Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертно-методические центры.






Органы по сертификации квалификаций.

Центры по сертификации квалификаций.

Однако, недолгая история создания Национальной системы компетенций и квалификаций показала нам, что только этих трёх составляющих явно не достаточно для успешного эффективного развития системы. И уже как свершившийся факт мы имеем пусть не большую, но сеть Агентств развития профессиональных квалификаций. Сеть, разбросанную в разных уголках страны от Русской Прибалтики до Западной Сибири, и от Москвы до Северного Кавказа. Эти организации призваны выполнять, на мой взгляд, самую важную роль в становлении НСКК. И если первые три вида центров призваны решать тактические задачи развития системы (стандарты, оценочные материалы, процедуры сертификации), то АРПК отведена роль штаба, определяющего стратегический вектор развития рынка квалификаций региона, в частности, и страны, в целом. Миссией АРПК: Построение рынка высококвалифицированных профессионалов для инновационной экономики посредством: -обеспечения постоянного совершенствования и развития систем профессиональных квалификаций в конкретных отраслях экономической деятельности, -профессионально- квалификационной реструктуризации рынка труда, -преобразования системы профессионального образования под требования работодателей и профессиональных сообществ через механизм профессиональной стандартизации с одновременным введением контроля качества через механизм независимой сертификации, - включения механизма частно- государственного партнёрства, - развития системы признания и идентификации профессионалов среди работодателей и профессиональных сообществ на региональном, национальном и международном уровнях.

Регулирование рынка квалифицированных профессионалов осуществляется региональным агентством развития квалификаций одновременно как в интересах трудоспособного населения, так и в интересах работодателей. С этой целью в поле зрения постоянной ответственности АРПК входит:

А) Актуализация, адаптация, внедрение в регионе систем развития профессиональных квалификаций, соблюдающих принципы независимости от системы профессионального образования, добровольности в прохождении оценки и сертификации, признания результатов сертификации самим профессиональным сообществом. б) Обеспечение шаговой доступности для населения мест прохождения сертификации. в) Ведение открытых (доступных всем) региональных реестров сертифицированных профессионалов по всем, входящим в регион, СРПКС.

Обеспечить выполнение такой миссии с зоной ответственности, под силу организации, представляющей максимально возможное количество работодателей и профессиональных сообществ доминирующих отраслей региона. И если такой организации нет в регионе, то её следовало бы создать. Однако, такие организации не только есть, но, что очень важно, совпадают миссии этих организаций с миссией АРПК в части построения благоприятных условий для развития экономики региона, каковым является создание рынка квалифицированных специалистов. Мы говорим о системе торгово-промышленных палат, объединивших в себе, по сути, самый крупный сегмент работодателей страны, являющихся главными заказчиками на рынке квалифицированных специалистов. В состав учредителей палат входят не только владельцы рабочих мест, но и сообщества профессионалов, образовательные и научные заведения, и даже отдельные союзы работодателей. Палаты успешно адаптированы в международное сотрудничество с аналогичными структурами других стран, что позволяет рассматривать их, как потенциальные площадки для перевода на территорию региона и страны успешных интернациональных систем развития профессиональных квалификаций. Особенно это становится актуальным в условиях Всемирной Торговой Организации. Можно было бы говорить и о других крупных объединениях работодателей, как СПП и «Деловая Россия», но приведу лишь один единственный аргумент из статистики... Все члены этих двух уважаемых организаций являются членами региональных торгово-промышленных палат или ТПП РФ. И далеко не все члены ТПП доверили свои интересы в СПП и «ДР». Это неоспоримый факт, не требующий другой аргументации в пользу системы торгово-промышленных плат в роли региональных агентств развития профессиональных квалификаций.

2. Пчёлы, соты, сладкий мёд.

Объединение под общей крышей разно-отраслевых работодателей и профессиональных сообществ, различных по уровням и формам собственности профессиональных обучающих заведений, научных организаций и общественных фондов, уже является необходимым и достаточным условием, для наделения торгово-промышленных палат функциями региональных агентств развития квалификаций. Остаётся только научить, что и как делать и запускать маховик.

Начнём с того, что палаты не имеют вертикальной зависимости и каждая палата самостоятельна в выполнении своей миссии на территории её нахождения. Территориальный размах влияния обуславливается лишь количеством членов палаты и местом их юридической регистрации. Так же и определяется отраслевой вектор деятельности палаты, как агентства развития квалификаций. Этот вектор задаётся теми же членами ТПП. Таким образом, палаты получают отраслевые и территориальные границы рынка труда, который им предстоит преобразовать в рынок квалифицированных профессионалов. В составе членов палат, как мы убедились, одновременно и заказчик рынка квалификаций – работодатели, и подрядчик – учебные профессиональные заведения, и посредник- профессиональное сообщества, которые создают требования к профессии и определяют соответствие им учебных программ. Это позволяет самим палатам, уже в роли АРПК, инициировать создание, как экспертно-методических центров, так и органов и центров сертификации. Это же и позволяет им с наименьшими потерями времени и средств адаптировать внешние системы развития квалификаций, отсутствующие на её территории, но необходимые для рынка квалификаций. Отраслевое и территориальное ограничение ТПП-АРПК есть благо, так как не даёт никаких шансов распыляться по несвойственным направлениям и концентрирует исключительно на конкретных отраслях местного рынка. Это нелишнее условие для качественного результата. А если качественный результат будет на каждом маленьком участке «лоскутного одеяла» Национальной системы компетенций и квалификаций? Это разве плохо?

Весьма важным является и то, что нет необходимости надстраивать, создавать, выдумывать различные территориальные, региональные советы, комиссии, комитеты при губернаторах, правительствах, мэрах и разных сити-менеджерах по развитию, модернизации, совершенствованию НЕпрофессионального профессионального образования или аморфного рынка труда (просто рынка людей). Это излишние, весьма пустопорожние и, скорее, «галочные» образования носят чисто популистский характер и не работают, как показывает жизнь. А если и работают, то реальный результат очень схож с родами горы, разрешившейся маленькой мышью. Здесь достаточно уже сложившейся практики ТПП, где все важные решения принимаются правлениями и реализуются самими же членами. Если появляется необходимость привлечь к работе засыпающих чиновников, то власть никогда не сможет отказать в поддержке инициативы основных налогоплательщиков местного бюджета. Это относится ко всем сферам жизненных интересов объединения работодателей, и рынок квалифицированных профессионалов, как наиболее острая социально-экономическая сфера, здесь не может быть исключением.Игнорировать объединённое движение работодателей, профессиональных сообществ и образования чревато последствиями для исполнительной власти и это надо учитывать, если мы действительно хотим активизировать гражданские институты общества в управлении нашей же жизнью. Это к вопросу о частно- государственном партнёрстве.

Отраслевые и территориальные ограничения, объективно сложившиеся для палат, как агентств развития профессиональных квалификаций, не распространяются на главный объект рынка квалификаций- непосредственно самого квалифицированного профессионала. Профессия человека существует далеко за пределами места регистрации и при определённых условиях, он легко может влиться в поток трудовой миграции, как внутри страны, так и пойти по миру (в географическом аспекте). Рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба. И что самое интересное, что «рыбу» он ищет, как показывает статистика, в пределах собственной же области (субъекта Федерации) и соседних регионов с похожим отраслевым составом промышленности. Глупо даже предполагать, что местное АРПК имеет хоть малейший шанс остановить это движение. Этого не надо даже пытаться делать, так как общее понятие «миграция» имеет двойное смысловое развитие «эмиграция» и «иммиграция». Для заполнения освобождаемых рабочих мест необходим не просто адекватный количественный обратный приток иммиграции, но и его качественное содержание. То есть нужны специалисты, соответствующие актуальным профессиональным стандартам, действующим здесь и сейчас. Получить такой качественный приток из соседнего региона возможно при условии наличия там аналогичной или адекватной системы развития, оценки и сертификации квалификаций. Но если каждая палата в роли АРПК своего региона самостоятельно развивает свой- же рынок квалификаций, то вполне возможен разрыв, когда даже на предприятиях одной отрасли промышленности, расположенных в разных субъектах одного Федерального округа, будут различаться требования к одной и той же профессии или квалификации. Эта проблема решаема при условии взаимного признания различных региональных систем компетенций и квалификаций, согласованности в методологии разработки профессиональных стандартов и оценочных инструментариев, конвертации квалификационных сертификатов на межрегиональном пространстве, каким является Федеральный округ. При этом необходима общая на все ТПП-АРПК округа организация, консолидирующая всех участников межрегионального рынка профессиональных квалификаций, координирующая согласованное, поступательное и равномерное развитие межрегиональной системы компетенций и квалификаций. Аллегории часто помогают быстрее понять суть решения проблемы и здесь я не стану ходить далеко за примером. В своей практике мне пришлось участвовать в весьма амбициозном проекте – внедрение GSM в Татарстане. Так вот, Глобальная Система Мобильной телефонии имеет название - сотовая связь. Это когда частотный план (то есть расположение зон приёма и установки антенн) разбит на сектора, называемые «сотами». В нашем случае под сотами мы понимаем отрасли профессиональной деятельности человека. Соты расположены в виде сетки в рамках, под которыми я подразумеваю региональные агентства развития профессиональных квалификаций. Рамки рядком укладываются в улей- это объединённые территориально АРПК-ТПП. В нашем случае под аллегорией улья мы подразумеваем Уральский Федеральный округ. И уж, понятное дело, что мы имеем в виду под аллегорией – пасека. Кончено же Национальную систему компетенций и квалификаций, виртуально, реально, воображаемо, осязаемо расположенную на территории Российской Федерации. Кстати, и для пчёл у нас есть прототипы- это огромная армия разработчиков профессиональных стандартов, методистов учебных модульных программ, экспертов по оценке и сертификации квалификаций, технических экспертов по процедурам сертификации. Это и международные эксперты, находящие и адаптирующие лучшие мировые практики развития профессиональных квалификаций на территории НСКК РФ, как пчёлы собирают цветочную пыльцу на разных полях и несут этот живительный нектар к себе в улей. Правда, эту пчелиную семью ещё надо подготовить, чем и должны заняться ТПП в первую очередь. И вот тогда мы можем надеяться на получение качественного продукта со всей этой огромной пасеки и каждого улья в отдельности- рынок квалифицированных профессионалов страны по необходимым каждому улью, простите региону, отраслям человеческой экономической деятельности.

3. Коротко, по делу и по нужному месту.

Ассоциация торгово-промышленных палат Уральского Федерального округа объединяет 14 ТПП. Экономическая, промышленная схожесть и географическая близость позволяет привлечь в эту команду такие же Уральские регионы, которые по глупому недоразумению чиновников оказались в далёком для них Поволжье. Речь идёт о Пермском крае, Удмуртии и Башкортостане, а вместе это называется БОЛЬШОЙ УРАЛ, в 17-ти палатах которого, чтутся интересы почти 12 тысяч работодателей, профессиональных и экспертных сообществ, учреждений профессионального образования и науки. Практически все стратегические отрасли страны представлены в лице членов этих палат. Мы имеем шанс здесь и немедленно объединить свои ресурсы и усилия для быстрого прорыва в институциональном становлении не только Системы компетенций и квалификаций Большого Урала, но и дать «волшебный пендель» всему движению в стране и НСКК. Извините за аллегорию, но более точного слова не нашлось!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.