Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народные движения






Народные движения в Приднестровье, в основном в северной его части, не утиха­ли на протяжении почти всего XVII и весь XVIII в. Причин этому было много. Исто­рик П.Н. Батюшков писал, что «...забужане и поднестряне, самый бойкий и отважный народ в Южной Руси, отличались расположенностью к буйству и неповиновению». Жизнь в пограничной полосе из-за постоянной угрозы войны или вторжения была от­нюдь не из легких и вырабатывала у населения особые качества, прежде всего способ­ность к сопротивлению. Кроме того, процесс дальнейшей феодализации, и особенно распространение крепостного права, провоцировал непрекращающиеся народные вы­ступления, сотрясавшие этот регион долгие десятилетия. Укрепление позиций униат­ства и католичества также встречало упорное сопротивление народных масс. Из века в век приходили сюда разного рода пришельцы - татары и ногайцы, турки и поляки, которые навязывали чуждые жителям Приднестровья привычки, требовали послуша­ния и покорности, грабили, насиловали, убивали. Население Приднестровья хотело жить по собственным законам и обычаям, поэтому не могло не отстаивать свои права на веру, труд и свободу.

Карловицкий мир, положивший конец польско-турецкой войне, изменил границы, но не установил в этом районе внутреннего мира и спокойствия. Наоборот, вскоре по­следовали новые и весьма значительные народные выступления как реакция на дей­ствия польской администрации и церкви. Польское правительство решило ударить в первую очередь по костяку народного сопротивления - местным казацким воинским формированиям. Летом 1699 г. постановлением Варшавского сейма предписывалось в двухнедельный срок ликвидировать казацкие полки в Киевском и Брацлавском воевод­ствах. Польскими войсками были захвачены города Брацлав, Винница и др. В по­дольские имения стали возвращаться магнаты и шляхта.

Местное население в очередной раз оказало мощное сопротивление. Движение воз­главили опытные предводители казачества: Самойло Самусь, который в 1693­1699 гг. был наказным атаманом Правобережной Украины, полковники Семен Палий (Гурко), Захар Искра, а также выходец из Молдавии Андрей Абазин. В 90-е годы XVII в. ему подчинялись прилегавшие к Днестру местности, которые были заселены украинскими казаками и молдавскими переселенцами, также ставшими казаками. В
этих районах - от Могилева до Ягорлыка - размещался Подольский казачий полк, при­знававший власть гетмана С. Самуся.

Вначале внутренняя война вспыхнула вдали от Приднестровья. Польская армия ре­шила нанести удар по г. Фастову, где находил­ся фастовский полк под командованием Се­мена Палия, но потерпела поражение и вы­нуждена была временно ослабить свой на­тиск. Эта победа способствовала расшире­нию народного сопротивления польским за­воевателям и реализации планов повстанцев по присоединению Подолии и Киевщины к России. Центром военных действий стал Фа- стов, а предводителем восставших - Семен Палий. В 1702 г. здесь состоялось совеща­ние казацких полковников С. Палия, С. Са­муся, 3. Искры и присоединившихся к ним представителей крестьянства. Было принято решение о дальнейшем усилении борьбы против польских властей и полном освобож­дении региона от их господства. Восстание, охватившее практически все Днепровско- Днестровское междуречье, которое входило в систему польского государства, распростра­нилось на Подолию, Брацлавщину, Киевщину, Волынь. Примечательно, что летом 1702 г. повстанцы приняли присягу России, чем засвидетельствовали свои истинные намерения.

Наряду с центром восстания, находившемся в Фастове, возникло еще несколько очагов - в Подолии и на Брацлавщине, - игравших весьма заметную роль. Важно под­черкнуть, что казацкий полк в Приднестровье, возглавляемый Андреем Абазиным, на­ладил довольно тесные контакты с главными силами повстанцев, которыми руководи­ли С. Палий, С. Самусь и 3. Искра. Кроме того, силы восставших подкреплялись вы­ступлениями крестьян, развернувшимися по всему региону. В самом Приднестровье из­вестны восстания крестьян и мещан в районах Ягорлыка, Рашкова, Каменки. В По­дольском, Брацлавском, Киевском, Волынском воеводствах начали создаваться шляхет­ские ополчения. В свою очередь предводители казаков решили перейти от обороны к наступлению - в начале сентября 1702 г. повстанцы осадили хорошо укрепленную кре­пость Белая Церковь. 7 сентября Самусь напоминает восставшим приднестровцам о присяге, которую дали украинцы России, и предлагает выйти на помощь основным войскам, осаждавшим Белую Церковь.

Польский гусар

Однако объединить силы приднестровцев с главными частями повстанцев понача­лу не удалось: польские власти послали карательную экспедицию на Буг и разделили район восстания на две части. Прекрасно понимая тактику польских военачальников, С. Палий, продолжая руководить осадой Белой Церкви, в начале октября направил в Приднестровье двухтысячный отряд. С помощью немировских жителей он овладел кре­постью Немиров, занимавшей важное стратегическое положение, и городом. Другие части восставших захватили Бердичев. Именно здесь, под Бердичевом, к главным си­лам повстанцев присоединился четырехтысячный отряд приднестровцев. Объединив­шиеся войска подошли к Белой Церкви, осада которой продолжалась более двух меся­
цев - со 2 сентября по 10 ноября 1702 г. Пос­ле того, как Белая Церковь пала, сюда пере­местился главный штаб повстанцев.

Больших успехов добились восставшие и в Подолии, захватив города Могилев, Жва- нец, Бар и др. В начале 1703 г. трехтысячный отряд Ф. Шпака, контролировавший значи­тельную часть Подолии, подошел к Каменец- Подольской крепости. Однако повстанцы, не успев объединить свои разрозненные силы, были разбиты в январе 1703 г. 15-тысячным польским войском. В руки поляков попали такие подольские города, как Бар, Винница, Летичев. Возобновились расправы над по­встанцами и мирными жителями. В Северной Подолии, возле Староконстантинова, Самусь со своим войском попытался остановить польские отряды, но потерпел поражение. В феврале 1703 г. восстание в Подолии было потоплено в крови.

Южнее, в Брацлавском воеводстве, сопро­тивление польским войскам попытался орга­низовать Андрей Абазин. Оборона Немирова не увенчалась для него успехом и восставшие, спустившись к Брацлаву, а затем ниже по Южному Бугу, подошли к Ладыжину. Со сво­им двухтысячным отрядом Абазин вступил в бой, но также был разгромлен противником. Тяжело раненный, он попал в плен и был казнен. Некоторым повстанцам удалось вырваться из окружения и переправиться в Мол­давское княжество.

Победители жестоко расправлялись со всеми, кто в той или иной степени был при- частен к восстанию. Усилился гнет крестьян, увеличилось число повинностей, отменя­лись льготы, что порождало новые выступления как в Подолии, так и на Брацлавщи- не. Кроме того, крестьян этих воеводств воодушевляли подвиги приднестровцев. По­встанческие отряды Палия, Самуся, Искры по-прежнему контролировали Белую Цер­ковь и ряд других городов-крепостей. Некоторое время они получали поддержку Рос­сии, откуда им даже высылалось жалованье.

В июле 1704 г. повстанцам вновь удалось освободить Немиров, что дало толчок новому общему восстанию в Брацлавском и Подольском воеводствах. Ф. Шпак сумел собрать отряд численностью около тысячи человек. Провозгласив себя полковником Вой­ска Запорожского, он тем самым подчеркивал свою тесную связь с Россией. Неожи­данно для всех в июле 1704 г. по приказу гетмана Мазепы арестовали С. Палия, обви­нив его в предательстве, и сослали в Сибирь. И только спустя некоторое время, когда Мазепа уже не скрывал своей измены, Палий был освобожден и в звании белоцерков- ского полковника участвовал в Полтавском сражении 1709 г.

Совместные силы мазеповцев и шляхты захватили центры восставших, прежде всего Белую Церковь, но это не остановило народные выступления. И. Тригук, бежав­ший в 1703 г. в Молдавию, а весной 1705 г. возвратившийся в Подолию, возглавил присоединившихся к нему повстанцев. Новые восстания охватили Подолию и Брацлав- щину, но магнатско-шляхетские силы вновь их подавили. По-прежнему отрядам С. Са-
муся, 3. Искры, А. Танского удавалось кон­тролировать часть территорий по левому бе­регу Днестра. Их поддерживали русские ча­сти, предпринявшие в июне 1705 г. поход в районы Правобережной Украины во время Северной войны.

Неудачный Прутский поход вынудил Пет­ра I, по условиям трактата с Турцией, усту­пить Правобережную Украину Польше, что привело к новому массовому переселению ук­раинцев и молдаван на левый берег Днепра. Восстания начала XVIII в. ознаменовали со­вместное боевое содружество православных народов против общего врага. И хотя они потерпели поражение, волнения и мятежи еще долгое время периодически вспыхивали в этом регионе.

Очередной подъем народных выступле­ний связан с так называемым гайдамацким движением. Поначалу гайдамаки составляли небольшие отряды народных мстителей, ко­торые пополнялись за счет крестьян, горо­жан, а также беглецов из России, Молдавии и других стран. В 30-е годы XVIII в. гайда­мацкое движение резко усиливается. Толчком этому послужило вступление на территорию Польши российских войск в конце 1733 г. в поддержку короля Августа III. Кроме того, пронесся слух, что русские войска собираются присоединить Правобережную Украину к России. Это известие подтверждалось еще и тем фактом, что в русскую армию стали брать целые отряды казаков. Один из таких отрядов возглавил сотник надворных ка­заков Верлан, который летом 1734 г. в Брацлавском воеводстве поднял крестьянское восстание. Повстанцы, избрав Верлана наказным полковником надворных казаков, двинулись из Шаргорода в Умань, где приняли присягу на верность Августу III в при­сутствии его союзников - представителей российской армии. Под Кременцом они на­несли поражение польской армии, овладели Бродами, а затем Жванцем и Збаржем.

В Брацлавском воеводстве восставших возглавил Матвей Грива - запорожский ка­зак, которому удалось захватить винницкую крепость. Успешно действовали повстан­ческие отряды под командованием Григория Медведя, Мартына Моторного и др. 1734­1735 гг. характеризуются успешным развитием гайдамацкого движения в Подолии и на Брацлавщине. Однако польские части, получившие поддержку царских войск, вы­нудили отряд Верлана переправиться в Молдавию. Покинули Брацлавщину и другие повстанческие отряды, которые, как правило, находили убежище в Запорожье.

Весной 1736 г. восстания вновь охватили весьма обширный регион, в том числе Подолию. Несмотря на постоянный натиск польских войск, волнения продолжались до 1738 г., распространившись по всей территории Приднестровья, в частности в районе Рашкова, вплоть до Могилева. Лишь к концу 1738 г. гайдамацкое движение затихает, но лишь на время.

На протяжении всего периода 40-х годов отдельные отряды гайдамаков продолжа­ют вести партизанскую войну. Например, отряд Игната Голого действовал в непосред­ственной близости от Приднестровья, недалеко от Немирова. Новая волна гайдамац­
ких выступлений в Подолии приходится на осень 1747 г., и уже через год восставшие контролировали довольно значительный район Подолии, а в декабре 1749 г. разгро­мили польский гарнизон в Умани. В августе 1750 г. гайдамакам удалось ворваться в винницкую крепость и даже захватить городскую канцелярию. Они громили магнат­ские и шляхетские имения, поджигали католические костелы и униатские церкви, ока­зывали активное сопротивление регулярным польским войскам. Только за несколько месяцев 1750 г. на Брацлавщине были разгромлены имения в 27 городах и 111 селах.

Главный очаг гайдамацкого движения находился на юге Брацлавщины и Киевщи- ны. В гайдамацких отрядах сражались повстанцы разных национальностей: молдав­ские и украинские крестьяне и казаки, беглые русские крепостные и солдаты, белорус­ская беднота. Складывался многонациональный блок православных против польских католиков и униатов. Например, в Брацлавском воеводстве крестьяне составляли ка­зацкие полки, главным ядром которых были волошские и казацкие надворные мили­ции. Гайдамацкое движение, распространившееся и на Левобережную Украину, стало вызывать все большее беспокойство царских властей.

В этих условиях наладился союз между российским и польским правительством в борьбе против повстанцев как в Польше, так и на территории России. С августа

1750 г. русским и польским войскам удалось провести несколько успешных операций, и к концу года основные гайдамацкие силы были разгромлены. Разрозненные отряды восставших переместились на территорию России, в частности на левый берег Днеп­ра, многие бежали в Молдавское княжество. Однако сохранившиеся небольшие гайда­мацкие отряды продолжали вести партизанскую войну против засилья польских маг­натов и шляхты.

Оживление гайдамацких выступлений стало ощутимым уже во второй половине

1751 г. - это была реакция на систему репрессий, установленную магнатско-шляхет- скими силами во всем Днепровско-Днестровском междуречье, в том числе и в Подо­лии. Борьба велась прежде всего против карательных команд, которые расправлялись не только с гайдамаками, но и с мирным крестьянским населением. К середине столе­тия действия гайдамацких отрядов вновь ослабевают, но в конце 50-х годов возобнов­ляются с новой силой. В этот период наиболее активную деятельность развернули гай­дамаки Уманщины и Богуславщины, а в начале 60-х - отряды в Брацлавском и Киев­ском воеводствах. В конце 1761 г. повстанцы, возглавляемые Яковом Письменным, раз­громили польский гарнизон в Гайсине - одном из городов Брацлавщины. Военные дей­ствия не ослабевали и в других местах региона.

Барская конфедерация, созданная в 1768 г. в подольском городе Баре, предприняла новый натиск на городские и сельские низы православного населения края. Это выз­вало ответную реакцию местных жителей - новое мощное крестьянское восстание, из­вестное под названием Колиивщины. Движение охватило Брацлавское воеводство, а также юго-восточные поветы Подольского и Киевского воеводств, где было сосредото­чено немалое число крестьян, уже участвовавших в выступлениях гайдамаков и обла­давших определенным боевым опытом. В некоторой степени их действия активизиро­вались в связи со вступлением русских войск, которые вели борьбу против конфеде­ратов.

Новое восстание, начавшееся весной 1768 г. на Киевщине, возглавили запорожские казаки под предводительством М.И. Железняка и его сподвижника И. Гонты. Повстан­ческое войско направилось на запад в сторону Подолии и Брацлавщины. В начале июня отряд подошел к хорошо укрепленной крепости в предместье Умани, возле которой повстанческие отряды трансформировались в организованную армию. Умань была взята. Позже от этой армии отделилось несколько повстанческих отрядов, действовав­ших в различных районах Днепровско-Днестровского междуречья, один из которых в

Предводители казацкого восстания И. Гонта и М. Железняк

 

Подолии возглавил Никита Москаль, бывший русский солдат. Кроме того, в Брацлав- ское воеводство из уманского лагеря переправился гайдамацкий отряд во главе с В. Шило. Его задача заключалась в том, чтобы остановить продвижение крымских татар, заключивших союз с конфедератами. Как и раньше, повстанческие отряды были многонациональными: в них входили украинцы, русские, молдаване, белорусы и даже поляки.

Но и в этот раз царское правительство отдало приказ русским частям, находившимся на Украине, расправиться с повстанцами. Предводители восстания были арестованы. Железняка как русского подданного сослали в Сибирь, а Гонту передали в руки польских властей, которые казнили его в с. Сербы, что близ Каменца-Подольского, где действо­вал специальный шляхетский суд, осуществлявший расправу над повстанцами.

Летом 1768 г. Колиивщина была разгромлена. Однако полностью уничтожить не­покорных опять не удалось. Новая волна антифеодальных выступлений была вызвана крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Среди украинского населения распространился слух о том, что вместе с Пугачевым сражается и Максим Железняк, которого к этому времени, по некоторым данным, уже не было в живых - он, по-видимому, скончался в Сибири. Распространялись и другие слухи, например о том, что сын Гонты якобы начал формировать новый отряд гайдамаков.

Повстанческое движение XVIII столетия затрагивало в основном северную часть Приднестровья, однако находило отклик и южнее р. Ягорлык. В районе Балты отряды мятежников нанесли поражение татарам. Задолго до этого в пределы Приднестровья часто наведывались повстанцы во главе с Ф. Шпаком. Таким образом, продолжалась давняя запорожская традиция: приходившие на эти территории казацкие отряды при­влекали на свою сторону местное население. Пополнялись ряды казаков и южнее р. Ягорлык, многие переходили в Подолию и включались в борьбу против магнатов и шляхты.

Перемещение запорожцев в Очаковскую область продолжалось и позже. После уп­разднения в 1775 г. Новой сечи значительная часть запорожцев обосновалась в преде­лах Османской империи, некоторые поселились на р. Тилигул. В эти районы перебра­лись и другие казаки - выходцы из России, что также явилось результатом народного протеста, вызванного недовольством политикой царских властей и отдельных помещи­ков. В 80-е годы произошли волнения среди бугских казаков, большую часть которых составляли молдаване, выступавшие против попыток Потемкина обратить их в крепо­стных крестьян. Спасаясь бегством, бугские казаки разместились в нескольких при­днестровских селах - Спее, Тее и Токмазее. Это была довольно значительная их миг­рация, предшествовавшая поселению сюда черноморцев. По имеющимся сведениям, еще к концу 50-х годов здесь нашли убежище молдаване-казаки, не захотевшие ми­риться с жестким режимом, который ввел во вверенном ему округе предводитель фор­мирований зарубежных выходцев Хорват.

Народные движения XVIII в. сближали едиными целями людей разных националь­ностей, способствовали созданию духа взаимопонимания и взаимовыручки, столь ха­рактерных для обосновавшихся в этом регионе переселенцев, и оказывали большое влияние на культуру народа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.