Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа с подростками в возрасте от 12 до 15 лет






Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи. Беседа использовалась в комплексе с опросником и проводилась с целью уточнения ряда вопросов, возникших в ходе исследования.

Беседа в психологии имеет название «интервью» и является «особым методом получения информации на основе вербальной коммуникации» [27, с. 145]. Интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник — ребенок или взрослый — в роли отвечающего.

В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу.

Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.

Важным качествам, определяющим успешность проведения беседы, относятся следующие:

1) Овладение приемами рефлексивного и активного слушания; умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное

2) Способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста.

3) Умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов.

4) Умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;

5) Стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации.

6) Внимательность к уровню утомления и тревожности респондента. Кроме того, собственные ожидания и установки интервьюера не должны влиять на восприятие сообщаемой ему информации. Интерпретация данных должна проводиться психологом «для самого себя», она не предназначена для передачи клиенту. Важно также, что «работа» с острыми эмоциональными проблемами клиента, актуальными для него на момент интервьюирования, должна предшествовать сбору фактического материала, особенно если очевидно, что наличие такого рода проблем снижает способность клиента к полноценному сообщению информации [4].

Проводя беседу с детьми, очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, поскольку в ситуация опроса ребенка усугубляется еще и возрастной дистанцией. Оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективного подхода:

1) Психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт.

2) Он должен принимать ребенка таким, какой он есть.

3) Своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства.

4) Психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом — все понимает.

Реализация такого отношения, основанного на создании атмосферы безусловного принятия, искренности и открытости, помогает ребенку проявить свои возможности, «раскрыться» и поэтому способно оказать существенное психотерапевтическое воздействие. Поскольку психологу часто приходится иметь дело с «проблемными» детьми, испытывающими разного рода затруднения, такое воздействие в большинстве случаев оказывается необходимым [26]

В зависимости от целей исследования беседа может иметь разное содержание (см. Приложение 3). Так, на первых этапах работы, когда необходимо получить, возможно, более полное представление об особенностях ребенка и установить характер его проблем, беседа проводится обычно по типу диагностического интервью, которое носит общий характер и направлено на «зондирование» различных аспектов жизни: выяснение интересов и склонностей ребенка, его положения в семье, отношения к родителям, братьям, сестрам, отношения к школе и одноклассникам, установления наиболее частых форм поощрения и наказания, связанных с этим способов реагирования. Диагностически ценным может оказаться выяснение того, что сам ребенок считает для себя главной проблемой. Беседа может иметь и более частный характер, затрагивая какие-то отдельные аспекты жизни ребенка.

Не вызывает сомнения, что получаемые в беседе данные, степень их полноты и достоверности зависят от того, насколько опрашиваемое лицо способно к самонаблюдению. Между тем, хорошо известно, что возможности детей в этом отношении ограничены.

Цель беседы – сопоставление полученных ответов с результатами опросника «Взаимодействие родитель ребенок» (И.М. Марковская) и теста-опросника «Детско – родительские отношения подростков» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская). В вопросах беседы представлены 7 шкал: «вспыльчивость», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «авторитетность родителей», «удовлетворенность отношениями с родителями», «контроль со стороны родителей», «сотрудничество родителей с ребенком».

Для достижения доверительно отношения, были заданы несколько вопросов касающиеся режима дня и интересов самого подростка. Далее следовал блок вопросов, касающихся семьи подростка, а также его склонности к агрессии. Все ответы были зафиксированы в письменном виде с последующим анализов результатов.

В заключение, надо поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.