п. В этом и заключается отличие ученического самоуправления — нужно уметь находить компромиссные варианты, представлять интересы всех учащихся (по крайней мере, тех, кто об этом активно заявляет). Иначе неминуема постоянная оппозиция.

Рекомендации:

Следует максимально осторожно пользоваться демократическими механизмами, не забывая за внешними атрибутами взрослой жизни педагогическую суть использования модели ученического самоуправления.

7-м. Замкнутость только внутри одного учебного заведения. К сожалению, в последние годы школа привыкла решать свои проблемы, в основном опираясь только на помощь родителей. Но ведь есть еще и другие партнеры, которые могут помочь в организации ученического самоуправления. Нужно выйти в социум, например в местную избирательную комиссию.

Рекомендации:

Стоит поискать партнеров, которые могут заинтересоваться вашей программой развития ученического самоуправления.

8-м. Отсутствие постоянно выделенного помещения и времени для работы органов ученического самоуправления. Если относиться к ученическому самоуправлению как важной педагогической деятельности, то для ее выполнения требуются соответствующие условия. Одно из них — помещение и время. Помещение необязательно должно быть специальным (то есть предназначенным для работы самоуправления в течение всего рабочего дня), но оно должно быть. Это же относится и ко времени. Его надо найти в расписании дня.

Рекомендации:

Стоит согласовать график использования кабинета, который предполагается оборудовать для работы того или иного органа ученического самоуправления.

Возможно, выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления. Причем это должно быть конкретное время для каждого органа самоуправления.

9-м. Игнорирование административной поддержки. Тем, кто начинает организацию ученического самоуправления, нужно понимать, что директор и его заместители — это самая серьезная поддержка, игнорировать которую было бы большой ошибкой. Любое значимое дело ученическое самоуправление без приказа директора не сможет выполнить, так как при всех положительных моментах и педагогическом эффекте самодеятельности детей за состояние дел в школе отвечает директор. Поэтому, прежде всего, нужно оформить все необходимые документы, приказы, распоряжения и т.д. Директор вправе приостановить любые самодеятельные проявления, если он не в курсе, а тем более, если они могут привести к серьезным последствиям.

Рекомендации:

Следует всегда согласовывать с администрацией планы ученического самоуправления и их изменения.

 

В заключение несколько замечаний. Во-первых, деление ошибок на три группы очень условно. Любая ошибка из «частно-методической группы» может стать для школы более чем «тотальной» и привести к полному сворачиванию этой работы при негативных эмоциях многих членов коллектива. С другой стороны, некоторые «тотальные» ошибки могут даже помочь школе выйти на новый виток развития ученического самоуправления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.