Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Передняя вилка






На описываемых моделях мотоциклов Ява-250 до 559-057308 и Ява-350 до 354-185005 установлена передняя телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами одностороннего действия. Рабочий ход вилки 150 мм.

Устройство. Передняя вилка (рис. 58) состоит из двух параллельно расположенных перьев 1, соединенных между собой в верхней части мостиками (верхним 9 и нижним 18). Мостики соединены между собой стержнем (осью) 16.

Один конец стержня приварен к нижнему мостику, а другой имеет резьбу, на которую навинчивается гайка 12. Гайка стержня крепит верхний мостик вилки и одновременно вместе с шайбой является контргайкой гайки 13 верхней чашки подшипника рулевой колонки. рулевой головке рамы стержень (следовательно, И вилка) установлен на двух радиально-упорных насыпных шарикоподшипниках. Рулевая головка рамы и стержень (ось) вилки с подшипниками образуют так называемую рулевую колонку. Подробно устройство рулевой к лонки рассматривается на стр. 143.

В верхнем мостике каждое перо закреплено с помощью резьбовой пробки, в нижнем - стяжным болтом 19. Верхний мостик со всеми крепящимися к нему деталями и верхние части перьев, расположенные между мостиками, закрыты кожухами фары 3 и 4, что создает впе атление о вилке и фаре как о едином целом.

Перо вилки (рис. 59) состоит из основной (неподвижной) трубы 10, которая жестко закрепляется в верхнем и нижнем мостиках, подвижного наконечника 25 с гайкой-сальником 18, цилиндрической пружины 13, закрытой кожухом 19, и гидравлического амортизатора.

Основная труба в верхней части имеет внутреннюю резьбу, в которую ввинчивается резьбовая пробка 6. Снаружи верхний конец основной трубы конусный. Конус трубы входит в конусное отверстие верхнего мостика. Фиксируется верхний конец трубы в верхнем мост ке при помощи резьбовой пробки 6.

На нижнем конце основной трубы запрессованы бронзовые втулки 21 и 31, между которыми находится распорная втулка 22. Втулки фиксируются на трубе стальным стопорным кольцом 32.

В нижней части основной трубы имеются отверстия для прохода гидравлической жидкости при работе вилки.

Подвижные наконечники перьев разные. Левый (по ходу мотоцикла) наконечник имеет разрезанную проушину крепления оси колеса.

В проушине левого наконечника помещается разрезанная вдоль распорная втулка. Проушина и распорная втулка (вместе с осью) после установки переднего колеса стягиваются болтом и, прижимаясь к оси колеса, фиксируют положение нижней части перьев вилки.

У правого подвижного наконечника проушина крепления оси выполнена так, что кроме основного своего назначения она является и реактивным упором тормозного диска колеса (разреза в проушине нет). В остальном устройство перьев и подвижных наконечников сов ршенно аналогично. Из-за различия подвижных наконечников перья вилки различаются как правое и левое.


Рис. 58. Передняя вилка:
1 - перья вилки; 2 - резиновые прокладки; 3 и 4 - нижний и верхний кожух фары; 5 и 6 - болты; 7 - шайбы; 8 - хомуты крепления трубы руля; 9 - верхний мостик; 10 - распорные втулки; 11 - гайки; 12 - гайка стержня рулевой колонки; 13 - гайка чашки подш пника; 14 и 17 - чашки подшипника; 15 - шарики подшипников; 16 - стержень рулевой колонки; 18 - нижний мостик; 19 - стяжной болт

К нижней части подвижных наконечников приварены кронштейны 33 для крепления кронштейнов грязевого щитка переднего колеса. Скольжение подвижного наконечника вдоль основной трубы происходит на бронзовых втулках. Одна втулка 20 установлена внутри верхне части подвижного наконечника и две втулки 21 и 31 установлены на нижнем конце неподвижной трубы, входящем в подвижный наконечник.

Герметизация внутренней полости пера в соединении неподвижная труба - подвижный наконечник осуществляется при помощи накидной гайки-сальника.

Гайка-сальник 18 навинчивается на верхнюю резьбовую часть подвижного наконечника пера вилки. В гайке имеется резиновый самоподжимающийся сальник, 15 и кожаный сальник 14. Утечка амортизаторной жидкости из пера через торцовую часть подвижного наконечн ка и резьбовую часть гайки-сальника предотвращается фибровой прокладкой 17. Снаружи на гайке закреплено пластиковое кольцо 16, которое служит для направления движения наружного кожуха пера. Направляющее кольцо кроме своего основного назначения предот ращает попадание грязи под кожух.

Клапаны, ввинченные (под кожухом фары) в верхние части неподвижных труб, служат для выхода воздуха из внутренних полостей перьев при работе вилки.

Цилиндрическая пружина 13, расположенная вокруг основной трубы, является подрессоривающим элементом подвижного наконечника. Снаружи пружина и часть основной трубы закрыты кожухом 19. Между кожухом пера и мостиком установлена резиновая прокладка 12. Ж сткого крепления кожух не имеет и фиксируется силой пружины, которая прижимает его к нижнему мостику. Нижние витки пружины опираются на накидную гайку-сальник подвижного наконечника, а верхние витки через кожух и резиновую прокладку 12 упираются в ни ний мостик вилки.

Гидравлический амортизатор помещается внутри пера. Состоит он из корпуса и штока с поршнем. На нижнюю часть корпуса навинчивается головка 5, имеющая штифт 4. Штифт головки входит в углубление подвижного наконечника и этим фиксирует корпус амортизатор в подвижном наконечнике. Вверху корпуса гидроамортизатора расположены направляющие втулки 24 штока, закрепленные стопорными кольцами 32.

Корпус гидравлического амортизатора расположен и закрепляется внутри (в торце) подвижного наконечника при помощи болта 1, который является также сливной пробкой амортизаторной жидкости. Шайба 2 и прокладка 5 предотвращают утечку амортизаторной жидкос и из наконечника.


Рис. 59. Разрез пера передней вилки:
1 - болт-пробка; 2 - фасонная шайба; 3 - прокладка; 4 - штифт; 5 - головка; 6 - резьбовая пробка; 7 - сальник; 8 - контргайка штока; 9 - маслоотражательные шайбы; 10 - неподвижная труба; 11 - шток; 12 - резиновая прокладка; 13 - пружина; 14 - кожаный сальник; 15 - резиновый сальник; 16 - пластиковое кольцо; 17 - фибровая прокладка; 18 - гайка; 19 - кожух; 20 - втулка наконечника; 21 и 31 - втулки неподвижной трубы; 22 - распорная втулка; 23 и 26 - стопорные кольца; 24 - направляющие втулки штока; 25 - подвижный наконечник; 27 - корпус гидравлического амортизатора; 28 - направляющая втулка поршня; 29 - поршень; 30 - гайка поршня; 33 - стопорное кольцо; 33 - кронштейн крепления грязевого щитка

Шток 11 изготовлен из стального прутка. В нижней части шток имеет поршень 29 и направляющую втулку 28 поршня, закрепленные фасонной гайкой 30. Гайка закернена на штоке. В верхней части штока имеются лыски для ключа и три кольцевые канавки, в которых иксируются маслоотражательные шайбы 9. Заканчивается верхняя часть штока резьбой, которой он ввинчивается в резьбовую пробку основной трубы. В резьбовой пробке шток контрится гайкой 8. Этот узел закрывается пробкой из маслостойкой резины.

Профилактическое обслуживание. В процессе эксплуатации надо следить за состоянием крепежа (за затяжкой болтов в нижнем мостике и верхних пробок основных труб) передней вилки я не допускать утечки масла из гидравлических амортизаторов.

Периодически необходимо производить смазку пружин и внутренних поверхностей кожухов и замену жидкости в перьях.

Замена амортизаторной жидкости в гидравлических амортизаторах. Первую замену масла в гидравлических амортизаторах передней вилки завод-изготовитель рекомендует произвести через 1000 км- пробега. Указания по срокам замены масла в процессе эксплуатации в руководствах разных лет издания противоречат, друг другу. Практика эксплуатации мотоциклов< Ява> показывает, что после обкатки мотоцикла (5000 км) достаточно производить замену масла через 3000 - 5000 км пробега (в зависимости от условий эксплуатац и).

Заменой масла пренебрегать не следует, так как оно является не, только рабочей жидкостью гидравлического амортизатора, но и смазывает подвижные части пера вилки. Загрязненное же масло будет способствовать усиленному износу втулок вилки и других ее де алей.

Для заливки в гидравлические амортизаторы можно применять смесь, состоящую из равных частей масел СУ и веретенного марки АУ либо веретенного и МС, веретенного и автола в соотношении 2: 1.

Оптимальный состав лучше всего подобрать опытным путем, в зависимости от температуры воздуха и условий эксплуатации мотоцикла. При правильном выборе смеси вилка должна достаточно мягко реагировать на неровности дороги и в то же время не стучать в нач ле и в конце хода наконечников. Если вилка стучит, значит смесь имеет недостаточную вязкость, если плохо смягчает удары - смесь слишком вязкая.

Порядок выполнения операций при замене масла следующий.

1. Вынуть предохранитель электрической цепи из патрона.

2. Снять отражатель фары с ободком и стеклом.

3. Снять верхний кожух фары со спидометром, предварительно отсоединив привод спидометра.

4. Вывернуть резьбовые пробки 6 из основных неподвижных труб (рис. 59). Контргайки штока можно не отворачивать.

5. Снять переднее колесо.

6. Вывернуть болты-пробки 1, поднять в каждом пере корпус амортизатора, потянув (за шток) его вверх и сместив в наконечнике относительно сливного отверстия.

7. Завернуть болты-пробки и в каждое перо вилки залить по 150 - 200 см3 керосина. Энергично нажимая на наконечники перьев и поднимая и опуская штоки гидравлических амортизаторов, промыть амортизаторы и внутреннюю полость перьев.

8. Слить керосин, вывернув болты-пробки.

9. Снова завернуть болты-пробки, налить 200 см3 чистого бензина и повторить операцию промывки.

10. Слить бензин, вынуть гидравлические амортизаторы, подняв их вверх, и просушить вилку.

11. Сжать пружины перьев примерно на одну треть их рабочего хода и зафиксировать положение подвижных наконечников на неподвижных трубах.

Наконечники можно легко и быстро зафиксировать с помощью куска обыкновенной веревки. Делается это следующим образом.

Сжав пружины перьев (любым способом) и удерживая их в этом положении, нужно пропустить веревку под верхнюю часть грязевого щитка, а концы веревки завязать на нижнем мостике вилки.

12. Установить гидравлические амортизаторы в перья и, убедившись в правильной установке корпуса амортизатора в вилке (установочный штифт 4 корпуса амортизатора должен войти в отверстие наконечника), завернуть болты-пробки - рис. 59.

Для того чтобы легко и быстро установить корпус амортизатора в нужное положение, в него следует ввернуть, используя резьбу для болта-пробки, вспомогательный болт с - резьбой М6. Этот болт должен быть длиной не менее 50 мм и иметь резьбовую часть не б лее 10 мм.

Завернув вспомогательный болт в корпус амортизатора до упора, корпус следует поворачивать как бы завинчивая болт и одновременно легко тянуть его вниз. В момент попадания штифта в отверстие болт резко переместится вниз и будет слышен металлический стук. Конечно при этом прекратится и поворачивание болта.

13. Сверху небольшими порциями, используя воронку, залить в перья вилки по 150 см3 подготовленной амортизаторной жидкости.

14. Развязать или разрезать узел вспомогательной веревки.

15. Завернуть пробки 6 и установить на место кожух фары, привод спидометра и рефлектор. При установке кожуха фары необходимо следить за проводами, чтобы не защемить их между спидометром и верхним мостиком.

16. Установить колесо на место и затянуть его ось, не затягивая болт на наконечнике левого пера.

17. Сняв мотоцикл с подставки, несколько раз нажать через руль на вилку и, только убедившись в ее нормальной работе, затянуть стяжной болт в наконечнике левого пера.

18. При использовании для промывки перьев и заливки масла шприца, аналогичного медицинскому, работа намного ускоряется, так как при этом отпадает необходимость снимать верхний кожух фары и отворачивать пробки основных труб. В этом случае залив ку керосина и бензина для промывки и масла производится через отверстия для воздушных клапанов, которые должны быть предварительно вывернуты.

Чтобы сливаемое масло и особенно промывочная жидкость не оставались в нижней части подвижного наконечника, необходимо, сливая масло и промывочную жидкость, поднимать и смещать {относительно сливного отверстия наконечника) корпус гидравлического аморт затора. Делается это винтом, используемым для его установки (см. п. 12).

Смазка пружин. Пружины передней вилки и внутренние поверхности кожухов следует смазывать консистентной смазкой 1 - 13 минимально один раз в сезон после демонтажа перьев вилки из мостиков.

Неисправности перьев передней вилки. Стуки и шумы. Для облегчения понимания причин, вызывающих стуки и шумы в перьях передней вилки, стуки и шумы следует разделить на две группы.

Первая группа стуков - это стуки, возникающие от перемещения деталей вилки в продольной плоскости мотоцикла и в стороны от нее.

Эти стуки возникают, например, при езде по ровной булыжной дороге. Следует подчеркнуть, что езда по булыжной дороге лучший способ для определения дребезжащих и плохо закрепленных или работающих с ненормальными зазорами деталей.

Стук кожухов вилки является самым первым посторонним звуком, возникающим в передней вилке. Он обнаруживается еще в период обкатки мотоцикла. Этот звук возникает от трения кожухов о кронштейны грязевого щитка переднего колеса. Звук трения сопровождает я дребезжанием кожухов, особенно при езде по булыжнику. Для устранения трения (касания) кожухов о кронштейны необходимо в местах касания подпилить ребра кронштейнов.

Скрип пружин под кожухами происходит в результате попадания песка под кожухи и на пружины и при недостатке смазки на пружинах и на внутренней поверхности кожухов. Устраняется после снятия пера вилки смазкой пружин и внутренней поверхности кожуха консистентной смазкой 1 - 13 или солидолом. Трение и скрип гайки наконечника о внутреннюю поверхность кожухов происходит при износе направляющего кольца на гайке наконечника, а также при недостатке смазки на внутренней поверхности кожуха. Устраняется смазкой внутренней поверхности кожуха конси тентной смазкой 1 - 13, а при износе кольца установкой нового кольца.

Стук наконечника пера вилки возникает при чрезмерном износе втулок пера вилки. Причем характерно, что при износе втулок учащаются стуки при полном сжатии вилки и на обратном ее ходе. Это происходит потому, что конструктивно втулки играют роль дополнительных буферов.

Износ втулок перьев вилки определяется при поднятом колесе мотоцикла. После установки мотоцикла на подставку перья раскачивают руками в плоскости движения мотоцикла. При износе втулок будет заметный люфт подвижных наконечников на основных трубах, а т кже будет слышен стук в перьях. Не следует путать этот люфт и стук с люфтом и стуком в подшипниках рулевой колонки. Изношенные втулки следует заменить.

Вторая группа стуков - это стуки, возникающие в конце обратного или прямого хода вилки. Эти стуки возникают при езде по ухабистой дороге или по пересеченной местности, когда переднее колесо то полностью сжимает вилку, то повисает в воздухе.

Стуки вилки при срабатывании ее до упора и на обратном ходе трудно спутать с другими стуками в вилке, так как они возникают в соответствующей обстановке (плохая дорога) и отдаются резкими ударами в руки водителя.

Стуки в вилке при срабатывании ее до упора (верхнего или нижнего) возникают по различным причинам. Когда они появляются при езде по ухабистой дороге, то бывают вызваны или неумелым вождением или большой скоростью мотоцикла, не соответствующей состоян ю дороги. Если водитель хорошо владеет техникой езды по разбитой дороге, то стуки могут появляться в результате:

1) недостаточной: вязкости амортизаторной жидкости, залитой в вилку;

2) недостаточного количества амортизаторной жидкости.

В обоих случаях жидкость необходимо сменить. Если после замены жидкости стуки не прекращаются, то можно залить более вязкую смесь. Вязкость жидкости должна соответствовать температуре окружающего воздуха. Следует учитывать, что при заливке жидкости б льшой вязкости нормальная работа вилки нарушается. Вилка становится< жесткой> и не гасит толчки, сообщаемые ей при движении мотоцикла. Если последовательная замена амортизаторной жидкости (в пределах вязкости, обеспечивающей нормальную амортизацию) х е прекращает стуков, особенно возникающих при обратном ходе вилки, то стуки могут быть в результате одной или сочетания нескольких нижеперечисленных причин:

1) износ втулок неподвижной трубы и втулки наконечника;

2) дефекты в гидравлическом амортизаторе:

а) поршень 29 амортизатора соскочил со штока 11 (отвернулась гайка) - рис. 59;

б) шток вывернулся из резьбовой пробки 6 основной трубы;

в) изношены втулка и поршень в гидравлическом амортизаторе.

Проверить работу амортизатора нужно следующим образом:

1) сняв верхний кожух фары, отвернуть верхнюю резьбовую пробку 6 вилки;

2) вытащить резиновую пробку;

3) отвернуть контргайку 8 штока 11 и отвернуть резьбовую пробку 6 от штока;

4) навернуть на шток приспособление (см. рис. 102, а) и, удерживая его в руке, перемещать шток вверх и вниз.

При правильной работе амортизатора шток должен легко опускаться вниз, а вверх идти со значительным сопротивлением, создаваемым работой поршня. Особенно сопротивление должно ощущаться при резком движении штока вверх (рывком).

Шток будет двигаться вверх без заметного сопротивления, если детали амортизатора сильно износились или мала вязкость амортизаторной жидкости. Если залита жидкость соответствующей вязкости, амортизатор следует разобрать для ремонта.

Утечка амортизаторной жидкости из перьев вилки. Жидкость из перьев вилки может вытекать из-под болта-пробки 1 (рис. 59), закрывающего сливное отверстие и одновременно крепящего амортизатор к наконечнику, и около гайки-сальника 18 наконечника.

Причинами утечки амортизаторной жидкости могут быть: у болта-пробки 1:

1) слабая затяжка болта-пробки 1;

2) повреждение прокладки 3 под ним; у гайки - сальника 18:

1) слабая затяжка гайки на наконечнике. В этом случае гайку нужно затянуть при помощи ключа, изображенного на рис. 60;

2) повреждение фибрового уплотнения 17 (рис. 59) в гайке.

Фибровое уплотнение может быть повреждено неровной плоскостью торца наконечника;

3) неровная верхняя плоскость в торце наконечника вилки.

Плоскость торца может быть испорчена при небрежной разборке или хранении наконечника;

4) изношен резиновый сальник гайки. Изношенный сальник заменяется новым. Обычно одновременно с износом резинового сальника изнашиваются и другие детали гайки. Поэтому, если обнаружен износ сальника, следует заменить всю гайку с сальником в сборе;


Рис. 60. Приспособление для затяжки гайки-сальника пера передней вилки:
а - размеры приспособления; б - установка приспособления на перо. 1 - вороток; 2 - приспособление; 3 - прокладка; 4 - подвижный наконечник пера;

5) продольные глубокие риски на неподвижных трубах; даже новый резиновый сальник не сможет удержать жидкость, просачивающуюся вдоль рисок.

Кроме вышеперечисленного может происходить выбрасывание жидкости через воздушный клапан, если жидкости налито в вилку больше 150 см3.

Нарушение резьбы шпилек подвижного наконечника. У перьев передней вилки часто нарушается резьба шпилек, на которые крепится грязевой щиток переднего колеса. Шпильки с сорванной резьбой нужно срезать заподлицо с кронштейном, а накладку с укрепленными а ней винтами приварить к кронштейну. Шов сварки должен проходить по периметру старого кронштейна.

Для того чтобы, во время сварки не повредить хромовое покрытие подвижного наконечника, его следует погрузить в ванну с водой, оставив над поверхностью воды только кронштейн крепления грязевого щитка.

Неисправности рулевой колонки рассматриваются в п. 4 стр. 145.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.