Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Занятие 14. Обучение приемам познания фактического материала






    Целью занятия является ознакомление с возможностями организации познавательной деятельности учащихся при освоении образно-эмоцио­нальных приемов и познавательных заданий.

    План:

    1. Проблема организации познавательной деятельности учащих­
    ся на трех уровнях их познавательной самостоятельности; по­
    нятие «умение».

    2. Этапность в обучении приемам.
    3.Типология познавательных заданий учащимся.

    Литература

    Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — Главы III, ХI.

    Андреев И.Л. Россия в ХVII—ХVIII вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1997.

    Гевуркова Е.А., Колосков А.Г. Задания для самостоятельной работы по ис­тории СССР. — М., 1991.

    Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996.

    Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 24—49.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. — М., 1997. — Ч. 1—2.

    Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Глава II.

    Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 59—64; 131—146.

    Грибов В.С. Западная Европа и США в новое время: Задания для само­стоятельной работы учащихся. — М., 1998.

    Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе препо­давания истории (IV—VIII кл.). — М., 1978. — Глава II.

    Захарова Е.Н. История Отечества. 1917–1939: Рабочая тетрадь. — М., 1996.

    Захарова Е.Н. Россия в ХIХ веке: Рабочая тетрадь. — М., 1998. — Ч. 1—2.

    Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России. — М., 1998. — Ч. 1—2.

    Короткова М.В., Кишенкова О.В. История для любознательных: Задачник. — М., 1996. — Ч. 1—2.

    Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 106—11; 120—121.

    Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — Главы ХVI—ХVII.


    Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — Глава ХI.

    Петрова Н.Г. Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь. — М., 1996.

    Петрова Н.Г. Древний Восток: Рабочая тетрадь. — М., 1996.

    Смирнов С.Г. Задачник по истории России. — М., 1993.

    Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. — М., 1993.

    Старобинская Г.И. Мир в средние века: Рабочая тетрадь. — М., 1997.

    Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабоая тетрадь по новой истории. — М., 1998. — Ч. 1—2.

    Содержание занятия:

    1. Раскрывая проблему обучения школьников приемам, необхо­димо обратить внимание на две стороны: возрастную, представляю­щую собой этапность в освоении приемов в зависимости от возрас­та учащихся, и индивидуальную, связанную с познававательными возможностями отдельных учащихся (дифференциация в овладе­нии приемами). Степень овладения приемом раскрывает умение. Ос­новным признаком умения является способность ученика последо­вательно применять всю совокупность учебных и умственных дей­ствий, составляющих прием, при изучении нового, отличающегося от ранее изученного материала, или при решении незнакомых по­знавательных вопросов и заданий.

    Вопросы и задания: 1. Что такое познавательная самостоятель­ность учащихся, обучаемость школьника? Какая разница в поняти­ях «дифференциация обучения» и «дифференцированный подход к обучению»? 2. Верно ли деление школьников по трем уровням их познавательной самостоятельности? 3. Как вы соотносите катего­рии «прием», «навык», «операция», «умение»? Выберите правиль­ное определение умения:

    • это сознательное владение каким-либо приемом деятельности;

    • владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка;

    • способность осознанно достигать цели деятельности на основе приобретенных знаний и навыков;

    • автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка;

    • владение мыслительными операциями.

    4. Как будут влиять на фактический успех ученика в познаватель­ной деятельности уровни познавательной самостоятельности уча­щихся при овладении эмоционально-образными приемами? Эти уровни различаются по:

    цели, т. е. типу образов, которые формируются в результате этой
    деятельности (памяти, воссоздающего и творческого воображения);


    • характеру приемов, которые осваиваются или используются учащимися (например, деятельность при освоении нетрадиционных приемов осуществляется на преобразующем и творческо-поисковом уровнях познавательной самостоятельности учащихся);

    • степени освоения и способу применения каждого приема.

    5. Какую роль играет выполнение учащимися познавательных за­даний в формировании умений? 6. Как связаны уровни познаватель­ной самостоятельности, возрастные возможности и индивидуаль­ные способности ученика?

    Вывод об объективный связи категорий «прием», «умение» и «уровни познавательной самостоятельности» школьников легче сде­лать на основе книги «Методика обучения истории. Схемы. Табли­цы. Описания».

    2. Для анализа этапности в обучении приемам следует ответить на вопросы: 1. В чем состоит обучающий или обучающе-трениро­вочный этап в овладении приемами? Что значит осваивать приемы по образцу? 2. Каким образом на первом этапе используется нагляд­ность? 3. В чем сущность преобразующей деятельности учащихся? Что такое перенос приемов в новую учебную ситуацию? 4. Каким образом на этапе преобразующей деятельности идет освоение но­вых действий? Как применяется наглядность? 5. В чем принципи­альное отличие творческой деятельности по освоению приемов от предыдущих этапов? Как при этом используются умения учащихся?

    3. Определите, на каком уровне сложности будут работать учени­ки, выполняя следующие задания:

     

    —Почему многие историки считают, что завоевание русских зе­мель монголо-татарами облегчило выбранное ими время года для начала похода?

    —Что символизирует дракон на гербе Москвы? Почему это изо­бражение появилось после княжения Дмитрия Донского?

    —Можно ли Полтавскую битву считать блестящей победой, ес­ли солдат и офицеров в армии Петра было примерно на 10 тыс. боль­ше, чем у шведского короля Карла?

    Перспективные задания:

    1. Составьте варианты заданий учащимся на трех уровнях позна­вательной самостоятельности, используя примеры:

    • дать описание египетской пирамиды, Великой Китайской сте­ны или царского дворца на основе наглядных пособий, текста учеб­ника и дополнительной литературы (1);

    • составить описание агоры (римского форума), включите в опи­сание детали материальных памятников, которые свидетельствуют о том, что в этих странах были государства-республики (2);


    • опишите город Рим, включите вещественные источники, дока­зывающие, что, несмотря на видимость республик, там была монар­хия (3);

    • составьте характеристику Перикла по тексту учебника, источни­кам (по Плутарху) и наглядному материалу (портрету) (1);

    • дайте сравнительную характеристику Помпея и Цезаря (на ос­нове источников и портретных описаний), определите, почему имен­но Цезарь стал правителем Рима (2);

    • придумайте характеристику Хлодвига от имени состарившегося в походах франка-крестьянина и молодого королевского дружинника (3);

    • расскажите о сборе налогов в Древнем Египте, о военном походе фараона, опираясь на текст учебника, хрестоматию, иллюстрации (1);

    • напишите диалог-миниатюру от имени афинского ремесленни­ка, который рассказывет о своей мастерской и о своих гражданских обязанностях, составляющих его гордость (2);

    • придумайте сочинение или устный рассказ об одном дне рим­ского императора, избрав одну из следующих форм: страница из дневника императора; письмо, в котором рассказывается о его жиз­ни; рассказ приближенных (прислуги); записки иноземного посла, побывавшего в Риме (3).

    2. Разработайте свои задачи по одной из тем курса истории, оз­накомившись с задачами, составленными студентом А. Кирьяновым.

    Задачи

    Император Александр I знал о существовании тайных обществ
    уже вскоре после их возникновения. Были у него сведения и о заго­
    воре 1825 г. Почему же он не принял никаких мер?

    Ответ: Александра I мучила вина за убийство отца — Павла I. «Не мне их казнить», — говорил он о декабристах.

    Два очень известных в русской истории человека — государст­
    венный деятель и крупный издатель, публицист — не носили фами­
    лий своих родителей. О ком идет речь?

    Ответ: Сперанский, Герцен.

    Сколько царей правило Россией в XIX в.? Назовите их.
    Ответ: семь — Павел I, Александр I, Константин I, Николай I,

    Александр II, Александр III, Николай II.

    В 1719 г. Кунсткамеру открыли для всех. Когда генерал-проку­
    рор Ягужинский предложил Петру I ввести плату за ее посещение,
    царь отверг это предложение и заявил: «Я еще приказываю не толь­
    ко всякого пускать даром, но, если кто придет, угощать каждого рюм­
    кой водки, и отпускаю на это из казны 400 рублей». Чем объяснить
    такую щедрость царя?

    Ответ: желанием приобщить простых людей к азам науки.


    Найдите ошибку: «Табель о рангах» был принят в 1722 г.
    Ответ: «табель» женского рода.

    Где и когда могли повстречаться Армянин, Старушка, Светла­
    на, Ахилл и Сверчок. О чем они могли беседовать?

    Ответ: в Арзамасе в 1815—1819 гг.; прозвище С.С. Уварова — Ста­рушка, В.А. Жуковского — Светлана, К.Н. Батюшкова — Ахилл, Д.В. Давыдова — Армянин, А.С. Пушкина — Сверчок.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.