Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая клинико-патогенетическая характеристика патологических привычных действий. Дромомания. Трихотилломания. Онихофагия.






Сосание пальца, яктация, допубертатная мастурбация, онихофагия, трихотиллома-ния представляют собой группу близких по природе и патогенезу нозологически неспецифических расстройств поведения, характерных для детского и подросткового возраста, имеющих свои непатологические аналоги и проявляющихся в клинике в виде типичных дифференцированных симптомов и синдромов, рудиментарных и атипичных феноме­нов, а также в виде сочетания нескольких привычных действий. Наибольшая частота совместного существования отдельных вариантов ППД отмечается в парах: сосание паль­ца— яктация и трихотилломания — онихофагия.

ППД — это продуктивно-дизонтогенетические феномены регрессивного характера, возникающие в результате фиксации инстинктивных поведенческих моделей, физиоло­гичных для раннего возраста, либо вследствие возврата к ним в более поздние возраст­ные периоды в рамках психогенных заболеваний, церебрально-органических состоя­ний, общих или парциальных задержек и аномалий нервно-психического развития, эндо­генных депрессий, шизофрении и других нозологических форм. С наибольшей частотой ППД возникают при патологических состояниях, развитие которых определяется сочета­нием психогенных, энцефалопатических и наследственно-конституциональных факто­ров. Диалектическое взаимодействие указанных факторов определяет дальнейшую ди­намику ППД и личности пациентов.

Такие этологические феномены, как сосание пальца, раскачивания телом и головой, допубертатная мастурбация, грызение ногтей, выдергивание волос могут быть пред­ставлены как эволютивные звенья единой психобиологической цепи: филогенетические автоматизмы в рамках пищевого, полового, исследовательского, груминг-поведения: естественное инстинктивное поведение новорожденных и детей раннего возраста, отра­жающее сомато-вегетативный уровень нервно-психического реагирования (по Ковале­ву, 1979; 1985); гиперкомпенсаторное стереотипное поведение, обусловленное дизонто-генетическими механизмами психогенных, церебрально-органических или эндогенных заболеваний; индивидуальная привычка условно патологического или патологического характера как относительно автономная поведенческая система, осуществление кото­рой стало потребностью; психопатологические симптомы и синдромы, сформировав­шиеся на почве перечисленных выше поведенческих моделей и отражающие клиниче­ские закономерности основного патологического процесса или состояния.

Дромомания – это расстройство психики, проявляющееся непреодолимым желанием сбежать из дома. Как правило, больной не имеет заранее спланированного маршрута или цели, и не осознает последствий своего поступка. Иными словами, дромоманеий в психиатрии называют импульсивные, незапланированные путешествия, совершаемые при отсутствии какой бы то ни было мотивации. Человек, страдающий дромоманией, может оставить свою семью и работу, чтобы отправиться в неизвестность. У детей гораздо чаще наблюдается такое явление, как ложная дромомания, при которой побег из дома является своеобразной реакцией ребенка на конфликтную, стрессовую ситуацию или психологическую травму. Постепенно подобное состояние перерастает в так называемый синдром непреодолимого влечения. Периоды Симптомы дромомании всегда развиваются последовательно, проходя определенные этапы. Так, вследствие какого-либо психотравмирующего обстоятельства может произойти первый эпизод побега, после которого о заболевании говорить еще рано, так как есть вероятность, что он больше не повторится. Постепенно побег может превратиться в привычную реакцию человека на стрессовые или конфликтные ситуации. На данном этапе дромомания еще контролируется больным, но для него уход из дома уже становится привычным способом преодоления любых нежелательных ситуаций. Когда тяга к побегу становится совсем непреодолимым, речь пойдет уже о клинической форме болезни. Интересен тот факт, что клиническая форма дромомании была у русского писателя Максима Горького, потерявший родителей в раннем возрасте. Страстью к побегам также страдали его бабушка и мама. Наверное, именно поэтому в его произведениях столь тонко и с большим пониманием описана жизнь бродяг и людей, страдающих психическими заболеваниями.

Трихотилломания – это психическое расстройство, возникающее чаще всего на фоне стресса и характеризующееся потребностью человека вырывать собственные волосы, а иногда и их последующим поеданием. Чаще всего заболевание встречается у лиц женского пола, также в детском возрасте. В психиатрии подобное расстройство относят к неврозу навязчивых состояний. Выделяют детскую и тяжелую формы заболевания. В первом случае трихотилломания наблюдаются у детей от двух до шести лет. Тяжелая форма наиболее характерна для женщин зрелого возраста, но может развиться и у мужчин, а также подростков. В подавляющем большинстве случаев больные вырывают волосы с волосистой части головы, реже с бровей и ресниц. Крайне редко объектом нездоровой привычки становятся волосы, растущие в области лобка, подмышечных впадин, на руках и ногах, а для их выдергивания человек может использовать как собственные пальцы, так и любые подручные средства. Так как подобная привычка может привести к частичному или тотальному облысению, а также иным неблагоприятным последствиям, для ее устранения требуется компетентное лечение. Не реже патология приводит к развитию тяжелых психических заболеваний – депрессии, синдром дефицита внимания, анорексия и т.д.

Онихофагией называют психическое расстройство, которое проявляется в постоянном обкусывании ногтей. Это вредная, не эстетичная привычка характерна и взрослым людям, ведь от любого негатива избавиться нелегко. В нашем случае привычка имеет психологические корни, поэтому избавляться от неё нужно с помощью психолога. Визуальные последствия этой привычки — не эстетичный вид ногтей. Разрушенная кутикула, заусеницы и кровоподтеки на пальцах, врастание ногтей в мягкие ткани со временем приводят к деформации ногтевой пластины. А еще велик риск инфицирования мягких тканей ногтей и начала воспалительного процесса.

29.Сверхценные увлечения и их характеристика.
При сверхценном увлечении все характеристики обыч­ного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения чело­века, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность. Классическим примером пароксизмального увлечения и “гиперувлечения” является состояние влюбленно­сти, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, утрачивать контроль за временем, посвященным ему, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Существенными признаками сверхценных пси­хологических увлечений считаются:

• глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлече­ния

• пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения

• утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увле­чение

• игнорирование любой иной деятельности или увлечения

Особой разновидностью сверхценных психологических увлече­ний является т.н. “паранойя здоровья” — увлеченность оздорови­тельными мероприятиями. При этом человек в ущерб иным сферам жизнедеятельности (работе, семье) начинает активно заниматься тем или иным способом оздоровления — бегом, особой гимнасти­кой, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ле­дяной водой, промыванием ноздрей и полости рта соленой водой и пр. Механизмом формирования “паранойи здоровья” является фе­номен “сдвига мотива на цель”, когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.

Увлечение какой-либо деятельностью достигающей крайней сте­пени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и растворением индивидуальности носит название фанатизм. Чаще фанатичное отношение формирует­ся в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Общей характеристикой фанатизма является выработка человеком стерео­типа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и актив­ной помощи, миссионерская деятельность.

К расстройствам влечений, которые проявляются выраженными отклонениями в поведении, традиционно относят: клептоманию, пироманию, дромоманию, дипсоманию. Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Следует отличать делинквентное стремление воровать и клептоманию, суть которой не является приобретение путем кражи какой-либо вещи. Самоцелью становится процесс воровства, связанный с ним риск. Выделяют две формы клептомании: аддиктивную и психопатологическую. При аддиктивной клептомания выступает эмоционально насыщенным поступком, совершение которого направлено на выведение себя из состояния безэмоциональности, скуки и неудовлетворяющей размеренности течения жизни. Она совершается с целью «встряхнуться», почувствовать жизнь «во всех красках». При этом выбирается один из самых рискованных способов воровства, когда человек может быть застигнут за совершением кражи и ему может грозить какое-либо наказание. При психопатологической форме клептомания является клиническим признаком и в отличие от аддиктивной появляется импульсивно, ей предшествует дисфори-ческий эпизод. Обычно клептомания входит в структуру патологических черт характера. Пироманией называется непреодолимое влечение к совершению поджогов, дромоманией — к бродяжничеству, дипсоманией — к запоям.

30.Сексуальные аддикции: характеристика, классификация.

Признаками сексуальной аддикции являются (Goodman, 1997):

1) повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением;

2) продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные последствия.

Теоретическая модель сексуальной аддикции, предложенная А. Гудманом (Goodman, 1997), включает в себя три компонента:

нарушение регуляции аффекта;

нарушение тормозного контроля за сексуальным поведением;

нарушение функционирования мотивационной системы награды.

В генезе сексуальных аддикций большое значение имеет ранняя сексуальная травматизация в детстве: от прямого инцеста до закладки у ребенка убеждений, что он представляет интерес только как сексуальный объект. В такой ситуации формируется комплекс неполноценности, изоляция, недоверие к окружающим и зависимость от них, чувство угрозы извне и сверхценное отношение к сексу. Как показали исследования, у сексуальных аддиктов выше уровень тревоги, депрессии, обсессивно-компульсивных проявлений, а также интерперсональной сенситивности по сравнению с контрольной группой.У сексуальных аддиктов встречается достаточно высокая коморбидность с другими психическими расстройствами, такими, как злоупотребление ПАВ, тревожные и аффективные расстройства.Л.К.Шайдукова (1993) описала частое сочетание сексуальной аддикции с ранним алкоголизмом у женщин, где мотивом и алкоголизации, и промискуитета был поиск новых ощущений. Мотив поиска «острых ощущений» как ведущий при сочетании сексуальной и алкогольной аддикции приводится и в работе индийских исследователей.

Фазы: 1. Сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику, носящая обсессивный характер. Постоянное возвращение к этим мыслям приводит к тому, что они занимают все большее количество времени, становясь любимой темой размышлений. Аддикт получает определенное удовольствие в это время, его сознание начинает по-другому структуризироваться, в нем все большее значение приобретает фантазирование на сексуальные темы. Меняется восприятие многих вещей. Окружающие начинают рассматриваться сквозь призму сверхзанятости мышления и воображения сексуальной тематикой. В них видятся прежде всего сексуальные объекты. Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные, от которых не получаешь удовольствия. Этот период может быть разным по времени, он может сопровождаться не конкретными действиями, а возникновением определенных предпочтений, мыслей о способах их реализации и фиксированием их в сознании.

2. Стадия ритуализации поведения с разработкой схем, приводящих к сексуальному поведению (включая мысли и фантазии), при которых одно событие следует за другим в определенной последовательности. Аддикция включает сексуальные реализации и становится повседневным ритуалом, при котором для ее осуществления резервируется специальное время. Вступление в цикл ритуального поведения не терпит отвлечения со стороны окружающих. Ритуализация сверхзанятости сексом более важна, чем конкретная реализация, поскольку она сопряжена с измененным психологическим состоянием сознания, вызывающим психологический релакс. Этот процесс поглощает много времени и энергии. Возможно постепенное " включение" действий, связанных с подготовкой входа в это состояние. Все это часто не замечается окружающими, так как сексуальный аддикт стремится к сохранению имиджа нормальности по отношению к внешнему миру, демонстрируя ему ложное Я, стараясь выглядеть человеком, у которого нет аддикции.

3. Фаза компульсивного сексуального поведения с явлением потери контроля, свойственной для других аддикции. Вступив в эту фазу, аддикт не может контролировать свои действия, оставляя после себя " след", рискуя раскрыть себя или нанести себе психологическое или физическое повреждение. Он бессилен в отношении предупреждения своего поведения. Ему трудно остановиться. Контроль над различными видами сексуальной активности теряется. После реализации компульсивного характера появляются нереализуемые обещания, связанные с пониманием необходимости остановиться. Такое поведение сопровождается дальнейшим усилением комплекса неполноценности.

4. Этап катастрофы или отчаяния, наступающий после неприятностей, обусловленных определенными событиями, например, наказанием или заболеванием. В этот период нарастают отрицательные чувства к себе, провоцирующие обострение аутодеструктивного инстинкта и появление мыслей о самоубийстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.