Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы управления






К органам управления относятся устройства, при помощи которых водитель управляет механизмами мотоцикла и приборами электрооборудования.

К органам управления мотоциклов " Ява" описываемых моделей относятся: рычаг сцепления на левой стороне руля, рычаг тормоза переднего колеса на правой стороне руля, вращающаяся рукоятка газа ползункового типа на правой стороне руля, рычаг тормоза задне о колеса около правой подножки водителе, рычаг переключения передач (одновременно выполняющий функцию рычага пускового механизма) на левой крышке картера силового агрегата около левой подножки водителя, замок зажигания, смонтированный совместно с ней ральным переключателем в корпусе фары, переключатель дальнего и ближнего света, объединенный общим корпусом с кнопкой звукового сигнала на левой стороне руля. Устройство замка зажигания с центральным переключателем и переключателя света с кнопкой сиг ала рассмотрено на стр.52.

Для передачи усилий, создаваемых рычагами тормозов, сцепления п вращающейся рукоятки газа, служат тросы, заключенные в гибкую оболочку.

Устройство. Рычаги тормоза переднего колеса и сцепления аналогичны по конструкции и по способам крепления к рулю, но имеют различие в расположении отверстий для закрепления наконечников троса. Иными словами говоря, один рычаг правый, другой левый. Пр отсутствии нужного рычага можно использовать другой, но тогда отверстие для крепления наконечника троса будет расположено сверху. Рычаг изготовлен из алюминиевого сплава, в отверстие крепления его к рулю запрессована стальная втулка. Ось, вокруг кот рой поворачивается рычаг, представляет собой стальную трубку, внутри которой проходит крепящий болт. Крепятся рычаги на кронштейнах, приваренных к трубе руля.

Вращающаяся рукоятка управления дроссельным золотником карбюратора ползункового типа и состоит из корпуса 5 (обоймы), ползунка 3, вращающейся рукоятки и грибка 13 (рис. 68). Корпус 5 фиксируется на трубе руля стопорным винтом 8. В корпусе находится п оская фрикционная пружина 9, притормаживающая вращающуюся рукоятку. Сила давления пружины на рукоятку и момент трения регулируются винтом в корпусе. В корпусе имеется гнездо, в которое вставляется наконечник оболочки 6 троса 7 газа. Стальная шайба 4 редохраняет корпус от износа вращающейся рукояткой.


Рис. 68. Разрез вращающейся рукоятки газа:
1 - труба руля; 2 - вращающаяся трубка; 3 - ползунок; 4 - шайба; 5 - корпус; 6 - оболочка троса газа; 7 - трос газа; 8 - стопорный винт; 9 - пружина; 10 - спиральная лента; 11 - резиновый чехол; 13 - стопорный винт грибка; 13 - грибок

Грибок 13 является реактивным упором вращающейся рукоятки и фиксируется на трубе руля 1 винтом 12. Грибок центрирует вращающуюся рукоятку и предотвращает попадание грязи в трубу руля. На внутреннюю поверхность вращающейся рукоятки приварена винтовая пираль (лента) 10, а снаружи надет резиновый чехол 11.

Направляющая ползунка 3 выполнена в виде осевой прорези в трубе руля. Ползунок имеет ответный паз для зацепления со спиралью рукоятки газа и бобышку для закрепления наконечника троса газа.

Работа рукоятки газа происходит следующим образом. При вращении рукоятки газа винтовая спираль, находящаяся в зацеплении с пазом ползунка, перемещает его в направляющей прорези трубы руля. В зависимости от направления вращения рукоятки газа ползунок ибо вытягивает трос газа и тем самым поднимает дроссель карбюратора, либо ослабляет натяжение троса и возвратная пружина карбюратора опускает дроссель.

Рычаг тормоза заднего колеса имеет приваренную к нему ось.

На конце оси рычага при.помощи шлицевого соединения и гайки укреплен двуплечий рычаг с отверстиями на концах. В нижнее отверстие вставляется крючок троса тормоза заднего колеса, а в верхнее - конец пружинной тяги включения стоп-сигнала. Рычаг тормоз укреплен и поворачивается во втулке кронштейна, крепящегося к рамке и к подножке водителя.

Рычаг переключения передач и пускового механизма имеет шлицевое соединение с валом и зафиксирован на нем стяжным болтом, который входит в кольцевую проточку вала и предотвращает соскакивание рычага даже при ослаблении затяжки болта. На конце рычага и еется штырь, играющий роль педали. На него надета резиновая муфта.

Регулировка и профилактическое обслуживание. Вращающаяся рукоятка газа должна легко и плавно поворачиваться в обе стороны. Возможность произвольного возвращения рукоятки в нормальное положение (положение малых оборотов холостого хода двигателя) опр деляется желанием и привычками водителя и регулируется винтом, расположенным снизу - спереди корпуса рукоятки.

При регулировке вращения рукоятки газа не следует путать легкость вращения, зависящую от давления на вращающуюся трубку пружины, прижимаемой регулировочным винтом в обойме, и легкость хода ползунка в рукоятке. Ослаблением регулировочного винта нельзя добиться легкого вращения рукоятки газа, если внутри нее находится грязь или отсутствует смазка. Вращающаяся рукоятка не должна иметь свободного хода вдоль трубы руля. Для устранения имеющегося свободного хода нужно затянуть винт, крепящий грибок (че ез отверстие во вращающейся рукоятке), затем, ослабив винт, крепящий обойму рукоятки, подвинуть обойму по направлению к грибку. Убедившись в легком вращении рукоятки, обойму можно закрепить стопорным винтом. Вращение рукоятки должно быть легким, с ми имальным люфтом в осевом направлении.

Для нормальной работы рукоятки газа достаточно один раз в 2-3 месяца (или по мере надобности) разбирать ее для промывки и смазки, а во время эксплуатации не допускать ослабления винтов крепления и свободного перемещения ее вдоль оси трубы руля.

После опрокидывания мотоцикла в песок или пыль (на сторону рукоятки газа), особенно, если после этого рукоятка вращается со скрежетом от попавшего в нее песка, рукоятку необходимо разобрать, промыть и смазать.

Рычаг переключения передач и пускового механизма в процессе эксплуатации требует систематической проверки степени затяжки стяжного болта. Если его своевременно не затягивать, очень скоро шлицы рычага износятся и рычаг придется заменить, так как при и ношенных шлицах затянуть рычаг на валу болтом невозможно.

Рычаги сцепления и тормоза переднего колеса регулировок не имеют.

В процессе эксплуатации необходимо систематически следить за надежностью крепления рычагов к кронштейнам руля и периодически смазывать консистентной смазкой 1-13 пли солидолом осп и боковые поверхности рычагов, входящие в кронштейн.

Ось рычага тормоза заднего колеса в период обкатки нужно смазывать примерно через 1-2 тыс. км пробега или при появлении скрипа в этом узле. Перед смазкой нужно очистить от грязи зазор между втулкой и рычагом, затем закапать в него несколько капель ав ола, нажимая и двигая при этом рычаг тормоза. В дальнейшем ось рычага тормоза можно смазывать консистентной смазкой 1-13 один или два раза в сезон, в зависимости от интенсивности эксплуатации. Пробег в километрах здесь давать нелогично, так как 10000 км пробега по трассе могут потребовать меньшей работы тормозной педали, чем 1000 км езды по городу.

То же самое можно сказать и о периодичности смазки рычагов ручного тормоза и сцепления. Во всех случаях при тугом движении или скрипе в рычагах их следует разобрать, промыть и смазать консистентной смазкой или солидолом.

В процессе эксплуатации необходимо следить за состоянием наружных оболочек тросов. Участки оболочек, касающиеся деталей мотоцикла, необходимо дополнительно обматывать изоляционной лептой, тем самым предохраняя их от протирания. Поврежденную наружную болочку троса можно восстановить, надев на оголенный участок хлорвиниловую трубку или обмотав его изоляционной лентой.

Тросы следует периодически смазывать. Сроки смазки зависят не от того, сколько тысяч километров прошел мотоцикл, а с какой интенсивностью работают тросы и сколько времени. При городской езде тросы работают больше, а в дальних пробегах по шоссе меньше С течением времени масло постепенно перемещается по оболочке книзу, и верхняя часть тросов оказывается почти без смазки, поэтому тросы необходимо смазывать несколько раз в сезон.

Способов смазки тросов очень много. Можно смазывать тросы, снимая их с мотоцикла, можно не снимать их. Снимать с мотоцикла тросы для промывки и смазки рекомендуется один раз в год во время межсезонной профилактики. Во время эксплуатации смазку тросов удобнее производить при регулировочных или иных работах, связанных с освобождением или снятием детали с того или другого конца троса.

Если производить смазку тросов, не снимая их с мотоцикла, то надо обязательно очищать место входа троса в оболочку. Это можно сделать, опуская и ополаскивая конец троса в банке с чистым бензином. Ниже описывается один из вариантов смазки тросов масло без снятия их с мотоцикла.

Трос тормоза заднего колеса освободить от рычага на тормозном диске, а трос газа - от карбюратора. При этом надо следить, чтобы трос газа не уходил в оболочку, иначе он может выскочить и3 ползуна в рукоятке газа и для установки троса придется ее разб рать. Трос сцепления нужно освободить от механизма выключения или от рычага на руле (при некотором опыте можно освобождать трос сцепления от рычага, не отсоединяя его от механизма выключения сцепления). Трос переднего тормоза можно освободить с любог конца.

2. Освобожденные концы тросов укрепить в вертикальном положении, например привязав к веревке, протянутой над мотоциклом.

3. В оболочку в месте входа в нее троса накапать 2-3 капли масла. Эту операцию повторить 3-4 раза, каждый раз дождавшись полного затекания масла в оболочку. Десяти капель вполне достаточно для хорошей смазки троса, излишки все равно вытекут с нижнего конца оболочки. В зависимости от вязкости масла и его температуры вся процедура займет от 20 до 40 мин.

При смазке тросов на их верхнем конце можно укреплять что-нибудь вроде воронки (кусок шланга и т. п.). Воронку надо прикреплять к тросу очень плотно, иначе масло будет просачиваться. В этом случае в воронку надо налить масло и через 30-40 мин тросы б дут смазаны (рис. 60, а).


Рис. 69. Смазка троса:
а - при помощи куска резиновой трубки; б - при помощи бутылки со специальной пробкой

Способ смазки тросов с применением бутылки со специальной пробкой показан на рис. 69, б. В этом случае бутылка должна быть наполнена маслом примерно наполовину.

Во время зимней профилактики тросы нужно спять с мотоцикла, промыть в керосине или ополоснуть в чистом бензине. Хорошо просушив тросы, свернуть их кольцом и опустить на 20- 30 мин в теплое масло (теплое, но не горячее, так как при температуре около 1 0° плавятся защитные чехлы на оболочках), затем остудить их вместе с маслом. После этого, дав стечь излишкам масла и протерев тросы, установить их на место.

Если мотоцикл хранится зимой в холодном гараже, то весной смазывать тросы не понадобится, так как масло на морозе загустеет и не вытечет из оболочек. Если же мотоцикл зимой хранится в теплом помещении, то установку тросов следует произвести перед вво ом мотоцикла в эксплуатацию. Если при хранении мотоцикла в теплом гараже тросы смазаны задолго до весны, их следует свернуть колечком и хранить в горизонтальном положении.

Неисправности органов управления. Рычаг переключения передач обычно имеет одну неисправность - люфт рычага переключения передач на валу. Это неисправность, с которой мотоциклист часто сталкивается, но обычно не обращает на нее внимания. Вначале этот юфт возникает от ослабления затяжки болта, крепящего рычаг на валу. Если на это не обратить внимания, произойдет износ шлицев рычага и уже затяжкой болта люфт не устранить; потребуется замена рычага, а иногда даже вала.

Рукоятка газа очень часто имеет свободное перемещение вдоль руля. Оно происходит в результате ослабления затяжки винта, крепящего грибок-заглушку к трубе руля, или при ослаблении затяжки винта, крепящего обойму рукоятки газа к трубе руля. Устраняется затяжкой указанных винтов в обойме и в грибке.

Тугое вращение или заедание рукоятки газа происходит, если она не смазана или если очень туго затянут регулировочный винт в обойме (последнее встречается редко, обычно бывает наоборот - ручка не фиксируется в оставленном положении).

Тугое вращение рукоятки газа очень часто происходит при Попадании в нее грязи (при падениях или во время разборки).

Заедание рукоятки газа может происходить при чрезмерном износе ее деталей (из-за образования перекосов). Устраняется заменой ползуна пли всей рукоятки в сборе.

Рычаг и ручного тормоза и сцепления имеют люфт на осях (болтаются) при износе их боковых плоскостей, входящих в кронштейны, и если слабо затянуты болты осей. Устраняется затяжкой болтов или заменой изношенных деталей.

Тугое движение тросов в оболочках наблюдается в том случае, если они не смазаны. Тугое движение сопровождается скрипом. Неплавное движение троса в оболочке может происходить и тогда, если у троса перетерлась жила. Перетирание тросов обычно происходит в местах входа пли выхода их из штуцеров. Поэтому при профилактических осмотрах всегда следует обращать внимание на места входа и выхода тросов. Скрипящий трос надо смазать, а трос с лопнувшей жилой заменить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.