Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования






Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности.

На первом этапе исследования произведен теоретический анализ психологических условий преодоления конфликтов в семье.

На следующем этапе исследования определены структурные элементы исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования).

Объект исследования: межличностные конфликты у супругов.

Предмет исследования: психологические условия разрешения межличностных конфликтов у супругов.

Цель исследования: выявление психологических условий разрешения межличностных конфликтов у супругов.

Гипотеза исследования: Сочетание характера межличностных отношений и стратегий поведения конфликта выступает в качестве психологических условий разрешения межличностных конфликтов.

Задачи:

1. Теоретический анализ подходов к исследованию психологических условий семейных конфликтов.

2. Провести теоретический анализ психологических условий разрешения межличностных конфликтов у супругов.

3. Осуществить подбор психодиагностических средств эмпирического исследования.

4. Провести эмпирическое исследование и сравнительный анализ данных.

5. Разработать практические рекомендации разрешения межличностных конфликтов супругов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было сформировать группу испытуемых. В эту группу вошли военнослужащие, проходящие службу на узле связи Лен. ВМБ по контракту и их жены.

Для формирования выборки исследования было дано объявление среди военнослужащих по контракту о добровольном участии супружеских пар в исследовании.

Общий объем выборки составил 30 человек - 15 мужчин и 15 женщин, 15 супружеских пар. Мужчины исключительно военнослужащие, женщины - домохозяйки. Стаж супружества испытуемых рассматривался от 1 года до 15 лет. В основном отозвались супружеские пары, со стажем от 1 года до 14 лет.

Методики проводились в индивидуальной форме. Перед каждым тестированием испытуемые получали необходимые инструкции и бланки для ответов.

Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности:

Первый этап - формирование выборки исследования.

Второй этап - психологическая диагностика испытуемых, сравнительный анализ данных.

Третий этап - обработка результатов с помощью критерия математической статистики.

Методическая основа исследования: методика " Диагностика межличностных отношений" Т. Лири, методика " Диагностика поведения личности в конфликтной ситуации" К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришиной), опросник " Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" Ю. Е.Алешиной и Л.Я.Гозмана.

Краткая характеристика методик, используемых в исследовании.

Методика " Диагностика поведения личности в конфликтной ситуации" К.Томаса - личностный опросник, предназначен для изучения предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стратегий разрешения в конфликтной ситуации[5].

Каждому испытуемому предлагается бланк методики, который содержит в себе инструкцию и задание. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип, набравший максимальное количество баллов.

Методика " Диагностика межличностных отношений" Т. Лири.

Эта методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном " Я", а также для изучения межличностных взаимоотношений. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: " доминирование-подчинение" и " дружелюбие-агрессивность(враждебность)". Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяется ряд ориентаций – типов отношения к окружающим. Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей (" со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем реальном и идеальном представлении о нем.

Каждому испытуемому предлагается бланк методики, который содержит в себе инструкцию и задание. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Методика может быть представлена испытуемому либо списком, либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку и его идеалу.

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам " Доминирование" и " Дружелюбие".

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление респондента по представленным параметрам. В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический). Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению[6].

Методика" Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях". Методика разработана Ю. Е.Алешиной и Л.Я.Гозманом[7].

Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции.

Методика представляет собой тест - опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.
В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы – активное выражение несогласия, не согласное нейтральное отношение, пассивное выражение согласия и, наконец, правый полюс – активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значения в баллах соответственно от " -2" до " +2".

Следующий этап эмпирического исследования – сравнительный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.