Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения человека с Богом 4 страница






Суверенитет Яхве в истории. Рождение Израиля как народа, поражение Египта в попытке предотвратить Исход, сдача Ханаана Иисуса Навину - все рассматривалось как прямой результат Божественного вмешательства. Как таковые, эти монументаль­ные события сформировали израильский взгляд на историю, как на арену, где Господь Авраама, Исаака и Иакова проявляет Себя.

Иеремия был уверен, что события в Иудее, Египте и Вавилоне зависят в гораздо большей степени от Божественной власти, чем от человеческой политики. Другими словами, человеческая политика удается лишь в той степени, в какой она соответст­вует Божией воле. Именно это Иеремия настойчиво пытался внушить Иоакиму и Седекии. Успех Навуходоносора был вызван не политическим искусством или воен-

22Иер. 17.11 представляется притчей с распространенным сравнением между животными и человеческим поведением.

" Возможно. 'Анн Карим ('Ен Керем), расположенный к западу от Иерусалима; Bright, kremiah. Anchor Bible 21 (Garden City: 1965), p.47.

 

 

390 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

ной мощью, а Божиим повелением (ср.27.6). Суверенитет Яхве в истории проявляется в том, как Он использует любые народы для осуществления Своей воли.

Этот суверенный Господь сохраняет за Собой право изменить свои планы. В середине величайшего проявления милости Божией Израиль был наказан сорокалет­ним странствованием по пустыне24. Вместо того, чтобы помнить этот суровый урок, Иудея стала самодовольной, предполагая, что Бог заветной милости будет вечно за­щищать их и их столицу от нападений. Однако Иеремия узнал, что Бог слишком суверенен для этого:

" Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что... погублю его; но если народ этот... обратится от своих злых дел, я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими.., Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (18.7-10).

Здесь Иеремия берет принцип благословения или осуждения, примененный во Втор.27-28 к Израилю и распространяет его на Божественную свободу в обращении с народами вообще.

Божественный суверенитет в истории проявляется в Его прямом суде над народами, что ясно из пророчеств Иеремии против народов (гл. 46-51). Вновь и вновь рисуется картина наказания, и ни слова не говорится о человеке, ответственном за него. Вся ответственность лежит на Боге. Это не означает, что это наказание про­являлось лишь через Божественные действия - землетрясение, голод, чума, потоп. Обычно наказание приходило через вторжение чужеземных армий (ср.51.1-4), однако Бог всегда говорит, что это Он посылает их, точно так, как Он разрушил стены Иерихона и обратил в бегство мадианские войска (Суд.6-7).

Старый Закон и Новый. Ни суровое осуждение Иеремией греха Иудеи, ни его большие надежды на будущее восстановление нельзя понять вне Исхода. Идоло­поклонство, такое вопиющее в дни Манассии (4 Цар.21), было еще более ужасно в свете величественного избавления Богом Своего народа из египетского рабства. В качестве красноречивого аргумента Бог приводит Свои ранние отношения с Израилем, а затем задает вопрос-осуждение:

" Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня, и пошли за суетою и осуетились? 25 " (Иер.2.5).

Отступничество Израиля не соответствовало поведению других народов, даже языческих:

" Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? " (ст. 11). Не соответствовало оно и их собственному прошлому:

" Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты пре­вратился у Меня в дикую отрасль чужой лозы? " (ст.21).

24 В том, что Числ. 14.34 рассматривают как осуждение, Иеремия видит часть благочести­вого прошлого Израиля. Возможно, в сравнении с отказом Иудеи от Господа в дни Иеремии и грядущего страшного наказания странствования по пустыне были временем благодати.

Суета" равноценна " идолам". Эти слова показывают пустоту идолопоклонства и его пагубное влияние - люди уподобляются тому, чему они поклоняются.

 

 

ИЕРЕМИЯ 39]

Наряду с общенародными грехами Иеремия рассматривает и личные грехи как нарушение заветного закона, который должен был дисциплинировать жизнь народа, как ярмо укрощает вола:

" Пойду я к знатным и поговорю с ними; ибо они знают путь Господень, закон

Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы" (5.5).

Народ иудейский — простолюдины и вожди - пренебрегли Божественным заветом с их отцами.

В таком неблагодарном мятеже следует винить только грех, который запечатлен на жизни людей, как пятна на шкуре барса или цвет кожи эфиоплянина (13.23). Когда Иеремия видит, что человеческое сердце - центр разума и души — лукаво и испорчено (17.9), он говорит о человеческой природе не теоретически, но на основании многолетних практических наблюдений за тем, как его соотечественники отвергали свое заветное наследие, в то же время оправдывая свое порочное поведение.

Ни одно поверхностное исправление — даже такое радикальное, как реформы Иосии, - не могло излечить от такого возмутительного идолопоклонства и открытой развращенности. Сделать это мог лишь Новый Завет - связующее звено между суверенным Богом и Его народом Израилем: " И буду им Богом, а они будут Моим народом" (31.ЗЗ)26. Как и со Старым Заветом, инициатором Нового Завета выступает Господь (ст. 31), что является выражением Его суверенитета.

Новый Завет рассчитан на удовлетворение конкретных нужд, которые сделали его необходимым: (1) он более личный, чем брачный контракт, столь вопиюще от­вергнутый Израилем (" тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними" ст.32); (2) он записан не на каменных скрижалях, а на сердцах людей — источ­нике их беззакония (ст. 33); (3) он приводит к истинному знанию о Боге - Новый Закон полного повиновения и глубокого соучастия, не нуждающийся в человеческих учениях (ст.34); (4) он несет заверение полного прощения грехов, которые вызвали осуждение (ст.34)27.

Эта нужда и надежда на полное преобразование, начиная с нового закона, на­писанного на новых сердцах, сформировали взгляды Иеремии на будущее. Они выражены более духовно и лично, чем в политических терминах, как это и можно было ожидать от пророка, который был свидетелем трагического провала политиче­ской системы и чувствовал, что никакие поверхностные реформы не могут дать про­должительного облегчения.

Однако Иеремия не игнорировал и политическое будущее. Правда, он отклонил всякую надежду на то, что город Давидов и его дом будут помилованы. Тем не менее должна была быть восставлена " праведная Отрасль" - законный наследник престола Давидова. Его царствование должно было быть отмечено справедливостью внутри границ Израиля и безопасностью извне (23.5-6). Все это будет даром благодати

26 Упоминание как Иудеи, так и Израиля (ст.31) указывает на идеализм Иеремии в ожида­

нии времени, когда Бог изгладит разрыв иеровоамова разделения и опустошение ассирийского

нашествия. Как и другие великие пророки, Иеремия не мог представить себе будущее, в кото­

ром бы не было единства всего дома Иакова.

27 Эта коренная новизна была использована Христом и ранней Церковью для описания

преобразования, принесенного Христианским Евангелием (Мк-14.24; Евр.8).

 

 

392 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Божией, на что указывает имя обещанного царя: " Господь - оправдание наше", т.е. Тот, Кто оберегает права Своего народа28.

Новый Завет с его новым законом и новым царем (" Мессией", хотя Иеремия ни разу не употребляет этого слова) формирует взгляд Иеремии на будущее: связующие личные отношения с Богом и безоблачная национальная судьба29.

Сила личной веры. Эта светлая надежда - еще одно свидетельство глубокой пре­данности Божественной воле и твердой уверенности в Его силе. Ни современная пророку политическая ситуация, ни текущая религиозная обстановка - лишь глубокая вера в заветного Бога могла внушить такой оптимизм.

В некотором смысле, все его служение было духовной подготовкой к его роли не только обвинителя, но и утешителя. Его призвание и полномочия уверили его в личной заинтересованности Бога: " Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я по­знал тебя" и " Я с тобою, чтобы избавлять тебя" (ст.5, 8; ср. 19). Встречи со словом Божиим в течение десятилетий его служения, очевидно, убедили Иеремию в стойко­сти Господа и Его способности осуществить Свои планы.

Слова Божий были " как бы горящий огонь, заключенный в костях" Иеремии (20.9), и он мог лишь объявить их и следить за их действием30. Неослабная сила этого слова означала, что будущее, обещанное Богом, гарантировано.

Ни преследования политических врагов, ни непонимание близких друзей не могли убедить Иеремию не верить в Бога. Даже его горькие жалобы на Божествен­ную волю лишь укрепляли его веру, как и сомнения таких лжепророков, как Анания (гл.28).

Личные переживания Иеремии неотделимы от его послания. Его уверенность в том, что благодать Божия преобразует будущее Израиля питалась Божиим милости­вым, но в то же время твердым водительством его жизни. Наполненная судом и милостью, она стала образцом, посредством которого характер и воля живого Бога были явлены Израилю и остальным народам31. Если полное послушание Господу заветной милости - основной урок Писания, то никто в Ветхом Завете не преподал его лучше Иеремии.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Berridge, J.M. Prophets, People, and the Word ofYahweh. Zurich: 1970. (Рассматривает форму и содержание воззвания Иеремии.)

Blank, S.H. Jeremiah, Man and Prophet. Cincinnati: 1961.

Carroll, R.P. From Chaos to Covenant: Prophecy in the Book of Jeremiah. New York: 1981. (Принимает точку зрения, что Книга Иеремии была продуктом общества, а не принад­лежала одному пророку.)

28 Евр. yhwh fidqenu наводит на мысль об обыгрывании имени Седекии (евр. pidqiyahu). Новый царь Божий будет воплощать все, чем должен был быть Седекия, однако, не был.

29Это сочетание, без упоминания массианского царя, находится в 32.36-41.

30CM.J.G.S. S.Thomson, The WordoftheGadleremiah (London: 1959).

31 CM.B.S.Childs, Old Testament as Scripture, p.347: " Память о его воззвании была сохранена верующим обществом; богословские силы сознательно придали ему такую форму, чтобы оно служило свидетельством для будущего Израиля".

 

 

ИЕРЕМИЯ 393

Harrison, R.K. Jeremiah and Lamentations. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grove:

1973. Hobbs, T.R. " Some Remarks on the Composition and Structure of the Book of Jeremiah". CBQ 34

(1972): 257-275. (Четыре " комплекса преданий", работа одного богослова.) Holladay, W.L. Jeremiah: Spokesman Out of Time. Philadelphia: 1974. (Включает современные

приложения.)

Hyatt, J.P. Jeremiah, Prophet of Courage and Hope. Nashville: 1958. Thompson, J. Arthur. The Book of Jeremiah. NICOT. Grand Rapids: 1980. Weinfeld, M. " Jeremiah and the Spiritual Metamorphosis of Israel". ZAIVSS (1976): 17-56.


ГЛАВА 32. СОФОНИЯ И ИОИЛЬ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.