Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НСКК - дорога со встречным движением к общей цели.






1.

Мы определили основных участников Национальной системы компетенций и квалификаций

6. Человек.

7. Работодатель.

8. Профессионалы и их ассоциации.

9. Профессиональное образование (формальное, неформальное, спонтанное).

10. Государство, если мы говорим о многонациональном народе, объединённом географией, экономикой, культурой, историей, жизнью. И если мы не представляем его в лице только чиновничьей бюрократии.

Первые два участника представляют, одновременно, основные противоположности рынка труда, где работодатель является покупателем рабочей силы с её квалификацией и компетенциями, а человек, являясь собственником этих компонентов, становится продавцом. Баланс рынка состоит в удовлетворении спроса предложением в количественном и качественном выражении. НСКК призвана решить, в первую очередь, качественный аспект, заключающийся в квалифицированности человека, как работника, обладающего набором необходимых компетенций.

Компетенции возникают в процессе деятельности на рабочем месте, где любое усовершенствование исполнения профессиональных функций поднимает качество работы и уровень профессионального мастерства исполнителя, то есть квалификации профессионала. Только не работавший человек может утверждать обратное или нести откровенный бред о возникновений компетенций в стенах учебного заведения или в результате научных изысканий.

Положительный опыт эффективной работы одного профессионала на его отдельном рабочем месте, приведший к возникновению новой компетенции, будет иметь действительную пользу для предприятия при двух основных условиях. Во-первых, данная компетенция должна стать нормой компетентности максимального количества носителей данной профессии или специальности. Во-вторых, это должно быть сделано в максимально же короткие сроки.

Освоение компетенции наиболее эффективно при сочетании теории и практики, но и в том и в другом случае данная компетенция сначала должна быть профессионально описана непосредственно профессионалом, признана профессиональным сообществом и отражена в нормах профессионального стандарта. Выполнение этой задачи не может быть возложено на учебное заведение или научное образование, если только данный стандарт не относится к их профессиональной деятельности. За профессиональный стандарт не несёт ответственности работодатель, хотя и является основным заказчиком и потребителем квалифицированных кадров. У работодателя трудятся представители множества совершенно разных профессий, уровень компетентности которых он в состоянии проверить только с помощью соответствующего профессионального сообщества, которое и является основным инициатором создания, автором содержания, исполнителем внедрения профессионального стандарта, вобравшего в себя все актуальные компетенции профессии, зарождённые на рабочем месте.

Важно понимать, что профессиональный стандарт создаётся в первую очередь для его освоения другими же членами профессионального сообщества и эффективность этого процесса во многом зависит от образовательно-подготовительного процесса. После десятилетий уничтожения Российского профессионального образования, девальвации дипломов высшей школы, опустошения армии технологов, инженеров, рабочих с думающими руками, бесконтрольного заполнение рынка труда никому не нужными безграмотными экономистами, юристами и прочего рода филологами мы начинаем вдруг огладываться по сторонам в надежде увидеть, найти, применить к нашей действительности непрофессионального образования какие либо новации международного (западного) образца. При этом совершенно разучились смотреть в собственную историю, в историю нашего профессионального образования.

Почему то для популяризации рабочих профессий, совершенствования и освоения новых компетенций и навыков мы бросились тащить в страну некую международную, весьма коммерциализированную систему WSI (мировые компетенции), хотя в стране до сих пор существует множество отечественных движений и конкурсов профессионального мастерства в отраслевом и федеральном масштабе. Или взять немецкую «Дуальную систему» подготовки кадров, где идёт успешное сочетание теоретической подготовки с практическим закреплением на рабочем месте. Что здесь инновационного и нетрадиционного для нашей системы профессиональной подготовки при нашем отечественном опыте наставничества молодых рабочих и фабрично-заводского обучения(ФЗО)? Можно жаловаться на уничтожение начального профессионального образования разного рода проходимцами, можно кивать на отсутствие желания молодёжи идти в рабочие и технологи, можно тесать кол на голове, но одним проявлением недовольства ничего не сделаешь. Рынок труда, где потребности в квалифицированных работниках определяет работодатель, в любом случае наполнит поток трудовых ресурсов на замещение этих потребностей. Отечественные это будут специалисты, или приезжие из-за рубежа, уже не важно. Европейские конвееры давно «разговаривают» на арабском и турецком языках. Важно, каким образом обеспечить быструю, качественную и в соответствии с быстро меняющимися требованиями к компетенциям и профессиональным стандартам подготовку.

2.

Дуальная система, как и система ФЗО, тем и хороша, что скорость освоения профессиональных компетенций обеспечивается за счёт успешного одновременного сочетания теории и практики. Теоретический материал незамедлительно и в логической последовательности закрепляется на рабочем месте. Причём, не в игровой форме, а в виде выполнения реального рабочего задания, за которое платят заработную плату. Здесь важно обеспечить плавность передачи обучаемого из рук профессионального преподавателя в руки преподающего профессионала, то есть наставника, и обратно. А вот это мы, как раз, утеряли в 90-х, когда пресловутый ЕГЭ уровнял шансы всех выпускников для получения высшего образования. Высшим его, как теперь стало ясно, назвать можно весьма условно, но главная цель «экпериментаторов –реформаторов» была достигнута- мы потеряли интеллектуальный рабочий класс, инженерную интеллигенцию и, что самое обидное, эффективную практикоориентированную систему подготовки рабочих и инженерных кадров страны.

Низкий уровень подготовки выпускников показал огромный провал в несоответствии учебных образовательных программ быстро меняющимся профессиональным требованиям на рабочих местах. Один за другим встали вопросы описания профессиональных требований в профессиональных стандартах, модулирования на их основе учебных программ, наличия профессиональных преподавателей, способных это делать быстро и качественно. Этим озадачились и в Уральском региональном агентстве развития квалификаций практически с самого начала деятельности. Решение было найдено в недрах Российского государственного профессионально-педагогического университета, совместно с которым и с привлечением Центра изучения проблем профессионального образования под руководством О.Н. Олейниковой УРАРК учредило Урало-сибирский центр компетенций и квалификаций (УЦСКК). Главной задачей Центра стала разработка профессионального стандарта для подготовки именно таких преподавателей профессионального образования. В процессе разработки и дальнейшей экспертизы пришло безусловное осознание, что высокое качество преподавателя профессионального образования должно обеспечиваться наличием у него достаточных отраслевых компетенций, что и закладывается сейчас в систему развития профессиональных квалификаций преподавателей профобразования, выстраиваемую УРАРК и УЦСКК. Таким образом, база для обеспечения системы профобразования профессиональными преподавателями нового образца практически решена. Для плавной же передачи обучаемого из рук теории в руки практики и обратно нам не достаёт преподающих профессионалов. Пока не достаёт.

Задача номер два, стоящая в данное время перед УСЦКК и УРАРК, это разработка, актуализация и внедрение профессионального стандарта «Преподаватель профессиональной деятельности», который позволит нам в дальнейшем приступить к обучению преподавательским компетенциям отраслевых профессионалов из числа высококвалифицированных специалистов, в руках которых, зачастую, и рождаются профессиональные компетенции. Решив поставленную задачу, мы получаем дорогу со встречным движением, где процесс подготовки специалистов идёт одновременно с двух сторон, что экономит время и обеспечивает качество. И здесь нет необходимости скрупулёзно изучать и пытаться внедрить инновационные системы профобучения из-за рубежа. Во-первых, в них столько же инноваций, сколько в хорошо забытой российской школе профессионального образования. Во-вторых, у нас не так много времени на перенимание опыта по изобретению велосипеда. В-третьих, мы сами нашли слабое звено в цепи передачи знаний, навыков и умений от профессионала профессионалу.

Весьма важным дополнением здесь будет то, такое двухстороннее движение даёт нам существенный ресурс специалистов для дальнейшей профессиональной стандартизации и быстрого перевода их в образовательные модули.

3.

Двухстороннее движение в профессиональном образовании это есть суть и отражение более глобального движения, вызванного развитием новых профессиональных компетенций, целых профессий и квалификаций. Постоянно нарастающий заказ работодателей, как вызов системе профессионального образования, не может обрабатываться только учебными часами теории и не в состоянии обеспечивать качество без непосредственного участия в подготовке работодателей и профессиональных сообществ. И здесь возникает закономерный вопрос: «А кто должен организовать и дальше регулировать это движение?».

Ответ, казалось бы, ясен по опыту создания региональных систем развития квалификаций и национальной сети агентств развития профессиональных квалификаций. АРПК создаются и в областях с населением среднего города, и на территориях, охватывающих несколько субъектов Федерации. Но, всегда ли решение может быть одинаковым для разнокалиберных территорий, различающихся не только географией, топографией и этнографией, но и промышленностью, населением, сырьевым балансом и производительностью экономики? И всегда ли для исполнения роли регулятора региональной (местной) системы компетенций и квалификаций необходимо создание целого агентства с его архи стратегическими задачами по приведению и адаптации различного множества международных и национальных систем развития квалификаций, актуализации региональных систем до уровня межрегиональных и национальных, построению глубокоэшелонированной системы оценки и сертификации квалификаций? Конечно, нет.

АРПК (РАРК) – это организации, прежде всего представляющие интересы работодателей и профессиональных сообществ и призванные обеспечивать необходимый баланс потребностей и предложения на рынке квалификаций. И на уровне крупного промышленного узла, как, скажем, Уральский Федеральный округ, существование такой организации и оправдано, и целесообразно. Это обусловлено многими факторами, в и в первую очередь огромным количеством не только предприятий-работодателей, но и целых отраслей экономики со своими же отраслевыми системами профессионального образования и подготовки. В таких экономически мегапрофильных регионах при общем дефиците производственных рабочих, технологов и инженеров проблемы использования трудовых ресурсов, определение вектора их профессиональной деятельности и трудовой миграции можно и должно решать лишь общими усилиями, сконцентрированными в единой организации, управляемой единым Координационным Советом. Более того, опыт размещения Международных систем развития квалификаций показал, что работа эффективна на дилерских принципах, когда провайдер системы охватывает наибольшую территорию и, соответственно, большее количество потенциальных клиентов. Это и быстрее для развития институтов НСКК и дешевле конечному получателю услуг по подготовке и сертификации квалификаций.

Что же касается внутренних территорий региона, где каждый субъект имеет меньше промышленно-отраслевых сегментов и трудовое население в большинстве своём привязано к доминирующей отрасли экономической деятельности, роль регулятора местной системы компетенций и квалификаций вполне под силу территориальной торгово-промышленной палате. Кстати, миссия ТПП заключается именно в создании благоприятных условий работодателям для ведения их бизнеса. А разве обеспечение рынка квалификаций качественным содержанием не является одним из таких условий?

Если уж мы так любим обращаться к международному опыту, то именно система торгово-промышленных палат и занимается регулированием рынка квалификаций во многих развитых, слаборазвитых, недоразвитых и пытающихся стать таковыми странах мира. Более того, при всём уважении к таким объединениям работодателей, как Союз промышленников и предпринимателей (СПП) и Деловая Россия, система ТПП более подходящая для такой роли. Во-первых, СПП, по сути, есть ни что иное, как «профсоюз олигархов» и представляет скорее стратегические интересы крупного бизнеса. Во-вторых, Деловая Россия представляет инициативы среднего и малого предпринимательства. В- третьих, ТПП объединяют все категории работодателей, включая обширный отряд профессиональных сообществ конкретного региона, не имея вертикали административного управления и осуществляя свою работу на партнёрских, то есть взаимовыгодных и демократических условиях.

Можно много перечислять достоинств и возможностей торгово-промышленных палат, но достаточно уже и того опыта, который был получен в процессе реализации проекта УРАРК, когда только палаты Ямала, Нижнего Тагила и Магнитогорска представили интересы более 500 предприятий разных отраслей промышленности. Участие в Координационном Совете ещё трёх палат (Уральской, Сургутской и Курганской) увеличили потенциал ещё до 1500 работодателей. В двух палатах были созданы межотраслевые центры оценки и сертификации квалификаций. При условии включения в активную работу всех палат Большого Урала, то мы имеем реальную возможность охватить более десяти тысяч функционирующих предприятий, представляющих практически все отрасли промышленности региона, а так же предприятий профессионального образования. Более того, каждая из палат вполне может справиться не только с ролью межотраслевых центров сертификации квалификаций, которых потенциально можно будет создать полтора десятка в щаговой доступности для населения, а и генеральным образом представлять интересы своих работодателей на рынке квалификаций и своего и общего региона, каким является Большой Урал. Они вполне могут выполнять роль территориального агентства развития квалификаций, защищая интересы местного рынка квалификаций в Координационном Совете Уральской системы компетенций и квалификаций, а уже через неё в Национальной сети агентств развития профессиональных квалификаций.

А если уж говорить о популяризации актуальных профессий через конкурсы профессионального мастерства, то здесь у торгово-промышленных палат с их обширным членством работодателей просто самый колоссальный потенциал.

Мне представляется, что выбранный курс УРАРК на консолидацию с Ассоциацией торгово-промышленных палат Уральского Федерального округа в едином Координационном Совете Уральской системы компетенций и квалификаций был на сто процентов оправданным и ещё не доведён до логического

завершения.

4.

Возвращаясь к аллегории дорог с двухсторонним движением, уместно вновь вспомнить информационно-технологическую платформу Национальной сети агентств развития профессиональных квалификаций WageUp. Все участники движения на ней отмечены. Здесь и работодатели, ищущие квалифицированных специалистов, соответствующих их потребностям. Здесь же и сами специалисты, ориентирующиеся не только на свободные вакансии, но и новые компетенции и профессии. Здесь же и носители учебных программ, способные дать те знания, навыки и умения, которые помогут профессионалу стать наиболее востребованным. Здесь же и глубокая и разнопрофессиональная система оценки и сертификации квалификаций, выполняющая роль отдела качества рынка квалификаций. Здесь же и сами профессиональные сообщества, представленные во всех вышеназванных компонентах. И в этой оси координат всё находится в постоянном движении от одной точки к другой, встречаясь по пути следования и обмениваясь информацией. Это, если хотите, виртуальная биржа квалификаций с реальными действующими лицами и представляющая из себя Национальную систему компетенций и квалификаций с её региональными составляющими. И весьма важно заметить, что она совершенно самоокупаемая.

А вы, уважаемый читатель, заметили, что нигде не сказано о роли и месте чиновничьего аппарата от системы управления трудом или профессиональным образованием? Я усердно искал место для участия системы административного управления исполнительной власти и ничего другого в голову не пришло, как роль такого же работодателя или, в крайнем случае, рядового пользователя, для составления только ей нужных прогнозов и ведения статистической отчётности.

Но это уже не наша история и она не имеет никакого отношения к нашему двухстороннему встречному движению к общей цели.

(Екатеринбург- Альметьевск.июль-авгут 2013г.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.