Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки совершенной конкуренции.




Конкурентоспособность – способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого товара, тем более конкурентным считается рынок. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению к друг другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого – либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует предложение данного товара.

Поскольку на рыночную структуру оказывают влияние много факторов, то теоретически рыночных структур может быть большое количество. Однако многие экономисты считают возможность упростить анализ, полагая, что рыночную структуру определяют три основных фактора:

¨ количество фирм в отрасли

¨ производят ли фирмы отрасли однотипные или разнородные товары

¨ сколь сложно иным фирмам войти в отрасль

С учетом этих трех факторов выделяют две рыночные структуры:

¨ совершенная (чистая) конкуренция

¨ несовершенная конкуренция

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции,т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

¨ множеством покупателей и продавцов

¨ высокой мобильностью факторов производства

¨ отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или входа из него

¨ однородностью (стандартностью) продаваемой продукции

¨ равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией.Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

¨ чистая монополия,когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги

¨ олигополия,когда в отрасли существует небольшое число фирм

¨ монополистическая конкуренция,которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.



В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию , анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни.

В условиях совершенной конкуренции цена спроса представлена для фирмы как заданная величина. Причем фирма может (или считает, что может) продать по той цене любое количество товара.

Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене.

Если цена меньше средних переменных издержек, то фирма вообще не будет выпускать товар.

Если цена выше средних переменных издержек, хотя и ниже средних общих издержек, фирма все же будет выпускать товар. Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных издержек в рассматриваемом непродолжительном периоде и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных издержек.



В более продолжительном периоде такое положение, конечно, невозможно, и некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Очевидно, до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, этот процесс будет продолжаться.

Очевидно, дальнейший рост цены приведет для оставшихся фирм к превышению цены над средними издержками и к получению этими фирмами некоторой экономической прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм, что приведет к росту предложения и снижению цены товара, после чего прибыль фирм в отрасли будет снижаться. Процесс входа новых фирм прекратится, когда цена будет только покрывать издержки. Т.е. в условиях совершенной конкуренции вход и выход фирм в отрасль определяет в длительном периоде равенство цены величине средних издержек: Цена = предельная выручка = предельные издержки = общие издержки нулевая прибыль.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал