Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды законов.






Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

· принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума в особом процессуальном порядке;

· обладают высшей юридической силой;

· регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт законодательного (представительного) органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Преимуществами закона перед иными нормативно-правовыми актами являются его высокое место в системе НПА, первичное регулирование общественных отношений, прямое действие, большие ресурсы для исполнения, эффективный механизм обеспечения и строгие требования к подготовке и принятию.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают следующие виды законов: федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам в первоочередном порядке, указанным в Конституции, обладают повышенной стабильностью, имеют большую силу, чем текущие законы.

Законы о поправке к Конституции РФ обладают особой юридической силой и принимаются в порядке, предусмотренном для конституционного закона (2/3 голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ и ¾ от общего числа членов СФ ФС РФ).

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.). Федеральные законы подразделяются на органические (кодифицированные) и обыкновенные. Кодексы – распространенная форма закона, в которой в систематизированном виде содержатся все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодекс не имеет более высокой юридической силы, чем остальные законы.

Основы законодательства – форма закона, характерная для федеративного государства, в которой устанавливаются главные характеристики институтов и закладывается нормативная база для принятия субъектами федерации конкретных законов.

Законы о ратификации и денонсации международных договоров также иногда выделяются как особый вид законов, поскольку опосредуют включение в правовую систему норм международного права.

Модельные законы носят рекомендательный характер и принимаются в рамках СНГ для обеспечения единства в правовом поле СНГ.

Делегированное законодательство не применяется в РФ, но существует во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ. Суть делегированного закона состоит в том, что законодательные органы делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов для оперативного решения актуальных проблем. Во избежание злоупотреблений определятся точный перечень вопросов, который могут стать предметом делегирования, и срок передачи полномочий, сами делегированные законы находятся под контролем законодательных органов.

В федеративных государствах особым видом законов являются законы субъектов федерации. Данные законы не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, в иных субъектах — уставы. Представительные органы субъектов РФ вправе принимать законы и подзаконные нормативные акты.

По сроку действия законы делятся на постоянные и чрезвычайные (принимаются и действуют в чрезвычайных ситуациях, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер).

По субъектам законотворчеств а законы делятся на принятые в результате референдума, законодательным органом. Законы, принятые в результате референдума, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только посредством референдума.


49. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы. Система нормативно-правовых актов строится в зависимости от места органов, их издающих, и предмета регулирования.

Признаки нормативно-правового акта:

· властно-волевой характер;

· неоднократность применения;

· адресован неопределенному кругу лиц;

· иерархичность, определенное место в системе нормативных актов.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

· законы (принимаются представительным органом власти по наиболее важным вопросам общественной жизни);

· подзаконные акты (принимаются, в основном, исполнительными органами власти – министерствами, федеральными службами и агентствами, но могут приниматься и законодательными органами, например, регламент ГД ФС РФ).

По уровню нормативно-правового акта выделяют:

· федеральные нормативно-правовые акты;

· нормативно-правовые акты субъектов РФ;

· нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.