Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические рекомендации. Для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на личностные качества подростка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы






Для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи на личностные качества подростка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1) Принимать активное участие в жизни семьи.

2) Всегда находить время, чтобы поговорить с подростком.

3) Интересоваться проблемами подростка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.

4) Не оказывать на подростка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

5) Иметь представление о подростковом этапе развития.

6) Уважать право подростка на собственное мнение.

7) Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

8) С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Хочется так же отметить, что ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведение не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого неотъемлемая часть взаимоотношений. А это и есть атмосфера зрелой семьи. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.

Для достижения воспитательных целей в семье родители должны обращаться к разнообразным средствам воздействия: поощрять и наказывать подростка, стремиться стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие личности подростков можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать страх или озлобленность. Родители должны быть последовательны и тверды по отношению к ребенку. Благодаря такому воспитанию, дети сперва прогнозируют последствия, а потом совершают действия. У детей в таких семьях высокая самооценка, вера в себя, самоуважение, они многого добиваются в жизни.


Заключение

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих личность ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стилистические особенности общения подростков с родителями проявляется при воспитании ребенка.

Существует ряд факторов, которые влияют на стилистические особенности общения подростков с родителями: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Особенности стиля семейного воспитания и характера детско-родительских отношений находят отражение в формировании личности подростка. Так, авторитарный стиль воспитания ребенка является преобладающим в современных российских семьях. В общении с родителями такие подростки часто конфликтуют, требуя «взрослого» отношения к себе. Частые запреты и жесткий контроль вызывают агрессивную реакцию и нежелание подчиняться требованиям родителей. Формируется порочный круг: родители еще жестче контролируют и больше запрещают – подросток все сильнее сопротивляется. Постоянное напряжение в отношениях формирует склонность к вспыльчивости, обидчивости. Авторитарный стиль воспитания влияет на личностные особенности подростка, формируя постоянную враждебность и настороженность к окружающим. В дальнейшем, такие подростки не способны к эмоциональной близости с окружающими, к принимать социально ответственные решения.

Таким образом, гипотеза, о том, что в современных российских семьях существует тенденция преобладания авторитарного стиля общения, способствующий формированию у подростков агрессивности и враждебности в общении с родителями подтвердилась.

 


Выводы

Изучив результаты, полученные в ходе анализа опросников «Взаимоотношения родитель – ребенок» и «Личностная агрессивность и конфликтность», а так же сравнив данные с результатами беседы, было выявлено следующие:

1) Большинство родителей используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, придерживаясь авторитарного стиля воспитания. Родители многое запрещают, жестко контролируют подростков, вследствие чего дети конфликтуют, проявляя агрессию, упрямство. В связи с отсутствием эмоциональной близости, общаясь с родителями, дети не рассказывают им о своих переживаниях и планах. В общении подростки грубы, не сдержаны, вспыльчивы. Подростки сопротивляются требованиям, обижаются на опеку.

2) В семье с попустительским стилем воспитания низкая степень сотрудничества с ребенком, требования непоследовательны, меры наказания мягкие. Родители ребенка не контролируют и не направляют. Дети в таких семьях не готовы к ответственности, склонны к конфликтам. Не готовы к ограничениям и не способны учитывать мнение других.

3) Наилучшие результаты у семьи с демократическим стилем воспитания. Родители в таких семьях поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка. К мнению и требованиям подростка родители относятся чутко. Дети в таких семьях активны, доброжелательны, целеустремленны, ответственны и социально благополучны.

Стиль родительского отношения в современных российских семьях непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Как показали результаты проведенного нами исследования, стиль воспитания оказывают влияние на личностные качества подростков, а так же на стилистические особенности общения с родителями.

Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания.

Воспитательная функция российской семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Приоритетный принцип семейного воспитания в современном российском обществе говорит о том, что ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию.


Список литературы

1. Авдеева Н.А. Взаимоотношения подростка в семье // Воспитание школьников. – 7-е изд. – М.: Пресс, 2005. – 265 с.

2. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 224 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2008. – 375 с.

4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 288 с.

5. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Изд-во «Профиздат», 1988. – 254 с.

6. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Из-во «Пресс», 2003. – 334 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Изд-во «Просвещение», 1984. – 464 с.

8. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Изд-во «Знание», 1979. – 102 с.

9. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М.: Изд-во «Аркти», 1982. – т.4

10. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.: Изд-во «Воронеж», 1996. – 314 с.

11. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 4-е изд. – М,: Изд-во «Вестник», 1991. - 112 с.

12. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 544 с.

13. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии // Учебное пособие. - М.: Изд-во «Речь», 1997. – 688 с.

14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 158 с.

15. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. – 1991. – М., 1991 – 142 с.

16. Ерастов Н.П. Психология общения. – Ярославль,: Изд-во «Знания», 1979. – 382 с.

17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Изд-во «ПИ РАО» 2003. – 376 с.

18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. –

512 с.

19. Ильин Е.П. Психология общения. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – 543 с.

20. Касьянов С. Психологические тесты. - М.: Изд-во «СКМО», 2003. – 191 с.

21. Калинина Р.Р., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции. - Псков.: Изд-во «Генезис», 2004. – 144 с.

22. Карабанова О.А. «Психология семейных отношений». – Самара.: Изд-во «СИОКПП», 2001. – 320 с.

23. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.; Изд-во «Просвещение», 1989. – 208 с.

24. Костицина Е.А. Влияние типов семейного воспитания на подростков и его отношения к родителям. – М.: Изд-во «Просвещение», 2001. – 249 с.

25. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания. – М.: Изд-во «Пресс», 1999. – 172 с.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во «Политиздат», 1994. – 200 с.

27. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. – М,: Изд-во «Политиздат», 1979. – 254 с.

28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Изд-во «Политиздат», 1984. – 315 с.

29. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. - М.: Изд-во «Пресс», 1990. – 152 с.

30. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Политиздат», 1998. – 248 с.

31. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь: Изд-во «Генезис», 1970. – 296 с.

32. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь: Из-во «Генезис», 1988. – 284 с.

33. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003. – 576 с.

34. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд-во «Академия», 1997. – 420 с.

35. Обозов Н.Н. Межличностные отношения – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1996. – 150 с.

36. Обухова Л.Ф, Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: Изд-во «Жизнь и мысль», 1999. – 169 с.

37. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. – 4-е изд. – М.: Изд-во «Сноски», 1984.

38. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования». / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – М.: Изд-во «Политиздат», 1989. – 416 с.

39. Ремшмидт Х. Подростковый и юношесткий возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Изд-во «Мир», 1994. – 320 с.

40. Психология общения: курс лекций / Под ред. Столина В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Станкина М.И. – М.: Изд-во «Воронеж», 2000. – 320 с.

41. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во «РПЭИ», 2003. – 323 с.

42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с нем. - СПб.: Изд-во «Мир» 2004. – 608 с.

43. Хрестоматия по детской психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Бурменской Г.В. – М.: Изд-во «ИПП», 1996. – 676 с.

44. Шнейдер Л. Психология семейных отношений / Пер. с нем. – М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2000. – 512 с.

45. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Политиздат», 1997. – 416 с.

46. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1996. – 592 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»

Вариант для подростков

1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.

4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.

8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).

11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).

18. Он(а) не разделяет моих увлечений.

19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).

28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотела бы во мне многое изменить.

32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.

33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.

37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он(а) мягкий человек.

39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.

40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.

46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).

49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.

51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.

52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.

54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.

55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.

56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»

Вариант для родителей подростков

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.

3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.

4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.

8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).

11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.

16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.

26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.

27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.

46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.

47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).

49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52. Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) повеление.

55. Я часто высказываю свое недовольство им.

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник «Личностная агрессивность и конфликтность»

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.

3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

7. Я часто злюсь, когда мне возражают.

8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

10. Мнение, что «нападение — лучшая защита», правильное.

11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

14. Я считаю, что добро эффективнее мести.

15. Каждый человек имеет право на свое мнение.

16. Я верю в честность намерений большинства людей.

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.

19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы.

20. Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

наперекор.

21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

22. Я считаю, что утверждение (из мультфильма) «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедливо.

23. Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других.

24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно.

25. Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.

26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

27. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.

28. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

29. Я не люблю поддаваться в игре, даже с детьми.

30. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

31. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

32. Утверждение «Ум — хорошо, а два — лучше» справедливо.

33. Утверждение «Не обманешь — не проживешь» справедливо.

34. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

35. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

36. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет.

37. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.

38. Я стараюсь избегать обострения отношений.

39. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

40. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

41. Я осуждаю недоверчивых людей.

42. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

43. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

44. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.

45. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.

46. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

47. Я верю, что на зло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.

48. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

49. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

50. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

51. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им " рта не даю открыть".

52. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

53. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

54. В решении любой проблемы я предпочитаю «золотую середину».

55. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

56. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.

57. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

58. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

59. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

60. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

61. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

62. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

63. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

64. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

65. Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.

66. Я не умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.

67. При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.

68. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

69. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной — моя или чужая.

70. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

71. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

72. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

73. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.

74. Обычно меня трудно вывести из себя.

75. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.

76. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

77. Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.

78. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.

79. Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.

80. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

81. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.