Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы работы пресс-служб государственных органов






В работе пресс-служб государственных органов можно выделить следующие принципы[29]:

Принцип открытости власти перед обществом – обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений. Это один из основных принципов, должен быть соблюдён, так как журналисты, систематически сталкиваются с невозможностью получить интересующую информацию.

Принцип равенства – обеспечение равного права на информацию для всех СМИ. Следует особо отметить, что равное право на получение информации закреплено в Конституции РФ и должно неукоснительно соблюдаться. Деятельность пресс-служб при предоставлении информации руководствуется установленными нормами права. Граждане имеют право, одного из видов реализации общего принципа свободы информации, на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Принцип социальной ориентации – обеспечение приоритета при осуществлении государственной поддержки информационным проектам социальной направленности. Данный принцип наиболее актуален для работы государственных пресс-служб, которые должны придавать особое значение для освещения посредством СМИ проектов имеющих большое социальное значение, осуществляемых правительством. Например, строительство коммунального жилья.

Принцип законности – формирование системы, обеспечивающей политическую и идеологическую свободу мысли и слова, независимость средств массовой информации. Все необходимые для этого нормы закреплены в действующем законодательстве РФ (Конституция РФ, Закон о СМИ и др.).

Принцип системности – информационная политика опирается на принцип системности в отношениях администрации со всеми СМИ. В данном случае подразумевается регулярное проведение встреч с руководителями СМИ, где все совместно обсуждаются интересующие вопросы, проблемы

Так же хотелось бы привести некоторые принципы, соответствующие функциям пресс-служб, основанные на общепринятых и внутригосударственных законах и стандартах, включая правоприменительную практику. Они являются продуктом продолжительного процесса изучения, анализа и консультаций под наблюдением и руководством Всемирной организации Статья (АРТИКЛЬ) 19, имеющего большой опыт и работающего с организациями-партнёрами во многих странах мира.

Общепринятые международные принципы работы пресс-служб государственных органов, в соответствии с трактовкой Статьи (АРТИКЛЬ) 19:

Принцип 1. Максимальная открытость

Законодательство о свободе информации должно базироваться на принципе максимальной открытости.

Принцип максимальной открытости устанавливает презумпцию того, что вся информация, имеющаяся у государственных органов, должна быть открыта, и от этой презумпции можно отступить только в очень ограниченных случаях. Данный принцип лежит в основе всей концепции свободы информации.

Государственные органы и организации обязаны предоставлять информацию, и каждый член общества должен иметь корреспондирующее право получать информацию. Каждый, находящийся на территории страны, должен пользоваться этим правом. Для реализации этого права человек не должен обосновывать необходимость получения той или иной информации. Там, где государственные власти отказывают в доступе к информации, они обязаны мотивировать отказ на каждом этапе доступа к информации под угрозой ответственности за невыполнение этой обязанности. Иными словами, власти должны продемонстрировать, что информация, в предоставлении которой они отказывают, входит в перечень информации с ограниченным доступом.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 " О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

· в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

· в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

· в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Преамбула данного Указа в качестве основных его целей называет:

· расширение реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления;

· обеспечение свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Неотъемлемой составляющей принципа свободы информации о деятельности госорганов (организаций, должностных лиц) является право граждан получать через СМИ оперативную информацию об этой деятельности.

Важным моментом является и то, что право граждан на получение информации выражается в возможности оперативно получать из сообщений и материалов СМИ не только информацию позитивного характера. Граждане имеют право, прежде всего, на достоверную информацию (какой бы она ни была, положительной или нет) об интересующих их событиях и фактах.

Принцип 2. Обязанность опубликования

Государственные органы должны быть обязаны публиковать информацию, представляющую особенную важность. Свобода информации подразумевает не только то, что государственные органы предоставляют информацию в ответ на запрос, но и то, что они сами публикуют и широко распространяют документы, представляющие особый общественный интерес, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей. Вид информации, которая должна быть опубликована, зависит от специфики государственного органа, обладающего ею.

Государственные органы, как минимум, должны публиковать следующие категории информации:

· оперативную информацию о том, как государственный орган работает, включая стоимость предоставляемых им услуг, его цели, результаты аудиторских проверок, стандарты, достигнутые результаты и так далее, особенно, если государственный орган оказывает непосредственные услуги общественности;

· информацию по любым запросам, жалобам и другим действиям, которые члены общества могут предпринять в отношении государственных органов;

· сведения о возможных формах участия представителей общественности в принятии решений в области политики и законотворчества;

· перечень информации, которой владеет орган и в каких формах информация содержится;

· содержание любого решения государственного органа и его намерений, которые могут отразиться на общественности, а так же причины и подготовительный материал, имевший значение при принятии решения.

Принцип 3. Пропаганда прозрачности деятельности правительства

Государственные органы должны активно содействовать прозрачности и открытости деятельности правительства.

Если общество хочет реализовать цели, устанавливаемые информационным законодательством, необходимо информировать членов общества об их правах, а так же пропагандировать открытость деятельности правительства. Опыт разных стран показывает, что бездеятельность государственных служащих может подорвать реализацию даже самого прогрессивного законодательства. Следовательно, деятельность по пропаганде открытости является необходимым компонентом свободы информации. В разных странах эта деятельность будет различной, и будет зависеть от таких факторов, как система организации государственной службы, основные ограничения свободы и открытости информации, уровень грамотности, степень информированности общественности. Закон должен требовать привлечения достаточных ресурсов и соответствующего снимания для реализации целей законодательства.

Принцип 4. Исчерпывающий перечень исключений из принципа открытости информации

Исключения должны быть чётко и ясно обозначены, и подлежат строгой проверке на «ущерб» и «общественный интерес». Все индивидуальные запросы информации в государственные органы должны быть удовлетворены, за исключением случаев, когда государственный орган сможет продемонстрировать, что запрашиваемая информация подпадает под ограничительный перечень исключений из принципа открытости информации. Отказ в предоставлении информации может быть оправдан, только если государственный орган сможет доказать, что информация отвечает трём необходимым в совокупности признакам:

· информация должна быть связана с законной деятельностью, закреплённой в законе;

· раскрытие информации должно угрожать нанесением существенного вреда этой цели;

· вред, нанесённый этой цели, должен превосходить общественный интерес в раскрытии этой информации.

Принцип 5. Процедуры, способствующие доступу к информации

Быстрота и добросовестность рассмотрения запросов информации: доступность обжалования любых отказов в предоставлении информации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»; Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; Закон РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ " Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.); Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 " Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти").

Такие документы, как «Кодекс профессионального поведения»[30], разработанный Институтом Public Relations (1РВ) и принятый 31 декабря 1963 года (пересмотрен 9 апреля 1986 года), а также «Российский Кодекс этических принципов в области связей с общественностью»[31], принятый на заседании Исполнительного Совета Российской Ассоциации по связям с общественностью 26 сентября 2001 года в г. Москве, являются одними из базовых как для работников сферы PR в целом, так и для представителей пресс-служб в государственных органах и пресс-службы Президента Российской Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.