Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Пресс-служба Президента РФ в системе массовой коммуникации






    Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR-структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером[32]. Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня - это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного уровня.

    Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является PR-структура, обеспечивающая деятельность Президента РФ.

    Президента Российской Федерации можно рассматривать как отдельную государственную структуру, которой, соответственно, требуется грамотная сплоченная команда для полноценной реализации конституционных полномочий[33]. Такой командой является Администрация Президента РФ, утвержденная Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.

    Пресс-служба является отделом в Администрации Президента РФ. Управление пресс-службы и информации выполняет функции, которые для коммуникатора являются важнейшими в аспекте массовой коммуникации (работа со средствами массовой информации).

    Рассмотрим пресс-службу Президента РФ подробнее. Можно выделить несколько отделов[34]:

    Управление пресс-службы и информации Президента РФ;

    Пресс-секретарь Президента РФ;

    Департамент аккредитации и брифингов Управление пресс-службы и информации Президента РФ.

    Каждый из вышеперечисленных отделов и соответствующих руководителей имеют четко регламентированные задачи и функции:

    Управление пресс-службы и информации Президента РФ. Основными задачами Управления являются:

    обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий в области государственной информационной политики;

    подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам государственной информационной политики, формирования российского информационного пространства, а также участие по поручению Президента Российской Федерации в реализации указанных предложений;

    предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента Российской Федерации, об издаваемых им актах, о заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием;

    оперативное информирование Президента Российской Федерации о позиции средств массовой информации по поводу решений и выступлений главы государства, об откликах на них в средствах массовой информации;

    организация информационного обеспечения государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом;

    организация и обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации со средствами массовой информации.

    Основными функциями Управления являются:

    Определение коммуникационной политики и контроль над ее исполнением:

    участие в подготовке и проведении государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, а также других мероприятий с участием главы государства в Российской Федерации и за рубежом в целях их освещения в средствах массовой информации;

    координация работы пресс-служб федеральных органов исполнительной власти, а также должностных лиц указанных органов, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации, по освещению ими деятельности Президента Российской Федерации;

    подготовка совместно с Управлением Президента Российской Федерации по внутренней политике предложений Руководителю Администрации Президента Российской Федерации о взаимодействии со средствами массовой информации, об информационной поддержке мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации;

    обеспечение выступлений Президента Российской Федерации в средствах массовой информации;

    участие в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

    формирование через средства массовой информации объективного общественного мнения о деятельности Президента Российской Федерации;

    Распространение информации:

    доведение в пределах своей компетенции до сведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и средств массовой информации основных направлений государственной информационной политики, определяемых Президентом Российской Федерации;

    - подготовка совместно с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации различных материалов для средств массовой информации о деятельности главы государства и проводимой им политике;

    - организация пресс-конференций, интервью, других встреч Президента Российской Федерации с представителями средств массовой информации;

    - приглашение представителей средств массовой информации для освещения мероприятий с участием главы государства;

    - распространение сообщений пресс-службы Президента Российской Федерации для средств массовой информации;

    - организация и проведение брифингов по различным вопросам деятельности Президента Российской Федерации;

    - взаимодействие с российскими и иностранными средствами массовой информации, а также с журналистами в целях объективного и в полном объеме освещения деятельности Президента Российской Федерации;

    Сбор и обработка информации:

    - мониторинг российских и зарубежных средств массовой информации;

    - сбор и анализ в пределах своей компетенции информации об основных событиях общественно-политического и социально-экономического характера в целях подготовки соответствующих докладов Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;

    - участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

    - подготовка для Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации обзоров публикаций и сообщений в средствах массовой информации, а также справок и аналитических материалов;

    - мониторинг информационного поля в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в стране и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации;

    Обеспечение обратной связи:

    - организация и обеспечение интернет - представительства Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации в международной компьютерной сети «Интернет»[35].

    Пресс-секретарь Президента - первый помощник Президента для обеспечения реализации информационной политики главы государства. Функции пресс-секретаря Президента несколько уже, чем Отдела Управления пресс-службы и информации Президента РФ. А главной функцией пресс-секретаря является определение коммуникационной политики и контроль над ее исполнением:

    - осуществляет организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по вопросам информационной политики;

    - осуществляет общее руководство деятельностью Управления пресс-службы и информации Президента Российской Федерации;

    -обеспечивает совместно с заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощником Президента Российской Федерации взаимодействие Администрации Президента Российской Федерации со средствами массовой информации;

    -координирует работу пресс-служб федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по освещению деятельности Президента Российской Федерации;

    -утверждает должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации[36].

    И последний отдел (Департамент аккредитации и брифингов), в свою очередь, занимается организацией брифингов и аккредитацией журналистов.

    Источник информации является важнейшим элементом, которому важно донести нужную информацию до аудитории. Коммуникатор - связующее звено между двумя участниками коммуникации. В политической жизни объекты (как отдельная личность (например, Президент, депутат), так и группа лиц (например, партия)) или события социальной действительности (деятельность Президента РФ) создают информационный повод. В качестве источника информации в политической сфере выступает пресс-служба. СМИ выступают в качестве канала-коммуникатора, который непосредственно «доставляет» информацию адресату. С помощью «конечной» продукции рекламируется политический имидж, пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и пути их решения.

    Особенностью современной массовой коммуникации является возможность обратной реакции аудитории. Это могут быть непосредственно письма и обращения к Президенту РФ от граждан или группы лиц. Аудитория может быть инициатором журналистского расследования, своего рода «заказчиком» социального расследования. А журналист, в свою очередь, делает запрос в пресс-службу Президента или, в крайнем случае, лично к Президенту. Сам Президент взаимодействует 1) с пресс-службой, устраивая различные собрания; 2) со средствами массовой информации (общения с журналистами, пресс-конференции и так далее); 3) с аудиторией (это уже ставшие традиционными общение граждан с президентом в прямом эфире).

    Таким образом, всю информацию, с которой приходится иметь дело пресс-службе, можно разделить на:

    входящую (получаемую);

    исходящую (направляемую);

    внутреннюю (ту, которая производится и потребляется самой службой).

    К входящей информации относятся:

    материалы средств массовой коммуникации, различных информационных агентств, информационных каналов и тому подобное;

    данные для компьютерных программ аналитической обработки информации;

    документы, материалы, инструкции, нормативные акты, распоряжения Президента РФ.

    К исходящей информации относятся:

    обзоры прессы, различных информационных каналов, контент-анализ прессы;

    материалы для прессы и информационных агентств - пресс-релизы, ньюз-релизы, ответы на публикации, опровержения, сообщения, заявления, интервью, статьи, как для газет, так и для электронных средств массовой информации, включая Интернет;

    устные сообщения, распространяемые среди общественности;

    аналитические, информационные и другие материалы для руководства;

    аналитические, информационные и другие материалы для других подразделений;

    К внутренней информации относятся:

    содержимое баз данных по всем средствам массовой информации, информационным каналам;

    содержание баз данных по VIP-персонам и знаменательным событиям;

    результаты социологических исследований, опросов населения.

    Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: «кто контролирует СМИ - тот управляет миром». Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ[37].

    На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:

    Аудио- и видеозапись. Пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний СФ и ГД, Правительства РФ и его Президиума. Журналисты СМИ имеют право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий, при этом ссылка на соответствующую пресс-службу не требуется.

    Обязательные программы. Государственные федеральные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм не менее, чем по одному общероссийскому телеканалу и радио каналу, не позднее, чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий: обращений и заявлений Президента РФ, СФ и ГД, Правительства, вступление в должность Президента, открытие первых заседаний СФ, ГД, нового Правительства.

    Информационные программы. Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в обязательном порядке определенные законом сообщения о решениях и действиях, событиях. Должно сопровождаться видеорядом, если позволяет техническая подготовка.

    Информационно-просветительские программы. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы СФ и ГД, их комиссий и комитетов.

    Иные программы. При формировании программной политики СМИ должны предусматривать и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.

    Реклама. Программы о деятельности федеральных органов не могут прерываться рекламными материалами и сообщениями.

    Тот факт, что взаимоотношения органов федерального уровня предусматривает бесплатное распространение общественно значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общественности решений и действий. Если бы отношения строились на коммерческой основе, то это привело бы к поиску дополнительных внебюджетных источников, отразилось бы на объективности передаваемой информации или привело бы к отсутствию или недостаточному информационному обеспечению общегосударственных событий и решений.

    Основными отличиями государственных органов федерального уровня являются наличие обязательных для распространения радио и теле - программ, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы. Зачастую выделенных бесплатных ресурсов оказывается недостаточно для проведения полноценной информационной политики. В связи с этим федеральные органы начинают использовать PR-технологии для информирования общественности, которые позволяет не затрачивать финансы для того, чтобы осветилось в СМИ то или иное событие. Главным критерием становится увеличение привлекательности события для общественности, что, несомненно, в лучшую сторону изменяет качество распространяемой информации.

    Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR-отделов в органах государственного управления стало возможным из-за внутренней потребности организаций проводить активную информационную политику. Регулируя отношения с внешней средой, пресс-служба и приспосабливается к внешним условиям, и регулирует взаимоотношения со структурами, находящимися вне данной организации.

    Резюме

    Рассмотрев основные принципы работы пресс-служб государственных органов, характеристики и функции пресс-службы Президента РФ в системе массовых коммуникаций, можно резюмировать выполнение работы пресс-служб на основе модели массовой коммуникации, где источник информации представляет собой важный элемент. Коммуникатор - связующее звено между участниками коммуникации. В политической жизни субъекты - отдельная личность (Президент, депутат), группа индивидов (партия, организация) или события социальной действительности (например, деятельность Президента РФ) создают информационный повод. В качестве источника информации выступает пресс-служба. СМИ выступают в качестве канала - коммуникатора, который «доставляет» информацию адресату - реципиенту. С помощью «итоговой» продукции продвигается, рекламируется политический имидж, пропагандируются идеи государственного устройства, анализируются социальные проблемы и предлагаются способы их решения. Особенностью современной массовой коммуникации является возможность обратной реакция аудитории - граждан. Это могут быть письма, обращения к Президенту РФ от граждан или группы лиц. Аудитория – граждане - могут быть инициаторами журналистских расследований и т.п. Журналисты могут делать запрос в пресс-службу Президента. Президент взаимодействует с пресс-службой на различных собраниях; со средствами массовой информации, встречается с журналистами; с аудиторией, что может представлять собой общение граждан с Президентом в прямом эфире.

    Пресс-служба выполняет очень важную роль. Президент РФ - глава государства - является ключевой фигурой в стране, поэтому он постоянно находится в огромном информационном потоке. Для Президента необходимо получать информацию и реагировать на нее. В данном случае пресс-служба является так называемым «информационным фильтром». Вся информация, направляемая гражданами лично Президенту, а также различного плана публикации в обработанном виде «отправляются» главе государства. Определенные вопросы находятся в рамках компетенции самой пресс-службы. Соответственно, пресс-служба Президента может отвечать на полученные запросы, а также направлять их в соответствующие органы.

    Заключение

    В данной работе рассмотрены понятия массовой коммуникации, пресс-службы в государственной сфере, проанализированы функции пресс-службы Президента РФ.

    Мы проанализировали работу пресс-службы в аспекте массовой коммуникации, описали реализацию массовой коммуникации в рамках работы пресс-служб, включая специфику пресс-службы Президента. Планирование взаимодействий со СМИ является важнейшей частью деятельности государственных служб. А такая важнейшая государственная структура как Аппарат Президента Российской Федерации не может не взаимодействовать со средствами массовой информации.

    Пресс-служба является важным связующим звеном между Президентом РФ, который в системе массовой коммуникации может выполнять роль субъекта или события социальной действительности и средствами массовой информации, которые являются каналами коммуникации, «подают» нужную информацию аудитории - гражданам. Пресс-служба Президента - главный источник информации для средств массовой информации.

    Выполняя положенные ей функции, пресс-служба помогает Президенту РФ должным образом и в полной мере реализовывать свои конституционные полномочия в области государственной информационной политики, а также быть в курсе сложившейся информационной обстановки. Пресс-служба организует и обеспечивает взаимодействие Президента, как со средствами массовой информации, так и с отдельно взятыми гражданами, что, в свою очередь, обеспечивает благоприятное существование всех систем общества.

    Литература

     

    1. Адлер. Наука жить. – М., 1997.

    2.Актуальные проблемы теории и практики связей с общественностью. Ухта: Ухт. гос. техн. ун-т, 2004.

    3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ, 2003.

    4.Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2002.

    5.Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора, М., 2005.

    6.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления, М: Омега-Л, 2004.

    7.Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации \\Социологические исследования, 2005. №1.

    8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. 1989.

    9. Блэк С. Паблик рилейшнз. - М.: Сирин, 2002., - 202с.

    10. Блэк Сэм, Паблик рилейшнз. Что это такое?, М.: Новости, 1990.

    11. Валовая М.Д. Виртуальный мир системы власти // Государственная служба 2001. №3.

    12.Варакута С.А., Егоров Ю.К. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. – М., Дело, 2006. – 552 с.

    13. Варакута С.А., Егоров Ю.Н.; Связи с общественностью; М.; 2003.

    14. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М. 2001.

    15. Галумов Э. Имидж против имиджа.- М.: Изд-во «Известия», 2005.- 552с.

    16. Гермогенова Л.Ю. PR в России. Практика и рекомендации. - М. 2005.

    17. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.

    18. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2003.

    19. Государственная PR-служба [Электронный ресурс]: https://www.public relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/

    20. Демин В., Пак Т., Организация работы пресс-служб - международные стандарты, Алматы: ОФ «Орден защиты свободной журналистики «FORPOST», 2005.

    21. Доскова И.С. PublicRelations: Теория и практика-М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004.

    22. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: СПб.: Питер, 2005.

    23. Жантикеев С.К. Политика государства по регулированию взаимодействия государственных органов с общественностью. - Астана, 2004.

    24.Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса: теория и практика. М. ФЭП. 2001.

    25.Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. - Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.

    26.Коновченко С.В. Общество-СМИ - власть. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001.

    27. Королько В.Г., Основы паблик рилейшнз, М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2001.

    28. Костров А. В. Основы информационного менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2001.

    29.Коханов Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности. - «РИП-холдинг» - М., 2004.

    30. Кочеткова А. PR- планирование в государственной сфере// Пресс-служба, №8, 2007.- с.40-48

    31. Лазутин В.В. «Роль PR в государственной системе». Журнал «Советник». №7 2004.

    32. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социологические исследования, №4, Апрель 2008.

    33.Мартынов Л.М. Система основных принципов информационного ме-неджмента: Научно-методическое пособие. - М.: Компания Спутник+, 2004. - 96 с.

    34.Мартынов Л.М. Методология управления организациями в информационно-коммуникационной среде. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003. – 180 с.

    35. Миронов А.С. Раздувай и властвуй: технологии современной «мягкой» пропаганды. М.: Добросвет, 2001.

    36. Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие. Изд-во ТПУ, Томск. 2007.

    37. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. - Киев: Дакор, 2002.

    38.Науменко Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация // Вестник Моск. унив-та, сер. Политологии, науки. - 2004, N25.

    39.Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003.

    40.Основы теории коммуникации. Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2006.

    41.Павенкова М.В. Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика \\Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.3, вып. 1.

    42. Почепцов Г.Г.; Пиар для профессионалов; М., 2002.

    Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. — М.: ФБК_Пресс, 1999.

    43. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М., 2002.

    Рогов Е.И. Психология общения.- М., Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 336 с.

    44. Радовель М.Р. Теория коммуникативно-диалоговых отношений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 140 с.

    45. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти, СПб: Издат. Михайлова В.А., 2006.

    46. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу. Н. Новгород. 1998.

    47.Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997.

    48.Связи с общественностью в политике и государственном управлении. Под общей редакцией В.С. Комаровского М. 2001.

    49.Скуба Р.В., Лунева М.И. Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы // Электронный журнал ВлГУ. - 2007. - №18 [Электронный ресурс]: https://journal.vlsu.ru/index.php? id=122

    50. Соколов А.В.Социальные коммуникации. Ч.1. – М.: ИПО Профиздат, 2001.

    51. Тарашвили. Е. Связи с общественностью в государственных структурах. М., 2007.

    52. Татаринова Г. Управление общественными отношениями. - СПб.: Питер, 2004.

    53. Трунов, А.А. Технологии «Паблик рилейшнз» в процессе формирования общественного мнения в современной России: монография. - Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 2005.

    54. Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. М.: МАКС-пресс, 2001.

    55. Федотова Л. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2001.

    56. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. —СПб.: Питер, 2000.

    57. Чумиков А.Н. Связи с общественностью, Издательство «ДЕЛО», М. 2000.

    58. Чумиков А. Н. «Связи с общественностью». М, «Дело», 2005.

    59. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография - М: РАГС, 2004.

    60. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-медиа: Русич, 2002.

    61. Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления. - СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2006.

    62. Энциклопедия Public Relations. – Изд-во «Альпина бизнес-бук». - 496 с.

    63. Конституция Российской Федерации, М. 2003.

    64.«Доступность официальной информации. Принципы-стандарты», - ОБСЕ, Артикль 19, апрель, 2003г.

    65.«Ответственная пресс-служба. Взгляд изнутри», - Государственный департамент США, Маргарет Х. Салливан.

    66.«Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ», - ОБСЕ, БДИПЧ, октябрь, 2003г.

    67.https://www.adilsoz.kz/

    68. https://www.adilsoz.kz/

    69.https://www.freepress.ru

    70.https://www.freepress.ru

    71.https://zakon.kz

    72.https://zakon.kz

    73.https://www.image-contact.ru (консалтинговая группа «ИМИДЖ-КОНТАКТ»)

    74.https://www.kremlin.ru (сайт Администрации Президента России)

    75.https://www.nlr.ru/lawcenter/ires/twitter_accounts_rf.htm (сайт российской национальной библиотеки)

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.