Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI.I. Независимо от системы образования.






Главный принцип сертификации - тот, кто учит, тот не может оценивать специалиста, оценивает тот, кто принимает на работу. Только так можно объективно определить качество и выпускника, и программу подготовки, и само учебное заведение. Какими бы благими намерениями не оправдывали создание центров сертификации при учебных и ресурсных центрах, всё это продиктовано далеко на здравым смыслом, а чисто меркантильными интересами конкретных чиновников, привыкших безнаказанно «пилить бревно бюджетного финансирования». Поставить этому жирную точку могут АРПК, отказав таким центрам сертификации в аккредитации в силу нарушения главного принципа сертификации (см. начало абзаца). Если АРПК само зависит от системы образования, или от какого либо конкретного ВУЗа, то сможет ли оно влиять положительно на ситуацию? Нет, безусловно...

Есть и другая сторона зависимости АРПК от, к примеру, конкретного учебного заведения. Большой ВУЗ, имеющий ресурсы, помещения, прогрессивного руководителя, разделяющего идеи добровольной сертификации и принципы развития квалификаций в профессиях. И вот такой ВУЗ взялся за финансирование проекта. Проект выходит из положения «старт-ап». АРПК, следуя своим миссионерским задачам, привлекая различные практики в регион, создаёт базовую площадку. Ведёт работу на предприятиях, в профессиональных сообществах. Изучает ресурсы образовательных учреждений, способных готовить учебные программы на профессиональных стандартах. Делает предложения и приглашения к сотрудничеству другие, пусть даже разнокалиберные, учебные заведения. В том числе и те, где есть специальности и кафедры, аналогичные ВУЗу – спонсору.

Практика показывает, что неизбежно возникает конфликт между АРПК и ВУЗом, который по праву считает, что тот, кто заказывает музыку, тот и танцует барышню. Это справедливо для ВУЗа. Но это и не правильно для развития самого АРПК, которое может развиваться, используя ресурс многих и разных учебных заведений в равной степени. А в данной ситуации, когда на лицо некоторая «принадлежность» АРПК конкретному «хозяину», другие учебные заведения сами не охотно идут на контакт, стараясь не пускать в свои пределы представителя конкурирующей организации.

Третьим отрицательным фактором влияния образовательной среды на независимость системы развития квалификаций, это прямая заинтересованность учебного заведения подтвердить высоким уровнем прохождения сертификации высокое качество собственного преподавания. В жизни это обычная практика, особенно, если учебное заведение имеет «прикормленный» центр сертификации, или, не дай Бог, целое агентство развития профессиональных квалификаций.

Таким образом, практика показывает, что и здесь, как с органами власти, нельзя допускать не только принадлежности АРПК системе образования, но и любое преобладающее влияние не самостоятельность агентства или даже центра сертификации.

V. Как должно быть?

Приведённые примеры возможного негативного развития событий не выдуманы или высосаны из пальца. К счастью или, к сожалению, это реальный опыт автора статьи, занимающегося построением региональных систем развития квалификаций не первый год и не в одном только субъекте Российской Федерации. Сегодня, когда есть все основания полагать, что Национальная система компетенций и квалификаций будет строиться и в нашей стране, хочется донести до тех, кто в начале пути, что приведённые ошибки совершались действительно из благих соображений и желания сделать всё быстро и качественно. Мы пошли не правильным путём, используя административный ресурс власти, в первом случае, и интеллектуально-финансовый ресурс, пусть большого и высшего, но, увы, учебного заведения, во втором случае.

Исходя из мировой практики, собственного опыта, анализа деятельности различных международных и национальных систем развития профессиональных квалификаций мы можем описать наиболее правильную модель региональной системы развития квалификаций и её базовой организации регионального агентства развития профессиональных квалификаций (РАРПК).

Человек развивается в профессии за счёт роста его компетентности. Сама профессия развивается за счёт появления в ней всё больших компетенций. Компетенции, которыми обладает человек в профессии, говорят об уровне квалификации профессионала.Развитие и описание компетенций, система их освоения, оценка степени освоенности и сертификация уровня квалификации носителя профессии и есть система развития квалификаций профессионального сообщества (СРКПС).

V.I. Для осуществления саморазвития профессиональное сообщество создаёт внутренний механизм и инструментарий, где:

- выявлением и определением профессиональных компетенций, разработкой профессиональных стандартов и оценочных материалов, аккредитацией учебных программ, разработанных на основе компетенций, занимаются экспертно-методические центры (от временных творческих групп до юридически оформленных профессиональных экспертно-методических центров-организаций);

- профессиональной оценкой степени освоения компетенциями и соответствия специалиста требованиям профессионального сообщества, занимается экспертное сообщество, состоящее из носителей профессии и обладающих высоким актуальным уровнем квалификации.

Главные принципы работы СРПКС:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.