Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4.3. Характеристика рынка научно-технической продукции




 

Рынок научно-технической продукции представляет собой сферу экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную собственность. Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других рынков (труда, материальных ресурсов, финансов) тем, что:

- на данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность);

- предложение инновации превышает спрос, но затоваривания не происходит, так как большое количество изобретений и ноу-хау является источником для получения новых знаний. новой научно-технической продукции, т. е. будущих инноваций.

Рынок интеллектуальной продукции, или инновационных продуктов, характеризуется следующим:

- данные продукты в сфере обмена отвечают всем признакам товара;

- национальные рынки инновационных продуктов имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуры, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы;

- на национальный рынок интеллектуальных продуктов постоянное воздействие оказывают конъюнктурные факторы: общие — циклические колебания и специфические — состояние научно-технического потенциала и производственной сферы, торговых и политических условий реализации объектов инновационной деятельности;

- мировой рынок инноваций складывается на основе национальных рынков экономически развитых стран.

Дополнительно выделяются специфические черты рынка научно-технических продуктов, которые отличают его от рынка товаров:

1) Это рынок уникальных продуктов, которые в своем конкретном выражении присутствуют на рынке только в единствен ном экземпляре.

2) Каждая сделка по приобретению инновационных продуктов индивидуальна и не редко уникальна, поэтому каждый раз требует особого подхода к принятию решения как продавцом, так и покупателем.

3) Применяемые варианты сделок по продаже-приобретению инновационных продуктов предусматривают различные объемы прав как продавца, так и покупателя.

4) Договоры на заключение сделок по продаже-покупке инновационных продуктов содержат ограничивающие условия их использования — срок, территорию и объемы использования.

5) Цена, которая выплачивается потребителем за купленный инновационный продукт, также индивидуальна. Несмотря на общие подходы, которые уже выработаны практикой, цена для каждого конкретного продукта определяется самостоятельно.

К основным агентам мирового рынка научно-технической продукции, который часто называют рынком технологий, относятся:



- индивидуальные изобретатели и мелкие инновационные фирмы — генераторы новых технических идей;

- крупные промышленные компании, выступающие как продавцами, так и покупателями;

- посреднические фирмы (большую роль здесь играют патентные поверенные).

Для оценки тесноты связи обмена научно-технической продукцией можно использовать коэффициент, характеризующий интенсивность торговли научно-технической продукцией. Для его расчета используются следующие параметры:

 

K=(Xij/Xi)(Yj/Y), (4.1)

 

 

где Xij — объем экспорта научно-технической продукции из i-й страны (группы стран, региона) вj-ю страну (группу стран, регион);

Хi, Yj, — общий экспорт и импорт научно-технической продукции i-й и j-й страны (группы стран, региона) соответственно;

Y — общий мировой импорт научно-технической продукции

В последнее двадцатилетие происходят не только количественные, но и качественные изменения в структуре рынка научно-технической продукции. Прежде всего, они наблюдаются в характеристике его структуры по отдельным продуктовым группам, сформированным по степени технологической интенсивности и уровням наукоемкости.

Рассматривается изменение состава экспорта научно-технической продукции в различных странах по следующим продуктовым группам: НТ — highttechnology — высокой технологии; AT (advanced technology) — передовой («продвинутой») технологии; МТ (medium technology) — средней технологии; LT (low technology) — низкой технологии.

Значительное повышение технологического уровня, активное использование интеллектуального ресурса, информационных технологий повлияло на формирование таких новейших тенденций, как хайтеграция, сервизация, софтизация.



Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом «высоких технологий», а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что «высокие технологии» выступают в качестве катализатора экономического развития. В результате такого обмена образуется группа стран лидеров, которые в своем развитии значительно опережают страны, не участвующие в нем.

С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран наблюдается процесс сервизации или «деиндустриализации», который отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.

Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.). Это приводит к увеличению значимости развития «мягкой инфраструктуры», в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в его необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих.

Проблема недооценки инноваций в развитии экономики заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но, что еще более важно, низкий технологический уровень национальной экономики или отсутствие системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок приводят к неэквивалентному обмену, неспособности привлечь в национальную экономику иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен в большинстве случаев толкает национальную экономику и ее ведущие отрасли в «ловушку нарастающего технологического отставания» (так называемая, концепция «технологической пропасти»), что подрывает и национальную безопасность страны.

В соответствии с концепцией «технологической пропасти» на основе хайтеграции, образуется группа стран–лидеров, которые развиваются более быстрыми темпами и занимают устойчивое положение на рынке. Другие же страны, не вошедшие в эту группу, отстают все больше и больше от стран–лидеров. При этом, американские специалисты, эксперты конгресса США Дж. Кердрик и М. Бейли подчеркивают, что доля научных расходов в валовом национальном продукте должна быть не менее 3%. Пороговое значение же значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны, принято считать равным 2%.

Таким образом, страны, активно участвующие в международном обмене, прежде всего, технологическом, эффективно использующие интеллектуальный ресурс, обладают значительно более высоким потенциалом развития и способны приобрести ресурсы любого вида и качества, что и в дальнейшем будет усиливать неравномерность экономического развития.

В современных условиях использование интеллектуального ресурса, адаптация хозяйственных субъектов к инновационным процессам определяют не только уровень конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, но и способность к дальнейшему росту, обеспечение национальной безопасности, вхождением в группу стран-лидеров мирового экономического развития.

Реальный статус страны в современном мире предопределяется тем, каков характер ее экономики: индустриально–сырьевой или индустриально–технологический. В группу развитых входят исключительно страны, способные производить не только высокотехнологичную продукцию, но и сами высокие технологии или технотронные средства производства для обрабатывающей промышленности. Уделом слаборазвитых стран остается механизированная добыча сырья и природных ресурсов, поставляемых для удовлетворения нужд вертикально интегрированных корпораций ведущих стран. В мировой экономике ресурсы текут к технологиям, а не технологии к ресурсам, поэтому сырьевая экономика не может быть конкурентоспособной.

Лидирующее место в экономике XXI века будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс.

При этом, для относительно отсталых стран, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, открываются возможности совершенствования технологических рывков и выхода в мировые технологические или экономические лидеры. Этот путь развития получил название «обгонять, не догоняя», «идти другой лыжней».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал