Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц.






Действие нормативных актов в пространстве предполагает распространение его действия на территорию данного государства. Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, в том числе недра, континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные воды (в пределах 12 миль от берега), воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты, трубопроводов, проложенных в открытом море.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

В федеративных государствах акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение действия правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Иностранное законодательство допускается к применению, если об этом есть специальное соглашение между государствами или указание закона (нормы коллизионного права). Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Действие нормативных актов по кругу лиц заключается в распространении их действия на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

· уголовное законодательство распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

· иностранцам и лицам без гражданства не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности

· представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств) подчиняются законом страны пребывания, но наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.


53. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация законодательства состоит в упорядочении нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике, выявления пробелов, коллизий, совершенствования системы законодательства. В юридической науке обозначились четыре вида систематизации: учёт, инкорпорация, кодификация и консолидация.

Учёт состоит в сборе, хранении нормативных правовых актов, необходимых в деятельности конкретной организации с целью оперативного поиска правовой информации. Данный вид проводится всеми государственными органами, юридическими лицами, учреждениями. Примером такой систематизации являются справочные и информационные правовые системы.

Инкорпорация выражается в подготовке и издании сборников нормативных актов для широкого круга субъектов. Нормативное содержание актов при этом не меняется, но они приводятся с официальными изменениями и дополнениями. Таким образом, отличительная черта инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативно-правового акта.

В зависимости от субъекта, подготовившего сборник, различают официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Официальная инкорпорация предполагает либо издание сборника правотворческим органом, либо одобрение им сборника, подготовленного иным субъектом. По своей природе акт официальной инкорпорации – официальный источник законодательства. Официозная инкорпорация осуществляется по поручению правотворческого органа, но сборник издаётся без его официального одобрения. Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, коллективами, издательствами и не являются источниками права.

Хронологическая инкорпорация - это приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Предметная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления по предметному принципу со строго тематической направленностью (государственное устройство, административную ответственность, отношения в той или иной отрасли экономики).

Кодификация направлена на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. При кодификации могут приниматься и новые правовые нормы.

Видами кодификационных актов являются основы, кодексы, уставы, положения. Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

· инкорпорация – функция государственных органов, направленная на поддержание «рабочего состояния» действующего законодательства. Кодификация же осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости в его всесторонней переработке;

· предмет воздействия инкорпорации нормативно-правовые акты (их техническая обработка), кодификации – правовые предписания и юридические институты;

· результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, кодификации – новый как по форме, так и по содержанию правовой акт;

· кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация может быть и неофициальной.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации. Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства (например, Свод Законов РФ). Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства. Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков. Консолидация – это промежуточное звено между текущим правотворчеством и кодификацией. При консолидации не меняется содержание правовых актов, все объединённые акты утрачивают силу, и вместо них действует новый акт. Консолидацию осуществляют только правотворческие органы в отношении принятых ими актов. Чаще всего консолидации подвергаются акты по вопросам таможенного дела, налогообложения, административной ответственности.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.