Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия, ее экономическая природа, причины возникновения. Ценовая дискриминация. Регулирование монополии.




Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, либо группе лиц или государству.

Характеризуется следующими допущениями:

1. отсутствие совершенных заменителей

2. отсутствие свободы входа на рынок

а) наличие патента на продукцию или технологии у предприятия монополиста

б) существование правительственных лицензий, КВОТ или высоких пошлин на импорт товара

в) контроль монополистом источников поступления, необходимого сырья и других специализированных ресурсов.

г) наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика.

д) высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

3. одному продавцу противостоит большое число покупателей

4. совершенная информированность.

Причины возникновения монополии:

1. чистая монополия возникает там, где существует только один продавец, и отсутствуют все реальные альтернативы – нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален. В этом случае фирма получает реальную власть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее изменяя количество.

2. монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или уходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

Классификация монополий:

1. с учетом степени охвата экономики:

а) чистая монополия – в масштабе одной отрасли.

б) абсолютная монополия – в масштабе национального хозяйства.

2. в зависимости от характера и причин возникновения:

а) естественная монополия

б) легальная монополия – образуется на законном основании (защищенная от конкуренции). К ним относятся патентная система, авторское право и торговые знаки.

в) искусственная монополия – объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод, которые преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм, применяют более крупный капитал, дающий большой эффект роста от масштаба производства, «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Виды искусственной монополии: картель – это объединение нескольких предприятий одной отрасли, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукт производства, а создаваемые изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте в общем объеме выпуска продукции, продажных ценах, распределении рынков и другое; синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, где собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору; трест - монополия, в которой создается совместная собственная группа предприятий на средства производства готовой продукции; концерн – союз формально независимых предприятий (обычно разных отраслей промышленности), в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.



Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различие в ценах необусловлено различием в издержках производства.

Смысл проведения ценовой дискриминации – состоит в стремлении монополиста присвоит себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени.

При ценовой дискриминации первой степени монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Такой вид дискриминации на практике используется редко, так как для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и точно знать какова максимальная цена, которую каждый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара.

Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большого количества товаров, потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Очень часто проведение данной ценовой дискриминации выступает в виде различных ценовых скидок.



Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает упрощенно говоря «дорогой» (увеличение выручки за повышения цены) и «дешевый» (увеличение выручки за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам) рынки.

Цель антимонопольной политики:

1. обеспечение эффективности производства и распределение ресурсов в экономике;

2. предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов, т.е. такие ситуации, которые рассматриваются как нарушение общественного благосостояния.

3. помощь одним группам экономических агентов за счет других.

Типы действий, которые в антимонопольной политике считаются незаконными:

1. фиксирование продажных цен: явное или тайное.

2. ограничение покупки: запрет заказчиком покупать какой-либо товар в другом месте и в у другого продавца, по другой цене в другом объеме, чем установленной фирмой продавцом.

3. ограничение продаж

4. связанные продажи

5. недобросовестная реклама

6. недобросовестная маркировка

7. вертикальное или горизонтальное ограничение конкуренции.

Методы государственного регулирования:

1. сравнение последствий функционирования регулируемых и нерегулируемых фирм рынка.

2. использование вариаций степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке в одной и той же отрасли.

3. контролируемые эксперименты.

4. моделирование поведений фирм рынка с разными условиями функционирования.

4. Государственное регулирование рынка и цен: цели, задачи, формы и методы воздействия.

Важнейшим звеном совокупной экономики является конкурентный рынок. Однако существует немало проблем , порожденных функционированием рынка, которые требуют государственного вмешательства в решение экономических проблем.

Целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности, равенства и стабильности экономического и социального развития общества. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто желает и может работать. Это предполагает и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности, потребителей и продавцов на рынке, для того , чтобы они имели свободу выбора. Весьма важна и социальная поддержка со стороны государства малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетных семей и других категорий населения.

Достижение целей хозяйственной жизни страны реализуется через функции государства. Эти функции довольно многообращны, но наиболее существенными являются:

¨ разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке;

¨ определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий;

¨ реализация социальных ценностей, поскольку любые наши законы, результаты хозяйственной деятельности имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание нации;

¨ регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализация социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять рынка, иначе оно превращается в администрирование;

¨ Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего экологических.

В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, имеет место система государственного предпринимательства, значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия.

Прямое воздействие – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению.

· Финансовая поддержка (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

· Антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью, а также ликвидация уже существующих монополий и т.п.

Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаеиые решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику соответствии с экономическими целями государства.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование.Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций, налоговая система становиться все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль при этом играет система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Основные направления государственного регулирования экономики.

1. фискальная политика.Любое государство проводит ту или иную фискальную политику, т.к для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. При недостаче частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения.

Фискальная политика является сильным инструментом в борьбе с цикличными явлениями. Ее цель – сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение.

2. Кредитно- денежная политика –это совокупность мероприятий по регулированию хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Кредитно-денежная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная эмиссия), либо их сдерживание и ограничение.

Кредитно-денежная политика реализуется Центральным Банком РФ.

3. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.Государственное регулирование внешнеэкономических отношений осуществляется по всем формам этих отношений, но особенно заметно во внешней торговле и в валютной сфере.

Рыночный спрос и его эластичность. Факторы, влияющие на эластичность. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность. Практическое значение теории эластичности. Анализ реакции рынка на изменение ситуации.

Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена на этот товар, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремиться заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Кроме цены на спрос оказывает влияние ряд неценовых факторов, таких как, вкусы и предпочтения потребителей; изменение цен на товары- заменители; потребительские ожидания относительно будущих цен на товар или будущих доходов; сезонность; и т.д.

В качестве основного показателя, характеризующего реакцию спроса на изменение цены, используют эластичность спроса по цене или ценовую эластичность. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q , то коэффициент ценовой эластичности спроса Ер равен:

Ер = DQ/D Р., где

Q- Изменение величины спроса, %; Р- изменение цены, %.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности является для всех товаров отрицательной величиной (если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот).Для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса >1, то мы имеем дело с относительно эластичным товаром, т.е. изменение цены приведет к большому количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса <1, то спрос относительно неэластичен, т.е. изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности = 1 говорят о единичной эластичности, т.е. изменение цены приведет к такому же количественному изменению величины спроса.

На эластичность спроса оказывают влияние ряд факторов:

¨ наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

¨ Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Такая тенденция изменения эластичности объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

¨ Значимость того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Кроме ценовой эластичности существуют также эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на данный товар изменение цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение.

Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции. Производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы.

Эластичность спроса по доходу – измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителя. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших ( когда реакция обратная).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал