Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно- территориальное устройство






А дминистративно-территориальное устройство при­днестровских зон, занявшее несколько десятилетий после присоединения к России, несомненно, оказы­вало определенное влияние на социально-правовое положе­ние различных слоев, разрядов и сословий населения.

Политика царского правительства в этой сфере государ­ственных интересов сводилась главным образом к установ­лению единообразия органов управления местной и обще­российской систем. Однако в процессе унификации просле­живаются специфические черты, обусловленные погранич­ным положением региона (до 1812 г.), а также наследием в северной зоне административно-правовых устоев со вре­мен господства здесь магнатов Речи Посполитой. В южной зоне, на территории Очаковской земли (области), прилежа­щей к Черному морю, при административно-территориаль­ном делении правительственными инстанциями учитыва­лись стратегический и внешнеторговый факторы. Причем этот учет первоначально проводился синхронно в обеих зонах.

После второго раздела Польши в 1793 г. на присоеди­ненной к России территории были образованы три губер­нии: Минская, Брацлавская и Изяславская. В 1795 г. Изя- славская была разделена на две губернии - Волынскую и Подольскую. Приднестровская полоса Подольской губер­нии, где возникли Ямпольский, Ольгопольский и Балтский уезды, являлась, как известно, северной зоной Приднест­ровья, т. е. территорией, на которой с начала 90-х годов XVIII в. происходили сложные и важные социально-эко­
номические и политические процессы, прежде всего интеграция в общероссийскую государственную и информационную системы.

С 1796 г. очертания Подольской губернии изменяются вследствие учреждения Воз­несенского наместничества (губернии), к которому отходят Ольгопольский уезд и часть Балтского. Однако в августе 1797 г. наместничество было упразднено и значительная его территория включена во вновь образованную Новороссийскую губернию, а назван­ные уезды возвращены в состав Подольской губернии.

Следует подчеркнуть, что если Балта, ставшая важнейшим торговым пунктом на землях Правобережной Украины, вполне отвечала требованиям уездного админист­ративного центра, то Ольгополь был объявлен таковым без учета тяготения к нему окружающей территории, транспортных условий и его размеров. Его определили уезд­ным городом, руководствуясь административными, полицейскими и фискальными соображениями. Он почти не отличался от окружающих сел занятиями населения и имел куда меньшее хозяйственное значение, чем Балта или даже Каменка. Да и по своему облику Ольгополь был чисто «деревенским». В дальнейшем границы этой губернии не нарушались, и на протяжении всего XIX в. указанные уезды оставались в Подолии.

Отметим также, что в 1795-1797 гг. Балтский, Ольгопольский и Тираспольский уезды находились в границах одной губернии - Вознесенской. Позже они перешли к разным губерниям и генерал-губернаторствам и оказались в разных феодальных сис­темах: Балтский и Ольгопольский уезды - в «польской», крепостнической, а Тирасполь­ский - в «новороссийской», приближенной к фермерской системе хозяйства. Менее стабильным было административно-территориальное деление южной зоны Приднест­ровья, где часто менялись границы губерний и уездов.

В 1783 г. возникла Екатеринославская губерния, достаточно обширная по террито­рии и по числу уездов: в 1784 г. их насчитывалось 15. Ее границы изменялись в 1785, 1789, 1792, 1795, 1797, 1802 гг. В эту губернию в 1792 г. была включена так называе­мая Очаковская земля (область) - территория между Днестром, Бугом, Ягорлыком и Кодымой. А через год (по второму разделу Польши) к ней отошли участки из Киев­ской и Брацлавской губерний. С учреждением Вознесенского наместничества по указу сената 27 сентября 1795 г. в него включили бульшую часть Очаковской области (Ти­распольский уезд) и три уезда собственно Екатеринославской губернии с последующей передачей их Полтавскому и Миргородскому полкам.

С приходом к власти Павла I в стране проводится сокращение числа губерний. Из Екатеринославской и Вознесенской губерний и Таврической области образуется Ново­российская губерния, которая подразделяется на 12 уездов (туда же вошел Тирасполь- ский уезд).

При Александре I в октябре 1802 г. Новороссийская губерния также подверглась дроблению на три части - Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую губер­нии. Тираспольский и прилежащие к нему уезды входили тогда в Николаевскую губер­нию, которая в середине мая 1803 г. была переименована в Херсонскую (она состояла сначала из четырех уездов - Херсонского, Александрийского, Елисаветградского, Оль- виопольского, а с 1806 г. к ним прибавился пятый - Тираспольский).

Судьба Тираспольского уезда в административно-территориальном отношении до­статочно своеобразна и изменчива. После Ясского мира 1791 г. Очаковская область, согласно предписанию из Петербурга, подлежала размежеванию на четыре уезда. Не­посредственным исполнителем этого распоряжения стал екатеринославский губерна­тор В.В. Каховский. Однако в ходе практических дел первоначальный проект полнос­тью не реализовался, и бульшая часть «области» была включена в Тираспольский уезд, из которого в начале XIX в. выделилось два градоначальства - Одесское и Николаев­
ское, а затем два уезда - Одесский и Ананьевский. В течение 1825-1827 гг. был сфор­мирован Одесский уезд: от Тираспольского уезда к нему перешли 21 806 жителей и 578 325 дес. земли, а в Тираспольский включили 5 640 жителей и 268 840 дес. земли из соседнего Ольвиопольского уезда. Осенью 1834 г. Тираспольский уезд (990 тыс. дес.) снова был разделен, и примерно половина его территории стала основой вновь создан­ного Ананьевского уезда.

С середины 30-х годов XIX в. границы оставшейся части Тираспольского уезда не подвергались изменениям, и эта стабильность продолжалась до 20-х годов XX в. Та­ким образом, территория Приднестровья оказалась в двух губерниях - Подольской и Херсонской, а в следующей нисходящей ступени административного устройства - уезд­ной - она была разделена на четыре единицы. Мы ограничимся обзором только трех из них, исключая Ямпольский уезд, т. е. суживаем территорию приближенно к совре­менным пяти районам Приднестровья.

Подольская губерния с 1816 по 1820 г. вместе с Бессарабской областью вошла в особое губернаторство под управлением подольского военного губернатора, который занимал важный пост полномочного наместника Бессарабской области. С 1820 г. По­дольская губерния была подчинена непосредственно наместнику Царства Польского, а в 1831 г. включена в Киевское генерал-губернаторство (вместе с Киевской и Волын­ской губерниями). Херсонская губерния в 1828 г. вошла в Новороссийское генерал-гу­бернаторство (наряду с Екатеринославской и Таврической губерниями, а также Бесса­рабской областью), центром которого являлась Одесса. Эти два крупных администра­тивно-территориальных комплекса просуществовали несколько десятилетий.

Наиболее заметными администраторами высокого ранга, оставившими яркий след в истории приднестровского края, были Г. А. Потемкин, М.С. Воронцов и Д.Г. Бибиков.

Петербургский кабинет неуклонно придерживался политической централизации в административно-управленческом устройстве страны. Однако полного единообразия не было, так как на окраинах допускались некоторые отступления от общероссийской струк­туры, обусловленные местными особенностя­ми, вызванными государственной целесооб­разностью. К числу таких территорий отно­силось и Приднестровье.

Смена императоров - Екатерины II, Пав­ла I, Александра I, Николая I - и околопре­стольных вельмож не могла не сказаться на частых реорганизациях системы управления и территориальном размежевании. В частно­сти, в конце XVIII - начале XIX в. по воле этих лиц менялись границы губерний и уез­дов, а вместе с ними и структура админист­ративно-управленческих учреждений. К тому же это было время, когда в пределы Россий­ской Империи вошли территории, длитель­ный период находившиеся в составе султан­ской Турции и Речи Посполитой. Интеграция этих земель в общероссийскую экономичес­кую, политическую и административную си­стемы проходила в течение довольно дли­тельного периода при сохранении местной специфики. Императорские кабинеты прида­вали большое значение административно-по- Граф М.С. Воронцов
лицейским рычагам - держали их под соб­ственным наблюдением и непосредственно направляли деятельность губернаторов, пол­номочных наместников, министров, Государ­ственного совета, Сената и пр. К примеру, при Екатерине II практиковалось выделение из ведения Сената отдельных территорий стра­ны, управление которыми она временно по­ручала какому-нибудь избранному ею санов­нику - Г. Потемкину, П. Зубову, Т. Тутомли- ну. Он являлся ее соправителем, лично пред­ставлял ей доклады и высказывал свои сооб­ражения. Иногда Екатерина принимала до­вольно необычные решения: так, после По­темкина, еще до назначения Зубова, она сама стала генерал-губернатором Новороссии, куда входила южная зона Приднестровья.

В низовое звено административно-терри­ториального деления входили волости и сель­ские общества (общины) государственных крестьян. На землях северной зоны волости учреждались и юридически оформлялись лишь после указа Сената от 31 марта 1832 г. «Об учреждении управления казенных старостинских селений в губерниях, от Польши возвращенных». Затем, в начале 40-х годов, они вторично были реорганизованы по ре­форме П.Д. Киселева и в таком виде просуществовали до конца 60-х годов XIX в. Все казенные селения этой зоны были включены в Балтский округ государственных иму- ществ (9 сельских управлений Балтского и 3 управления Ольгопольского уезда), по­дотчетный Подольской палате государственных имуществ.

Южнее, в Тираспольском уезде (тогда в составе Новороссийской губернии), казен­ные селения были сгруппированы в волости еще в 1797 г., и с тех пор их численность не менялась до реформы 1866 г. До конца 30-х годов они входили в ведение губерн­ской казенной палаты (по хозяйственно-финансовым вопросам), но одновременно под­чинялись уездным и губернским полицейским и судебным инстанциям.

Реформа П.Д. Киселева обособила эту категорию сельского населения в правовом и административном отношении. С того времени действовал разветвленный механизм управления. Был учрежден Тираспольский округ государственных имуществ из соот­ветствующих селений Тираспольского и Одесского уездов. Его окружное управление подчинялось Херсонской палате государственных имуществ. Отметим, кстати, что уп­равления и в Балтском и в Тираспольском округах как бы накладывались на уездные административно-управленческие структуры (четырех уездов), что осложняло повсед­невную жизнь крестьян.

Платон Зубов

Высшей ступенью власти над казенной деревней стало Министерство государствен­ных имуществ, состоявшее из нескольких департаментов, основной опорой которых являлось многочисленное чиновничество разных рангов. Оно осуществляло админист­ративное регулирование, наблюдательно-контрольные функции и опеку («попечитель­ство») в масштабах всей страны. Непосредственно на местах эти задачи выполняли палаты, окружные управления, волостные и сельские правления. Кроме того, казен­ные селения подчинялись учреждениям Министерства внутренних дел и судам (уезд­ным и губернским палатам) по более важным делам (были и «свои» - волостные - суды).

Тяжелая двойная «опека» (по своей сути полицейская) сверху, отлаженный бюрок­ратический стиль деятельности и произвол администрации, бесконечные потоки инст­рукций и указаний «как жить» держали крестьян в состоянии постоянной тревоги. Более того, это не могло не привести к столкновению «попечительства» с традицион­ными общинными укладками. Крестьяне стояли за реализацию общинного миропоряд­ка, а власти требовали непременного законопослушания и в результате наталкивались на противодействие общин: последние часто не выдерживали натиска чиновничества, что обостряло социальные противоречия в округах «государственных имуществ». Осо­бенно яростно крестьяне выражали недовольство в связи с наступлением на их земель­ный фонд, на возрастание налогового гнета и расширение полицейского «попечитель­ства».

Своеобразной была система управления в колониях иностранных поселенцев (в левой части Приднестровья это селения немцев и болгар), размещенных на казенных землях. Для главного надзора за всеми колониями на территории Новороссии по указу от 6 апреля 1800 г. в Екатеринославе была учреждена особая «Контора опекунства но­вороссийских иностранных поселенцев», которая подчинялась ведомству «Экспедиции государственного хозяйства» (в Санкт-Петербурге).

Впоследствии, когда число колоний в губерниях Новороссийского края значитель­но возросло, названная контора была подчинена вновь учрежденному в 1818 г. «Попе­чительному комитету об иностранных поселенцах Южного края России» - для едино­образия и наибольшего порядка в управлении и «попечения о благосостоянии колони­стов». Некоторое время комитет находился в Херсоне. Ему были подотчетны местные конторы опекунства, в том числе Одесская, в ведение которой входили и все колонии южной зоны Приднестровья. Конторам подчинялись более дробные административно- территориальные единицы - окружные приказы (у немецких колоний был свой округ, у болгар - свой), в каждой колонии учреждались избираемые сельские правления и смот­рители.

Так было на казенных землях. А в немецком селении Антуанетовка, расположен­ном близ местечка Каменка Ольгопольского уезда - в пределах владений известного полководца князя П.Х. Витгенштейна, наряду со своими административной структурой и подотчетностью землевладельцу отмечались и некоторые черты общинного самоуп­равления. Это селение не включалось в многоярусную управленческую структуру, дей­ствовавшую в Балтском и Тираспольском округах.

В 1833 г. Попечительный комитет переместился в Одессу, где действовал до своего упразднения в 70-е годы. Высшей административной инстанцией, стоявшей над этой системой, являлось Министерство государственных имуществ (колонии подчинялись его Первому департаменту). В начале 70-х годов в результате реформы эта система была отменена.

Помещичьи селения и вообще сельская административная структура на частновла­дельческих землях (особенно в северной зоне) всецело находились в подчинении по­местной управленческой старшины и до 40-х годов обходились без волостных управ­лений.

Помимо названных управленческих структур крестьянам и горожанам приходилось считаться с действовавшими в Приднестровье многочисленными специфическими и со­словными административными и судебными учреждениями, обществами: церковными (обособленная церковная администрация местного епископата), военными, дворянски­ми, купеческими, жандармскими, городскими, земскими, мещанскими, медицинскими, народного просвещения (округа), лесными, путей сообщения (округа и дистанции) и др.

На особом положении всегда находилась военная администрация. Управлением и пополнением войск занимались специальные органы. В масштабе всей страны до на­чала XIX в. высшей инстанцией этой ветви власти являлась военная коллегия Сената, а затем, с 1802 г., - Военное министерство и Главный штаб. На территории провинций действовали 10 инспекций, в том числе Днестровская. Рекрутскими делами (а населе­ние Приднестровья отбывало эту повинность) до 70-х годов ведали специальный де­партамент Главного штаба и его ячейки на местах; жители этого региона отбывали рекрутчину только с середины второго десятилетия XIX в.

С осуществлением в начале 70-х годов военных реформ реорганизации подверг­лось и военно-территориальное деление страны: упразднены инспекции, созданы во­енные округа. Бульшая часть Приднестровья была включена в Одесский округ, штаб которого командовал дислоцированными в нем войсками и ведал делами по исполне­нию воинской повинности.

Таким образом, в административно-территориальном отношении Приднестровье оказалось разобщенным по разным губерниям, генерал-губернаторствам, ведомствен­ным округам и т. п. Оно тяготело к четырем центрам: Киеву, Каменцу-Подольскому, Херсону и Одессе. В пореформенный период относительно крупные формирования - генерал-губернаторства - были упразднены, исчезли некоторые специфические систе­мы и появились новые, но погубернская дробность в управленческой иерархии сохра­нилась на многие десятилетия. Функционировала слаженная громоздкая администра­тивно-территориальная структура с ее многоступенчатой иерархией и запутанными от­ношениями соподчинения. Одновременно происходил процесс ее унификации в преде­лах двух губерний - Херсонской и Подольской. Ликвидация границы по рекам Ягор- лык и Кодыма способствовала сближению Северного и Южного Приднестровья. Это­му последующему сближению не мешала система губерний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.