Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эти структурные элементы образуют сущностно-функциональню структуру БД.






Все элементы БД взаимосвязаны. БД выступает как обобщающее понятие.

Практическая деятельность по обслуживанию читателей и удовлетворению их информационных потребностей осуществляется непосредственно в библиотеках. Сфера практической деятельности обозначается термином «библиотечная деятельность». В основе библиотечной деятельности лежит система библиотек конкретного государства. Исходя из социального назначения библиотек, можно выделить два их типа: публичные и специальные (Более подробно о типологии библиотек см. лекцию «Типология библиотек»).

Библиотечная наука. Совершенствование любого вида деятельности невозможно без обобщения и анализа разрозненных фактов повседневной жизни, выявления закономерностей и особенностей развития этой деятельности. Такая задача стоит перед библиотечной наукой. Однако особенностью библиотековедения нашей страны является то, что оно имеет весьма усечённую организационную структуру. В большинстве отраслей наука развивается на четырёх уровнях: академическом, т. е. в соответствующих подразделениях АНБ, отраслевом – в НИИ министерств и ведомств; на кафедрах и в научно-исследовательских подразделениях вузов; в соответствующих структурных подразделениях предприятий и учреждений. Библиотечная же наука развивается только в двух нижних уровнях – в вузах и непосредственно в библиотеках. (Подробно см. в лекции «Структура библиотековедения как науки в РБ»).

Библиотечное образование. Успешное функционирование всех подсистем библиотечного дела возможно только при условии, что они укомплектованы специалистами, обладающими необходимыми знаниями, умениями и навыками. Подготовка таких специалистов осуществляется в процессе непрерывного библиотечного образования, которое тоже является составной частью библиотечного дела. В РБ в рамках непрерывного библиотечного образования осуществляется подготовка специалистов на 4 уровнях: на уровне начальной профессиональной подготовки, среднего специального образования, высшего образования и подготовки научных кадров. В систему непрерывного образования входит также повышение квалификации сотрудников библиотек и их самообразование.(Подробно см. в лекции «Библиотечное образование»).

Управление БД. Успешное функционирование БД в целом, взаимодействие его составных частей достигается посредством определённых форм управления БД. На различных этапах его развития в разных странах преобладали те или иные формы управления. В нашей стране установился государственно-общественный характер руководства БД. Он предполагает осуществление руководства на 4 уровнях: на уровне государственного управления, ведомственно-административного управления библиотеками, профессионального самоуправления БД, общественного управления БД. (Подробно см. в лекции «Руководство БД в РБ»).

Таким образом, рассмотрение БД как целостной системы, состоящей из четырёх подсистем, позволяет скоординировать деятельность библиотечной общественности, добиться согласованного развития его элементов, ставить перед составными частями БД актуальные и выполнимые задачи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.