Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колеса и шины






Устройство. Переднее и заднее легкосъемные колеса описываемой модели аналогичны по конструкции, но невзаимозаменяемы.

Колесо (рис. 61) состоит из обода 3, спиц 6 и ступицы 7, отлитой из алюминиевого сплава совместно с тормозным барабаном 18. Конструктивно тормозной барабан является арматурой ступицы. Внутри тормозного барабана размещаются тормозные колодки с деталям привода, установленные на тормозном диске 27., На ободе смонтирована шина, состоящая из покрышки 1, камеры 2 и ободной ленты 4.

В ступицу запрессованы два шариковых подшипника (6302), между которыми находится распорная втулка 21. Один подшипник, расположенный на стороне, закрытой защитным диском 8, зафиксирован в ступице с двух сторон стальными стопорными кольцами 15. Подшипн ки закрыты фетровыми сальниками 11 и 22 со стальными чашками 25 и шайбами 10 и 26 (сальник подшипника переднего колеса, находящийся под защитным алюминиевым кожухом, стальной чашки не имеет).

Ступица заднего колеса (рис. 62) в отличие от переднего имеет приклепанную Шлицевую ступицу 25 для соединения со Шлицевой ступицей 24 задней звездочки 22:

Заднее колесо можно установить в переднюю вилку, между тем как переднее в заднюю установить нельзя, так как в нем нет шлицевой части для соединения с ответной частью задней звездочки. Если иметь все колеса со ступицами заднего колеса, то колеса будут взаимозаменяемыми. В этом случае колеса, устанавливаемые в переднюю вилку и на коляску, должны иметь специально изготовленные крышки, закрывающие шлицевой барабан ступицы.

Таким образом, колеса можно сделать взаимозаменяемыми, что особенно удобно при эксплуатации мотоцикла с коляской. Имея одно запасное колесо, можно заменить любое вышедшее из строя.

Профилактическое обслуживание шин. Перед каждой поездкой необходимо осматривать, протектор покрышек и удалять из него все застрявшие предметы, а также нужно проверять давление воздуха в шине хотя бы на глаз (по прогибу покрышки) и минимум два раза в еделю по манометру. помнить, что езда на слабо накаченных шинах быстро выводит из строя корд покрышки. Покрышку с отслоившимися нитями корда и тем более с лопнувшим кордом следует считать непригодной к эксплуатации, так как отслоившийся корд будет оч нь быстро протирать камеры, а езда на покрышке с лопнувшим кордом может привести к разрыву (< на выстрел>) шины во время движения. Авария при этом неизбежна.


Рис. 61. Разрез переднего колеса:
1 - покрышка; 2 - камера; 3 - обод; 4 - ободная лента; 5 - ниппель; 6 - спицы; 7 - ступица; 8 - защитный диск; 9 - подшипники; 10 и 26 - шайбы сальников: 11 и 22 - фетровые сальники; 12 и 13 - наружные распорные втулки; 14 - ось колеса; 15 - стопорны кольца; 16 - пружина тормозных колодок; 17 - разжимной кулачок; 18 - тормозной барабан ступицы; 19 - тормозной рычаг; 20 - дополнительная возвратная пружина; 21 - распорная втулка; 23 - шайба; 24 - гайка оси; 25 - стальная чашка сальника; 27 - тормозной диск; 28 - ось тормозной колодки; 29 - тормозная колодка


Рис. 62. Разрез ступицы заднего колеса и звездочки:
2 - центрирующая фасонная втулка; 2 и 16 - распорная втулка; 3 - реактивный рычаг; 4 - защитный диск; 5 - резиновое кольцо; 6 и 11 - чашки сальников; 7 и 10 - шайбы сальников; 8 и 9 - стопорные кольца; 12 и 27 - перья задней вилки; 13 - оттяжка; 14 - ось звездочки; 15 - гайка; 17 и S3 - фетровые сальники; 19 - диск кожуха цепи; 20 - отражательный диск; 21 - резиновая прокладка; 22 - звездочка; 24 - шлицевая ступица звездочки; 25 - шлицевой барабан ступицы; 18 и 26 - подшипники; 18 - шайба; 29 - г йка; 30 - ось колеса

Демонтаж и монтаж шин. Для извлечения камеры или замены покрышки необходимо проделать следующее.

1. Отвернуть колпачок вентиля. Очистить его от налипшей сверху грязи и удалить грязь из шлица. Колпачком вывернуть золотник из вентиля камеры, даже если воздух был выпущен в результате прокола.

2. Отвернуть гайку, крепящую вентиль камеры к ободу колеса.

3. Положить колесо (защитным кожухом ступицы вверх) на чистую ровную поверхность, а если приходится производить демонтаж в дороге, под ступицу колеса следует подстелить тряпку, чтобы песок не попал в подшипники.

4. Наступив ногами на край покрышки, диаметрально противоположный вентилю, продавить покрышку в углубление обода (рис. 63). Утапливание борта покрышки в обод - очень важная операция и ею не следует пренебрегать. Не давая покрышке выйти из углу монтажными лопатками осторожно перетянуть борт покрышки через край обода. Затем, переставляя монтажные лопатки, перетянуть борт покрышки через обод по всей его окружности.

5. Просунуть одну руку внутрь покрышки и, помогая, другой рукой, протолкнуть вентиль камеры внутрь покрышки и извлечь камеру.

6. Если причиной демонтажа шины был прокол камеры, осторожно, чтобы не поранить руку, тщательно обследовать внутреннюю поверхность покрышки и удалить предмет, проколовший камеру. Если причиной демонтажа шины является замена изношенной или повр покрышки, то с помощью монтажных лопаток перетянуть часть второго борта покрышки через обод, а затем руками снять покрышку с обода.


Рис. 63. Правильное положение покрышки на ободе колеса при ее демонтаже

Монтаж шин необходимо производить в следующем порядке.

1. Припудрить внутреннюю поверхность покрышки тальком и, если покрышка была снята, одеть ее одним бортом на обод.

2. Вложить камеру, тоже припудренную тальком, внутрь покрышки так, чтобы вентиль камеры встал против предназначенных для него отверстий в ободной ленте и ободе.

3. Протолкнуть вентиль в отверстие и навинтить гайку вентиля на 2 - 3 оборота.

4. Завернуть золотник в вентиль камеры и подкачать камеру с тем, чтобы складки, образовавшиеся при ее заправке в покрышку, расправились. При необходимости камеру можно расправить рукой и затем частично выпустить воздух, оставив камеру под небо влением, чтобы не защемить ее между ободом и монтажной лопаткой при монтаже покрышки,

5. Монтировать на обод второй борт покрышки нужно с места, диаметрально противоположного вентилю камеры. Чтобы не повредить камеру монтажными лопатками при окончательной посадке второго борта покрышки на обод, следует соблюдать особую осторожн нтаж покрышки на обод можно производить и без помощи монтажных лопаток, но для этого нужен опыт).

При монтаже покрышки лопатками необходимо следить, чтобы случайно не зажать и не повредить камеру, так как тогда всю работу придется начать сначала и вдобавок к этому потребуется ремонт или замена камеры.

6. Окончательно смонтировав покрышку на обод, накачать камеру до давления, несколько превышающего нормальное, затянуть гайку вентиля, затем выпустить весь воздух из камеры и вновь накачать до нормального давления. Это нужно сделать, для того, мера хорошо (без складок) расположилась внутри покрышки, а покрышка заняла свое место на ободе колеса.

Неисправности шин. Наиболее частой неисправностью шин является утечка воздуха из камеры. Случается это всегда неожиданно, и потому особенно неприятно.

Причины утечки воздуха могут быть следующие.

1. Повреждение камеры в результате наезда на острые предметы, которые могут воткнуться в шину или разрезать ее. (Некоторые способы уменьшения возможности повредить шину описаны на стр. 173.)

2. Протирание камеры отслоившимися нитями корда или посторонними предметами, попавшими при небрежном монтаже между покрышкой и камерой.

Если водитель не следит за давлением в шинах и эксплуатирует их при пониженном давлении, то происходит отслоение внутренних нитей корда от покрышки. Во время движения мотоцикла происходит небольшое перемещение камеры относительно стенок покрышки. Это передвижение вызывает протирание камеры отслоившимися нитями корда вплоть до образования отверстия в ней.

Под небрежным монтажом нужно понимать не нарушение техники монтажа, когда камеру прорывают монтажной лопаткой. Здесь имеется в виду нарушение < гигиенических> требований при монтаже. Особенно часто мотоциклисты совершают это при замене камер в дороге. Если монтаж шины ведется на грязном месте, то в покрышку всегда попадают песчинки и другие предметы, которые потом протирают камеру. Кроме того, при монтаже шин на грязном месте в подшипники ступицы всегда попадает песок и пыль, что также не способст ует улучшению условий работы подшипника. Кажущаяся экономия времени при демонтаже и монтаже грязных покрышек на первом попавшемся месте всегда заставит очень скоро повторить эту операцию.

3. Протирание плохо смонтированной камеры (камера смонтирована в покрышке со складками) в месте образования складки.

4. Вырывание вентиля из камеры. Это происходит при злоупотреблении резким торможением и ускорением мотоцикла, особенно если давление воздуха в шине ниже нормального.

Резкое торможение и злоупотребление мощностью двигателя (кроме чрезмерного износа протектора покрышки) вызывает проворачивание покрышки на ободе (особенно, если шина слабо накачана). При проворачивании покрышка увлекает за собой камеру, которая зафик ирована вентилем в ободе, и в результате может произойти вырывание вентиля из камеры. Если же этого и не произойдет, то на камере почти всегда образуются складки, в месте образования которых она очень быстро протирается.

5. Слабая затяжка гайки крепления вентиля к камере. Это вызывает утечку воздуха из-под вентиля.

Утечку воздуха из-под гайки вентиля можно обнаружить только после погружения этой части камеры в воду (можно не снимая покрышки). Но обычно, если при монтаже камеры в покрышку гайка была проверена и затянута, самопроизвольного отвинчивания ее в проце се эксплуатации не происходит.

6. Неисправности золотника. К ним относятся следующие:

1) золотник слабо завернут или повреждена уплотняющая резинка;

2) попадание песка между уплотняющей резинкой золотника и гнездом вентиля;

3) повреждение клапана золотника, например, при попадании масла из насоса на резинку клапана;

4) согнуты< крылышки> золотника.

5) Утечка воздуха из вентиля из-за неисправности золотника обнаруживается по пузырькам, выходящим из намоченного вентиля, а неисправности золотника определяются при его осмотре после вывертывания из вентиля. В этом случае выход воздуха ликвиди аворачиванием золотника или его заменой.

7. Повреждение камеры при неумелом монтаже.

Защемление и разрыв камеры или ее протыкание во время монтажа происходят при грубом монтаже или при применении для монтажа неисправных лопаток (с зазубринами).

Кроме утечки воздуха из шины в практике эксплуатации встречаются случаи разрыва троса в борту покрышки, что происходит при применении чрезмерных усилий во время монтажа покрышки на обод. Обычно это может произойти, если для монтажа применять длинные втомобильные лопатки. За счет увеличения плеча рычага увеличивается сила, приложенная к борту покрышки, а следовательно, и к тросу, и он лопается.

На несмонтированной покрышке разрыв троса определяется наличием похрустывания в борту при его изгибании руками, а также уменьшением жесткости борта в месте разрыва троса.

Езда на покрышке с лопнувшим бортовым тросом недопустима, так как может вызвать серьезную аварию. Разрыв троса вызывает соскакивание борта покрышки с обода во время движения (< разбортовка>).

Профилактическое обслуживание колес. Ребра охлаждения тормозного барабана необходимо регулярно очищать от грязи и периодически, особенно в период обкатки, проверять равномерность натяжения спиц. Ослабленные спицы нужно сразу же подтянуть и устранить бнаруженное биение обода (восьмерку и овал).

После пробега мотоциклом первой тысячи километров рекомендуется снять колеса с мотоцикла и проделать следующее.

1. Сняв тормозные диски и защитные кожухи, очистить от пыли и грязи внутренние поверхности тормозных барабанов и поверхность ступиц под защитными кожухами.

2. Снять сальники подшипников ступицы и чистым пальцем круговым движением по сепаратору с шариками затолкать консистентную смазку с торца подшипника в пространство между шариками и обоймами подшипников. Шарики с сепараторами и беговые дорожки ков должны быть полностью покрыты смазкой. Излишки смазки на торцах подшипника не нужны.

После пробега первой тысячи километров звездочку заднего колеса нужно снять с задней вилки и, вынув из шлицевой ступицы звездочки сальники, с подшипником звездочки произвести такую же операцию, что и с подшипниками колес.

Эту работу удобно совмещать с первой чисткой и смазкой цепи. До пробега 8000 - 10000 км менять в подшипниках заводскую смазку не следует.

В процессе эксплуатации мотоцикла менять смазку в подшипниках колес и задней звездочки завод рекомендует через 8000 км пробега. При замене смазки в подшипниках их необходимо промыть.

Чтобы не нарушить плотности посадки подшипников в гнездах ступицы, промывку подшипников нужно производить, не вынимая их из ступицы. Промывать подшипники в ступицах колес удобнее без покрышки на ободе, в противном случае трудно уберечь покрышку от по адания на нее и в нее (через отверстия для ниппелей спиц) промывочной жидкости. После снятия покрышки и ободной ленты с обода колеса необходимо проделать следующее.

1. Удалить сальники вместе с защитными шайбами.

2. Положить колесо на широкую емкость (тазик и т. п.).

3. Поливая керосином подшипник, промыть его кистью с длинным жестким волосом, затем колесо перевернуть и проделать то же с другим подшипником.

4. После промывки керосином подшипники и всю ступицу необходимо ополоснуть чистым бензином и хорошо просушить.

5. Проверить легкость вращения подшипников. При заедании подшипника надо найти и устранить причину. Плохое вращение подшипника возможно из-за застревания в подшипнике волоса от кисти или от того, что беговые дорожки (или шарики) имеют раковины вший волос нужно удалить, а при обнаружении раковин на беговых дорожках или на шариках подшипник необходимо заменить.

Если керосин при промывке подшипников попал в обод, то его надо удалить оттуда через имеющиеся в ободе отверстия, иначе оставшийся керосин во время движения будет выливаться из обода и разрушать покрышку.

6. Хорошо просушив подшипники и проверив легкость вращения, набить подшипник консистентной смазкой ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432 - 60), ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433 - 60) до полного заполнения пространства между обоймами. Смазать защитные шайбы и сальники этой же и установить их на место.

Неисправности колес. При снятой покрышке легко обнаруживаются и устраняются неисправности колес. Наиболее вероятными и часто встречающимися неисправностями колес бывают:

1) искривления обода;

2) износ сальников;

3) износ подшипников;

4) увеличение диаметра посадочного гнезда подшипника в ступице;

5) затрудненное вращение колес.

Искривление обода бывает осевое - восьмерка, и радиальное - овал (эллипс).

На ободе могут быть и различного рода вмятины.

Любые деформации обода возникают в результате сильного удара колеса о неровности дороги или при наезде на препятствия.

Плавные восьмерки и овалы ободьев образуются иногда из-за неравномерного ослабления натяжения спиц в результате проседания по месту ниппеля в ободе и головки спицы в ступице, а также вследствие усталостных деформаций самих спиц.

Плавную восьмерку и овал ликвидируют перетяжкой спиц, а вмятины - рихтовкой обода. После ликвидации восьмерки или овала концы спиц, выступающие над ниппелями, необходимо спилить заподлицо с ниппелем. При устранении деформаций обода следует помнить, ч о биение обода в осевом направлении (восьмерка) не должно быть более 3 мм, а в радиальном (овал) - более 2 мм.

Износ сальников и подшипников в процессе эксплуатации мотоцикла естественен и неизбежен. Он ускоряется в результате недостаточного ухода.

Износ сальников определяется по появлению смазки на закрывающем ступицу диске и внутри тормозного барабана. Изношенные сальники надо заменить.

Износ подшипников определяется по свободному перемещению колеса в осевом направлении и по стуку в подшипнике. Для проверки состояния подшипников колеса мотоцикл нужно установить на подставку и, взяв колесо двумя руками с диаметрально противоположных торон, покачать его из стороны в сторону. Если свободное перемещение обода не превышает 1 мм, колесо можно считать еще пригодным к эксплуатации. При наличии люфта свыше 1 мм в подшипниках появляется стук; в этом случае их нужно заменить.

Трение ступицы колеса о тормозной диск также является сигналом об износе подшипников.

Затрудненное вращение колес у нового мотоцикла происходит из-за трения фетрового сальника о распорную втулку и исчезает после пробега мотоциклом 1500 - 2000 км.

У старого мотоцикла плохое вращение колес происходит при недостатке смазки в подшипниках или если смазка старая (загрязненная и загустевшая).

Износ посадочного гнезда подшипника в ступице вызывает проворачивание наружной обоймы подшипника в ступице. Это происходит после многократной выпрессовки и запрессовки подшипников. Не устраненное своевременно < незначительное> проворачивание подшипник в гнезде ступицы приводит к большому износу гнезда.

Небольшое увеличение диаметра< осадочного гнезда можно компенсировать хромировкой наружной обоймы подшипника. Если этого сделать не удается, ступицу следует заменить. Для продления срока службы колес, покрышек и камер необходимо соблюдать следующие у ловия.

1. Поддерживать нормальное давление воздуха в камерах шин.

2. Не прибегать без необходимости к резким торможениям и разгонам мотоцикла, так как это вызывает усиленный износ покрышек, перегружает спицы колеса, а также может привести к вырыванию вентиля из камеры.

3. Во время езды необходимо внимательно наблюдать за дорожным полотном, не наезжать лишний раз на предметы, которые могут повредить колеса.

4. При езде по проселочной дороге, а также по асфальту с выбоинами необходимо двигаться, не допуская стуков в подвесках.

Работа подвесок, сопровождающаяся стуком, способствует образованию вмятин на ободе. Сильный удар об острую кромку асфальта может даже прорубить покрышку, защемленную между ободом и краем асфальта.

Поддержание нормального давления в шинах, а также езда с равномерным увеличением скорости мотоцикла и плавное торможение - залог долгого срока службы покрышек и колес.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.