Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3.2. Теория кластерного анализа






В условиях ограниченности ресурсов высокого качества, необходимых для научно-технологического и инновационного развития можно исходить из концепции кластеров конкурентоспособных отраслей, которая объясняет формирование преимуществ национальной экономики.

Н.Д.Кондратьев в своих работах по обоснованию цикличности инновационного развития доказал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами. Таким образом, в исследованиях Н.Д.Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода.

Кластер является следствием инновационного и технологического развития. Концепция кластеров объясняет формирование преимуществ национальной экономики за счет того, что одна конкурентоспособная отрасль помогает созданию других отраслей за счет взаимоукрепляющихся связей с целью выпуска конкурентоспособной продукции, услуг. При формировании кластера основная отрасль (по М. Портеру), цель которой - создать конкурентоспособную продукцию, выступает самым требовательным контролёром при использовании сырья, материалов, услуг, предоставляемых другими отраслями и производствами, т.к. предприятия и отрасли, входящие в кластер имеют общую цель, у них активно распределяются новые технологии, новые модели менеджмента и маркетинга, идёт активный обмен результатами НИОКР. Кроме того, происходит свободный обмен любой информации, направленной на рост конкурентоспособности. Кластер становится средством для преодоления замкнутости, инертности, негибкости. В целом способствует привлечению дополнительных инвестиций, имеет тенденцию разрастаться, что определяет уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Как правило, региональные органы власти, заинтересованные в росте конкурентоспособности региона, активно участвует в формировании кластера. Создаются союзы производства и различные отрасли, научно-технические разработки, региональные власти, стимулирующие этот союз. Этот вывод особенно важен для стран переходного периода

В переводе с английского языка слово «cluster» означает «гроздь, букет, щетка», а также «группа, сосредоточение» (например, людей, предметов). То есть слово «кластер» имеет много толкований, но характерным признаком его сущности есть объединение отдельных элементов (составных частиц) в единое целое для выполнения определенных функций или реализации определенной цели.

Обобщение теоретических исследований в области кла­стеров позволило сформулировать следую­щие признаки кластеров:

• группа предприятий, объединенных горизонтальными связями;

• размещение предприятий на однойгеографической территории;

• наличие вертикальных связей меж предприятиями, научными организациями иструктурами государственного управления:

• объединение предприятий закончен­ного производственного цикла (от производ­ства сырья до сбыта готовой продукции);

• связанность предприятий единой ин­фраструктурой и институциональной средой:

• объединение предприятий вокруг научного центра;

• наличие неформальных взаимоотно­шений субъектов кластера.

Таким образом, на основе выявленных признаков можно сформулировать сущность кластера. Кластер представ­ляет собой производственную систему территори­ально взаимосвязанных и комплементарных предприятий, объединенных вокруг научно­го центра (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, производи­телей, покупателей), которая связана верти­кальными связями с общественными инсти­тутами и органами власти с целью повыше­ния конкурентоспособности предприятий и регионов.

Зарубежный опыт преподносит большое многообразие кластерных структур, состав ком­понентов которых различен и включает раз­нопорядковые элементы кластеров (продукты, предприятия, организации). Это свидетельствует о том, что в эконо­мической науке до конца не ясно, кого (или что) следует включать в состав кластера.

В состав кластера входят 3 группы субъектов: «бизнес», «органы власти» и «организации» («ин­ституции»).

Центральным субъектом является «бизнес» - основа производственного кластера. Два других субъекта - «орга­ны власти» и «организации» - формируют кластерную инфра­структуру. Такое разделение кластерной инфраструктуры поможет создать рациональную структуру кластера и опреде­лить функции его участников.

Вторая группа - организации, она вклю­чает университеты, школы бизнеса, ассоциа­ции, торгово-промышленные палаты.

Важное значение в инновационном раз­витии кластера отводится научно-исследова­тельским организациям, которые призваны создавать инновации для кластера. Таким научным центром может быть отраслевой институт или вуз, проводящий исследования для кластера, региональный исследовательс­кий центр и др. Вокруг них должен форми­роваться производственный кластер.

Структура производствен­ного кластера (элемент «бизнес»), в соответ­ствии с концепцией цепочки и системы цен­ностей М. Портера, а также приве­денным выше обоснованием, примет следу­ющий вид (рисунок 3. 2).

 

Рисунок 3.1- Структура производственного кластера

 

Различного рода связи между предпри­ятиями региона, как формальные, так и не­формальные, способствуют росту инновационности в их деятельности. В свою очередь, конкуренция, стимулирующая компании к поиску путей достижения превосходства на рынке, все более склоняет их к активиза­ции инновационной деятельности. Из по­нимания этого возникает стремление к кооперации между конкурирующими компа­ниями, на определенном этапе осознающи­ми значимость обмена опытом и знаниями. К тому же участники кластера убеждаются на практике в том, что стоимость трансак­ций при их функционировании в сети для них намного ниже, чем в случае осуществ­ления ими подобных действий вне рамок сети. Возможные потери предприятий от утечки информации из сети все же пред­ставляются на порядок ниже преимуществ, создаваемых консолидацией производствен­ных факторов.

Эти утверждения приводят к выводу о том, что кластеры являются объектом и раз­новидностью инновационных сетей. В боль­шинстве стран кластерная концепция рас­сматривает кластеры как «инновационные сети», «сети взаимодействия» (Австралия), «системы нововведений» (Канада, Мексика, Испания, Швейцария, Соединенное Королев­ство), «стили создания новшеств» (Герма­ния), «системы инноваций и сотрудничества» (Бельгия).

Влияние горизонтальных связей в об­ластях деятельности цепочки ценностей кла­стера на конкурентные преимущества субъектов кластера показано в таблице 3.2.

Таблица 3.2- Влияние горизонтальных связей в кластере на конкурентные преимущества субъектов кластера

Область связей в цепочке ценностей Влияние на конкурентоспособность субъектов кластера
Инфраструктурное обеспечение Создание ассоциаций или др. объединений позволяет субъектам кластера заключать партнерские соглашения о разделе рынков, совместно использовать ресурсы, получать управленческие, финансовые, технические, информационные, консультационные, образовательные услуги, лоббировать интересы субъектов кластера перед местными органами власти
Управление и планирование Использование передовых управленческих технологий позволяет оттеснять иностранных производителей, разрабатывать новую продукцию, формировать новые потребности, расширять старые рынки, формировать и осваивать новые
Материально-техническое обеспечение Доступность услуг специализированных организаций (ввиду их близости) - бирж занятости, центров маркетинга, центров поддержки предпринимательства, Интернета в регионе. Благодаря тесным связям и близости поставщиков ресурсов (сырья, материалов, оборудования, услуг, персонала), сокращается время поставки. Сотрудничество с субподрядчиками способствует своевременному получению информации для принятия маркетинговых решений
Выполнение работ (производство) Привлечение субподрядчиков к процессу конструирования и разработки способствует более успешной реализации производственного процесса (поскольку поставщик лучше знает свои производственные мощности), а также более полному удовлетворению потребностей потребителей
Развитие технологии Сотрудничество в области научных исследований способствует быстрому распространению инноваций, развитию уникальных способностей и созданию новых производств. Совместные программы в области научных исследований создают возможность доступа к общему фонду технических и организаторских знаний
Управление персоналом Доступ к общему фонду технических и организаторских знаний, коллективное обучение повышают конкурентоспособность персонала
Финансовое обеспечение Совместное финансирование проектов является дополнительным источником финансирования
Обеспечение сбыта продукции Объединение с потребителями (корпоративными) способствует лучшей осведомленности о спросе, в результате чего предприятия становятся чрезвычайно гибкими
Маркетинг и продажи Раздел рынка между производителями устраняет негативные последствия прямой конкуренции. Совместное проведение маркетинговых исследований дает возможность экономить маркетинговый бюджет
Обслуживание Совместные программы в области обслуживания, маркетинга позволяют повышать качество обслуживания и снижать затраты на него

Доказательство влияния кластерных об­разований на конкурентоспособность его субъектов вызвало необходимость выявле­ния предпосылок создания кластеров для предприятий Республики Беларусь.

Этот вопрос осо­бенно актуален для Республики Беларусь, как страны с еще не совсем развитой рыноч­ной экономикой, которой предстоит разви­вать кластерные отношения.

Принимая во внимание разработанные выше теоретические основы кластеров, а так­же основываясь на исследованиях внешней и внутренней среды предприятий Беларуси, были выявлены предпосылки и источники кластеров в промышленности республики (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3- Предпосылки создания кластеров в промышленности Республики Беларусь и их источники

Предпосылки Источник
1. Создание благоприятных условий для эффективной работы рынков Законодательство, стимулирующее развитие рыночных отношений
2. Обострение конкуренции Глобализация
3. Низкая инновационная активность предприятий Несовершенство инновационной системы
4. Невысокий уровень конкурентоспособности предприятий Несовершенство системы управления конкурентоспособностью предприятий
5. Соперничество и сотрудничество субъектов Наличие формальных и неформальных связей между субъектами кластера
6. Наличие местных факторов производства Наличие специализированных учебных и исследовательских заведений, квалифицированных трудовых ресурсов, источников сырья в регионе

Таким образом, можно сделать следую­щие выводы: во-первых, кластерный подход является наиболее предпочтительным в по­вышении конкурентоспособности предпри­ятий; во-вторых, в промышленности Республики Беларусь сложились предпосылки со­здания кластеров.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.