Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Эпилог.






В данной статье в определённой публицистической манере изложены главные, на мой взгляд, ошибки и неверные действия, способные завести развитие системы профессиональных квалификаций в безысходный тупик.Я заранее соглашусь, что это не всё, что может мешать движению вперёд. Очень часто судьба многих проектов зависит от личности лидера проекта, его работоспособности и собственной независимости. Не малую роль играет команда, сопровождающая проект и способная быстро, грамотно и эффективно менять вектор развития событий в нужном направлении. Но здесь описаны главные айсберги и предупредить об существовании и опасности, дать шанс осмотреться тем, кто берётся за реализацию системы профессиональных квалификаций. Хочется надеяться, что голос автора будет услышан и понят.

(Екатеринбург.Апрель 2013 года)

Национальная система соответствия квалификаций актуальным профессиональным требованиям.

I.Слова.

Устойчивый инновационный рост экономики страны может быть обеспечен непрерывным притоком новых идей, фундаментальных разработок и специалистов, готовых создавать отечественные технологии, а не только обслуживать чужие. Ответом на это требование времени стало появление большого количества разрозненных инициатив и проектов, реализуемых в различных профессиональных сообществах и компаниях, системе государственного и частного образования, в отдельных регионах Федерации.

Дорожная Карта по созданию «Национальной системы квалификаций и компетенций» (ДК НСКК), которую в течении2012 года активно разрабатывало экспертное сообщество под руководством Агентства стратегических инициатив (АСИ), содержит решения для интеграции реализуемых и новых инициатив в единую федеральную систему. Обозначенные в Дорожной карте меры нацелены на кардинальные преобразования в самой природе управления профессиональным образованием, и создание саморегулируемого механизма баланса спроса и предложения на рынке квалифицированных профессионалов во всех, без исключеня, сферах экономической деятельности человека.«Национальная система квалификаций и компетенций» должна стать, по сути своей, системой соответствия квалификаций актуальным профессиональным требованиям.

Национальную систему невозможно строить без учёта географических, экономических, этнических и социальных особенностей регионов. Они отражаются на профессиональной карте трудовых ресурсов, их инновационной развитости и производительности труда. Совершенно нельзя сравнивать газоносное Заполярье с регионами курортного Северного Кавказа, невозможно сопоставить рынки труда«управленческой» Москвы и промышленного Урала. Территориально-отраслевая специфика учитывается и при создании Национальной сети агентств развития профессиональных квалификаций (АРПК) с горизонтально-интегрированной системой управления. Региональные агентства развития профессиональных квалификаций (РАРПК) не могут быть похожи друг на друга, так как самостоятельно, исходя из потребностей регионального рынка труда, формируют рынок квалификаций, адаптируя внешние (международные и национальные) и актуализируя региональные системы развития профессиональных квалификаций.

В то же время, «национальность» системы предполагает единый язык общения, в виде правил работы, а так же взаимное признание не только друг друга, но и тех систем развития квалификаций, которые они актуализируют на своих территориях. Ценность любого сертификата определяется, в первую очередь, географической широтой его профессионального признания. Национальная система на то и национальная, что должна обеспечивать благоприятные условия для трудовой миграции квалифицированных профессионалов по всей экономической географии страны. Столяр, имеющий сертификат квалификации из Челябинска, должен иметь признание в профессиональной среде Калининграда и Владивостока. Это обеспечивается, главным образом, единообразием методологии разработки профессиональных стандартов, общей национальной рамкой квалификаций, взаимно признаваемым механизмом оценки и сертификации квалификаций. Обеспечение перечисленных условий возможно и усилиями государственной административной машины, которая способна просто издавать приказы, указы и директивы, назначать «смотрящих» и устанавливать систему обязательств, штрафов и наказаний. Однако, главным генератором механизма инновационного развития квалификаций, как показывает международная практика, является система добровольной и независимой оценки и сертификации квалификаций.Добровольная для человека и независимая от образования и государства. Лишить её этих основополагающих условий, значит превратить систему в дискриминационный разрешительный механизм допусков и ограничений, сопровождаемый, как правило, чиновничьим произволом и коррупцией. А зависимость от образования вообще нонсенс, когда качество и квалификацию выпускника оценивает не покупатель в лице работодателя, а тот, кто этот товар подготовил, то есть его учил. Это исключено на любом рынке и рынок труда здесь не может быть исключением. Международная организация по стандартам (ISO) теперь чётко указывает на недопустимость создания систем сертификации в учебных заведениях, которые могут, как и прежде, проводить выходной контроль своих выпускников, но входной контроль на рабочее место логичен и должен быть в руках исключительно и только работодателей и профессиональных сообществ. Это и есть независимый, рыночный контроль качества профессионального образования.

Национальная сеть агентств развития профессиональных квалификации должна представлять из себя целую систему мостовых соединений, объединяющих территории, профессиональные сообщества, региональные и отраслевые системы развития квалификаций, соответствующие им учебные программы профессиональной подготовки, специализированные и межотраслевые сертификационные центры. Пользоваться же этой системой переходов будут два основных игрока на рынке труда – профессионалы с их компетенциями и квалификациями, и работодатели с их потребностями в компетентных профессионалах. Говоря терминологией геодезистов, предлагается топографическая карта местности, где человеку будет трудно заблудиться и он избежит потерь времени в бесполезных учебных заведениях, сможет всегда найти место для приобретения актуальных и качественных профессиональных умений и знаний, получит в шаговой доступности возможность подтвердить свою профессиональную квалификацию и предъявить её уже нарынке квалифицированных специалистов. Работодатель получает возможность быстрого и беззатратного комплектования потребностей необходимыми квалифицированными специалистами, так как на этой «топографической карте» он сам выступает в качестве ориентира для привлечения профессионалов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.