Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пресс-служба Президента РФ в системе массовой коммуникации






Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR-структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером[32]. Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня - это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного уровня.

Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является PR-структура, обеспечивающая деятельность Президента РФ.

Президента Российской Федерации можно рассматривать как отдельную государственную структуру, которой, соответственно, требуется грамотная сплоченная команда для полноценной реализации конституционных полномочий[33]. Такой командой является Администрация Президента РФ, утвержденная Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.

Пресс-служба является отделом в Администрации Президента РФ. Управление пресс-службы и информации выполняет функции, которые для коммуникатора являются важнейшими в аспекте массовой коммуникации (работа со средствами массовой информации).

Рассмотрим пресс-службу Президента РФ подробнее. Можно выделить несколько отделов[34]:

Управление пресс-службы и информации Президента РФ;

Пресс-секретарь Президента РФ;

Департамент аккредитации и брифингов Управление пресс-службы и информации Президента РФ.

Каждый из вышеперечисленных отделов и соответствующих руководителей имеют четко регламентированные задачи и функции:

Управление пресс-службы и информации Президента РФ. Основными задачами Управления являются:

обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной информационной политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений;

предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;

оперативное информирование Президента Российской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об откликах на них в средствах массовой информации;

организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом;

организация и обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации со средствами массовой информации.

Основными функциями Управления являются:

Определение коммуникационной политики и контроль над ее исполнением:

участие в подготовке и проведении государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом в целях их освещения в средствах массовой информации;

координация работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти, а также должностных лиц указанных органов, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации, по освещению ими деятельности Президента Российской Федерации;

подготовка совместно с Управлением Президента Российской Федерации по внутренней политике предложений Руководителю Администрации Президента Российской Федерации о взаимодействии со средствами массовой информации, об информационной поддержке мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации;

обеспечение выступлений Президента Российской Федерации в средствах массовой информации;

участие в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

формирование через средства массовой информации объективного общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации;

Распространение информации:

доведение в пределах своей компетенции до сведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и средств массовой информации основных направлений государственной информационной политики, определяемых Президентом Российской Федерации;

- подготовка совместно с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации различных материалов для средств массовой информации о деятельности главы государства и проводимой им политике;

- организация пресс-конференций, интервью, других встреч Президента Российской Федерации с представителями средств массовой информации;

- приглашение представителей средств массовой информации для освещения мероприятий с участием главы государства;

- распространение сообщений пресс-службы Президента Российской Федерации для средств массовой информации;

- организация и проведение брифингов по различным вопросам деятельности Президента Российской Федерации;

- взаимодействие с российскими и иностранными средствами массовой информации, а также с журналистами в целях объективного и в полном объеме освещения деятельности Президента Российской Федерации;

Сбор и обработка информации:

- мониторинг российских и зарубежных средств массовой информации;

- сбор и анализ в пределах своей компетенции информации об основных событиях общественно-политического и социально-экономического характера в целях подготовки соответствующих докладов Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;

- участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

- подготовка для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации обзоров публикаций и сообщений в средствах массовой информации, а также справок и аналитических материалов;

- мониторинг информационного поля в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в стране и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;

Обеспечение обратной связи:

- организация и обеспечение интернет - представительства Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации в международной компьютерной сети «Интернет»[35].

Пресс-секретарь Президента - первый помощник Президента для обеспечения реализации информационной политики главы государства. Функции пресс-секретаря Президента несколько уже, чем Отдела Управления пресс-службы и информации Президента РФ. А главной функцией пресс-секретаря является определение коммуникационной политики и контроль над ее исполнением:

- осуществляет организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам информационной политики;

- осуществляет общее руководство деятельностью Управления пресс-службы и информации Президента Российской Федерации;

-обеспечивает совместно с заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощником Президента Российской Федерации взаимодействие Администрации Президента Российской Федерации со средствами массовой информации;

-координирует работу пресс-служб федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по освещению деятельности Президента Российской Федерации;

-утверждает должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации[36].

И последний отдел (Департамент аккредитации и брифингов), в свою очередь, занимается организацией брифингов и аккредитацией журналистов.

Источник информации является важнейшим элементом, которому важно донести нужную информацию до аудитории. Коммуникатор - связующее звено между двумя участниками коммуникации. В политической жизни объекты (как отдельная личность (например, Президент, депутат), так и группа лиц (например, партия)) или события социальной действительности (деятельность Президента РФ) создают информационный повод. В качестве источника информации в политической сфере выступает пресс-служба. СМИ выступают в качестве канала-коммуникатора, который непосредственно «доставляет» информацию адресату. С помощью «конечной» продукции рекламируется политический имидж, пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и пути их решения.

Особенностью современной массовой коммуникации является возможность обратной реакции аудитории. Это могут быть непосредственно письма и обращения к Президенту РФ от граждан или группы лиц. Аудитория может быть инициатором журналистского расследования, своего рода «заказчиком» социального расследования. А журналист, в свою очередь, делает запрос в пресс-службу Президента или, в крайнем случае, лично к Президенту. Сам Президент взаимодействует 1) с пресс-службой, устраивая различные собрания; 2) со средствами массовой информации (общения с журналистами, пресс-конференции и так далее); 3) с аудиторией (это уже ставшие традиционными общение граждан с президентом в прямом эфире).

Таким образом, всю информацию, с которой приходится иметь дело пресс-службе, можно разделить на:

входящую (получаемую);

исходящую (направляемую);

внутреннюю (ту, которая производится и потребляется самой службой).

К входящей информации относятся:

материалы средств массовой коммуникации, различных информационных агентств, информационных каналов и тому подобное;

данные для компьютерных программ аналитической обработки информации;

документы, материалы, инструкции, нормативные акты, распоряжения Президента РФ.

К исходящей информации относятся:

обзоры прессы, различных информационных каналов, контент-анализ прессы;

материалы для прессы и информационных агентств - пресс-релизы, ньюз-релизы, ответы на публикации, опровержения, сообщения, заявления, интервью, статьи, как для газет, так и для электронных средств массовой информации, включая Интернет;

устные сообщения, распространяемые среди общественности;

аналитические, информационные и другие материалы для руководства;

аналитические, информационные и другие материалы для других подразделений;

К внутренней информации относятся:

содержимое баз данных по всем средствам массовой информации, информационным каналам;

содержание баз данных по VIP-персонам и знаменательным событиям;

результаты социологических исследований, опросов населения.

Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: «кто контролирует СМИ - тот управляет миром». Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ[37].

На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:

Аудио- и видеозапись. Пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний СФ и ГД, Правительства РФ и его Президиума. Журналисты СМИ имеют право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий, при этом ссылка на соответствующую пресс-службу не требуется.

Обязательные программы. Государственные федеральные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм не менее, чем по одному общероссийскому телеканалу и радио каналу, не позднее, чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий: обращений и заявлений Президента РФ, СФ и ГД, Правительства, вступление в должность Президента, открытие первых заседаний СФ, ГД, нового Правительства.

Информационные программы. Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в обязательном порядке определенные законом сообщения о решениях и действиях, событиях. Должно сопровождаться видеорядом, если позволяет техническая подготовка.

Информационно-просветительские программы. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы СФ и ГД, их комиссий и комитетов.

Иные программы. При формировании программной политики СМИ должны предусматривать и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.

Реклама. Программы о деятельности федеральных органов не могут прерываться рекламными материалами и сообщениями.

Тот факт, что взаимоотношения органов федерального уровня предусматривает бесплатное распространение общественно значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общественности решений и действий. Если бы отношения строились на коммерческой основе, то это привело бы к поиску дополнительных внебюджетных источников, отразилось бы на объективности передаваемой информации или привело бы к отсутствию или недостаточному информационному обеспечению общегосударственных событий и решений.

Основными отличиями государственных органов федерального уровня являются наличие обязательных для распространения радио и теле - программ, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы. Зачастую выделенных бесплатных ресурсов оказывается недостаточно для проведения полноценной информационной политики. В связи с этим федеральные органы начинают использовать PR-технологии для информирования общественности, которые позволяет не затрачивать финансы для того, чтобы осветилось в СМИ то или иное событие. Главным критерием становится увеличение привлекательности события для общественности, что, несомненно, в лучшую сторону изменяет качество распространяемой информации.

Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR-отделов в органах государственного управления стало возможным из-за внутренней потребности организаций проводить активную информационную политику. Регулируя отношения с внешней средой, пресс-служба и приспосабливается к внешним условиям, и регулирует взаимоотношения со структурами, находящимися вне данной организации.

Резюме

Рассмотрев основные принципы работы пресс-служб государственных органов, характеристики и функции пресс-службы Президента РФ в системе массовых коммуникаций, можно резюмировать выполнение работы пресс-служб на основе модели массовой коммуникации, где источник информации представляет собой важный элемент. Коммуникатор - связующее звено между участниками коммуникации. В политической жизни субъекты - отдельная личность (Президент, депутат), группа индивидов (партия, организация) или события социальной действительности (например, деятельность Президента РФ) создают информационный повод. В качестве источника информации выступает пресс-служба. СМИ выступают в качестве канала - коммуникатора, который «доставляет» информацию адресату - реципиенту. С помощью «итоговой» продукции продвигается, рекламируется политический имидж, пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и предлагаются способы их решения. Особенностью современной массовой коммуникации является возможность обратной реакция аудитории - граждан. Это могут быть письма, обращения к Президенту РФ от граждан или группы лиц. Аудитория – граждане - могут быть инициаторами журналистских расследований и т.п. Журналисты могут делать запрос в пресс-службу Президента. Президент взаимодействует с пресс-службой на различных собраниях; со средствами массовой информации, встречается с журналистами; с аудиторией, что может представлять собой общение граждан с Президентом в прямом эфире.

Пресс-служба выполняет очень важную роль. Президент РФ - глава государства - является ключевой фигурой в стране, поэтому он постоянно находится в огромном информационном потоке. Для Президента необходимо получать информацию и реагировать на нее. В данном случае пресс-служба является так называемым «информационным фильтром». Вся информация, направляемая гражданами лично Президенту, а также различного плана публикации в обработанном виде «отправляются» главе государства. Определенные вопросы находятся в рамках компетенции самой пресс-службы. Соответственно, пресс-служба Президента может отвечать на полученные запросы, а также направлять их в соответствующие органы.

Заключение

В данной работе рассмотрены понятия массовой коммуникации, пресс-службы в государственной сфере, проанализированы функции пресс-службы Президента РФ.

Мы проанализировали работу пресс-службы в аспекте массовой коммуникации, описали реализацию массовой коммуникации в рамках работы пресс-служб, включая специфику пресс-службы Президента. Планирование взаимодействий со СМИ является важнейшей частью деятельности государственных служб. А такая важнейшая государственная структура как Аппарат Президента Российской Федерации не может не взаимодействовать со средствами массовой информации.

Пресс-служба является важным связующим звеном между Президентом РФ, который в системе массовой коммуникации может выполнять роль субъекта или события социальной действительности и средствами массовой информации, которые являются каналами коммуникации, «подают» нужную информацию аудитории - гражданам. Пресс-служба Президента - главный источник информации для средств массовой информации.

Выполняя положенные ей функции, пресс-служба помогает Президенту РФ должным образом и в полной мере реализовывать свои конституционные полномочия в области государственной информационной политики, а также быть в курсе сложившейся информационной обстановки. Пресс-служба организует и обеспечивает взаимодействие Президента, как со средствами массовой информации, так и с отдельно взятыми гражданами, что, в свою очередь, обеспечивает благоприятное существование всех систем общества.

Литература

 

1. Адлер. Наука жить. – М., 1997.

2.Актуальные проблемы теории и практики связей с общественностью. Ухта: Ухт. гос. техн. ун-т, 2004.

3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ, 2003.

4.Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2002.

5.Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора, М., 2005.

6.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления, М: Омега-Л, 2004.

7.Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации \\Социологические исследования, 2005. №1.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. 1989.

9. Блэк С. Паблик рилейшнз. - М.: Сирин, 2002., - 202с.

10. Блэк Сэм, Паблик рилейшнз. Что это такое?, М.: Новости, 1990.

11. Валовая М.Д. Виртуальный мир системы власти // Государственная служба 2001. №3.

12.Варакута С.А., Егоров Ю.К. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. – М., Дело, 2006. – 552 с.

13. Варакута С.А., Егоров Ю.Н.; Связи с общественностью; М.; 2003.

14. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М. 2001.

15. Галумов Э. Имидж против имиджа.- М.: Изд-во «Известия», 2005.- 552с.

16. Гермогенова Л.Ю. PR в России. Практика и рекомендации. - М. 2005.

17. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.

18. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2003.

19. Государственная PR-служба [Электронный ресурс]: https://www.public relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/

20. Демин В., Пак Т., Организация работы пресс-служб - международные стандарты, Алматы: ОФ «Орден защиты свободной журналистики «FORPOST», 2005.

21. Доскова И.С. PublicRelations: Теория и практика-М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004.

22. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: СПб.: Питер, 2005.

23. Жантикеев С.К. Политика государства по регулированию взаимодействия государственных органов с общественностью. - Астана, 2004.

24.Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса: теория и практика. М. ФЭП. 2001.

25.Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. - Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.

26.Коновченко С.В. Общество-СМИ - власть. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001.

27. Королько В.Г., Основы паблик рилейшнз, М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2001.

28. Костров А. В. Основы информационного менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2001.

29.Коханов Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности. - «РИП-холдинг» - М., 2004.

30. Кочеткова А. PR- планирование в государственной сфере// Пресс-служба, №8, 2007.- с.40-48

31. Лазутин В.В. «Роль PR в государственной системе». Журнал «Советник». №7 2004.

32. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социологические исследования, №4, Апрель 2008.

33.Мартынов Л.М. Система основных принципов информационного ме-неджмента: Научно-методическое пособие. - М.: Компания Спутник+, 2004. - 96 с.

34.Мартынов Л.М. Методология управления организациями в информационно-коммуникационной среде. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003. – 180 с.

35. Миронов А.С. Раздувай и властвуй: технологии современной «мягкой» пропаганды. М.: Добросвет, 2001.

36. Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие. Изд-во ТПУ, Томск. 2007.

37. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. - Киев: Дакор, 2002.

38.Науменко Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация // Вестник Моск. унив-та, сер. Политологии, науки. - 2004, N25.

39.Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003.

40.Основы теории коммуникации. Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2006.

41.Павенкова М.В. Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика \\Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.3, вып. 1.

42. Почепцов Г.Г.; Пиар для профессионалов; М., 2002.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. — М.: ФБК_Пресс, 1999.

43. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М., 2002.

Рогов Е.И. Психология общения.- М., Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 336 с.

44. Радовель М.Р. Теория коммуникативно-диалоговых отношений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 140 с.

45. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти, СПб: Издат. Михайлова В.А., 2006.

46. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу. Н. Новгород. 1998.

47.Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997.

48.Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Под общей редакцией В.С. Комаровского М. 2001.

49.Скуба Р.В., Лунева М.И. Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы // Электронный журнал ВлГУ. - 2007. - №18 [Электронный ресурс]: https://journal.vlsu.ru/index.php? id=122

50. Соколов А.В.Социальные коммуникации. Ч.1. – М.: ИПО Профиздат, 2001.

51. Тарашвили. Е. Связи с общественностью в государственных структурах. М., 2007.

52. Татаринова Г. Управление общественными отношениями. - СПб.: Питер, 2004.

53. Трунов, А.А. Технологии «Паблик рилейшнз» в процессе формирования общественного мнения в современной России: монография. - Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2005.

54. Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. М.: МАКС-пресс, 2001.

55. Федотова Л. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2001.

56. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. —СПб.: Питер, 2000.

57. Чумиков А.Н. Связи с общественностью, Издательство «ДЕЛО», М. 2000.

58. Чумиков А. Н. «Связи с общественностью». М, «Дело», 2005.

59. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография - М: РАГС, 2004.

60. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-медиа: Русич, 2002.

61. Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления. - СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2006.

62. Энциклопедия Public Relations. – Изд-во «Альпина бизнес-бук». - 496 с.

63. Конституция Российской Федерации, М. 2003.

64.«Доступность официальной информации. Принципы-стандарты», - ОБСЕ, Артикль 19, апрель, 2003г.

65.«Ответственная пресс-служба. Взгляд изнутри», - Государственный департамент США, Маргарет Х. Салливан.

66.«Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ», - ОБСЕ, БДИПЧ, октябрь, 2003г.

67.https://www.adilsoz.kz/

68. https://www.adilsoz.kz/

69.https://www.freepress.ru

70.https://www.freepress.ru

71.https://zakon.kz

72.https://zakon.kz

73.https://www.image-contact.ru (консалтинговая группа «ИМИДЖ-КОНТАКТ»)

74.https://www.kremlin.ru (сайт Администрации Президента России)

75.https://www.nlr.ru/lawcenter/ires/twitter_accounts_rf.htm (сайт российской национальной библиотеки)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.