Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение и прогнозирование потребительского спроса.






Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату - т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей - то происходит сдерживание желаний и соглашение на меньшее, чем хотелось бы.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.

Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

При рыночном подходе начальным пунктом любой предпринимательской деятельности является тщательное изучение и прогнозирование потребительского спроса.

Однако конечная цель проводимых исследований не исчерпывается констатацией фактически сложившейся ситуации и выявлением причинно-следственных связей на конкретном рынке товаров и услуг. Конъюнктурный анализ должен завершаться прогнозом дальнейшего развития спроса. Любой прогноз на предвидение будущего опирается на информацию, полученную в прошлом.

Прогнозы, особенно в нестабильных условиях, должны разрабатываться на основе сценарного подхода. Последний предполагает набор сценариев от пессимистического до оптимистического, исходя из различных вариантов изменения условий в заданных рамках достоверности. При многовариантности прогноза может быть поставлена несколько иная цель: разработать определенные ориентиры развития спроса, которые нужно достичь к определенному сроку. В этом случае прогноз представляет своеобразную ожидаемую траекторию развития.

Существуют различные приемы и методы прогнозирования потребительского спроса:

Ø имитационные - вместо реальных данных используются построения, созданные по специальной программе с помощью ЭВМ;

Ø аналоговые - в качестве прогноза рассматриваются благоприятные показатели рыночной ситуации в каком-либо регионе или стране;

Ø методы экстраполяции - распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее (в настоящее время сфера их применения очень ограничена из-за постоянно меняющейся экономической обстановки);

Ø нормативные или рационализированные прогнозные расчеты, основанные на рациональных рекомендуемых нормах потребления продуктов питания или технических нормах (для средств производства);

Ø методы статистического моделирования (парные и многофакторные уравнения регрессии);

Ø прогнозирование по коэффициентам эластичности.

В практической деятельности при прогнозировании потребительского спроса по отдельным видам продуктов и услуг должны использоваться различные типы моделей, наиболее соответствующие закономерностям развития данного рынка. Состав и уровень спроса зависит также от многих факторов, как экономических (уровень производства, денежных доходов отдельных групп населения, цен), так и естественных (демографический состав населения, размер и состав семей, привычки, традиции, уровень культуры, природно-климатические условия). Экономические факторы наиболее мобильны, особенно распределение населения по уровню доходов, естественные факторы (за исключением демографического состава населения) меняются сравнительно медленно и в течение небольшого периода (до 3–5 лет) не оказывают влияния на спрос. Поэтому в текущих и перспективных прогнозах спроса все естественные факторы целесообразно учитывать обобщенно, введя фактор времени.

Среди известных моделей прогнозирования покупательского спроса наиболее часто встречаются конструктивные (нормативные) модели. В их основе лежат уравнения бюджета населения, т. е. такие уравнения, которые выражают очевидное равенство общего денежного дохода и суммы произведений количества каждого потребленного товара на его цену. Эти модели, называемые моделями бюджетов потребителей, играют важную роль во всех странах. Одной из таких моделей является прожиточный минимум. Крайне низкая его величина в нашей стране обусловлена критической ситуацией в экономике и недостатком многих видов ресурсов, в том числе и денежных доходов. Будущая работа в этом направлении - разработка системы потребительских бюджетов: рациональных, среднего достатка, высокого достатка. Структурные модели спроса являются одним из основных видов экономико-математических моделей прогнозирования и строятся, исходя из того, что для каждой группы населения по статистическим бюджетным данным может быть рассчитана присущая ей экономическая структура потребления. При этом предполагается, что на изучаемом отрезке времени заметные изменения претерпевают лишь доход, а цены, размер семьи и прочие факторы принимаются неизменными. Изменение дохода, например, его рост, можно рассматривать как перемещение определенного количества семей из низших групп в высшие и наоборот. В частности, широко распространены компаративные (сравнительные) структурные модели, в которых сопоставляется структура спроса данного исследуемого объекта и некоторого аналогового объекта. Аналогом считается регион или группа населения с оптимальными потребительскими характеристиками.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.