Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты эмпирического исследования с помощью опросников






«Детско-родительские отношения» (И.М. Марковская) и «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Результаты опросников «Взаимодействие родитель – ребенок» и «Личностная агрессивность и конфликтность» были статистически обработаны. Была проведена проверка равенства дисперсии результатов опросников с использованием критерия Фишера (см. Приложение 4). Результаты позволили оценить особенности общения подростка с родителями в современных российских семьях.

 

Результаты опросника «Взаимодействие родитель – ребенок»

Анализ полученных данных (см. Приложение 5) позволил выявить показатели результатов по каждой шкале. Результаты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Результаты опросника «Взаимодействие родитель – ребенок. Вариант для родителей подростка»

Название шкал Процентное соотношение ответов
1. Нетребовательность – требовательность 24% 76%
2. Мягкость – строгость 32% 68%
3. Автономность – контроль 29% 71%
4. Эмоциональная дистанция – близость 38% 62%
5. Отвержение – принятие 22% 78%
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество 46% 54%
7. Несогласие – согласие 63% 37%
8. Непоследовательность – последовательность 18% 82%
9. Авторитетность родителя 87% 13%
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком 76% 24%

 

Таблица 2

Результаты опросника «Взаимодействие родитель – ребенок. Вариант для подростков»

Название шкал Процентное соотношение ответов
1. Нетребовательность – требовательность 21% 79%
2. Мягкость – строгость 27% 73%
3. Автономность – контроль 30% 70%
4. Эмоциональная дистанция – близость 44% 56%
5. Отвержение – принятие 26% 76%
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество 54% 46%
7. Несогласие – согласие 68% 32%
8. Непоследовательность – последовательность 24% 76%
9. Авторитетность родителя 74% 26%
10. Удовлетворенность отношениями с родителями 69% 31%

 

При проверке равенства дисперсии результатов опросников с использованием критерия Фишера было установлено, что достоверность различий между процентными долями результатов находится в зоне незначимости. Результаты имеют самые высокие показатели по одинаковых шкалам: «нетребовательность – требовательность», что свидетельствует о высоком уровне требовательности родителей к своим детям, о том, что родители ожидают ответственности от детей (79%); «мягкость – строгость», что говорит о суровости, строгости родителей, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях родителя с ребенком (73%); «автономность – контроль», что свидетельствует о жестком контроле родителей, проявляемый в мелочной опеке, навязчивости (70%); «отсутствие сотрудничества – сотрудничество», говорит том, что ребенок не включен в обсуждение вопросов с родителями, мнение ребенка не учитывается.

Результаты свидетельствуют о том, что в российских семьях преобладает авторитарный стиль воспитания ребенка. Это может быть связано с тем, что разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Этот переход существует как процесс становления новых способов и приемов речевого воздействия подростка на взрослого. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростка.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Условие этого - отсутствие у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку. Однако ряд существенных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения, а именно: неизменность общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»; его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей; привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости); сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно. Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Мнение ребенка не учитывается в принятие решений, однако родители требуют высокого уровня ответственности от ребенка.

При демократическом стиле воспитания у подростка преобладают правильное, ответственное социальное поведение. Родители в таких семьях поощряют личную ответственность и самостоятельность детей. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают советы родителей. Родители требуют от подростков осмысленного поведения, чутко относясь к их запросам. Родители проявляют твердость в вопросах справедливости и ответственного социально поведения, тем самым формируя у подростка правильное направление моральных и социальных устоев личности.

При попустительском стиле семейного воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Указаний родителей не выполняет. Подростки не способны учитывать мнения других, не готовы к ответственности. Не редко конфликтуют. Недостаток руководства со стороны родителей формирует неуверенность, а также склонность к вовлечению в антисоциальные группы. Психологические механизмы, необходимые, для ответственного, самостоятельного поведения у подростка не сформированы.

 

Результаты опросника «Личностная агрессивность и конфликтность»

Анализ результатов, полученных с помощью опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» (см. Приложение 6), позволил оценить степень агрессивности и конфликтности подростков в современных российских семьях. Для рассмотрения влияния стиля воспитания на особенности общения подростков, результаты были разделены на три таблицы, в зависимости от стиля воспитания в семье. Результаты представлены в таблице 3, 4 и 5.

 

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.